Категории
Государство
Компетенция парламента просмотров - 561
Юридическим выражением функций парламента является его компетенция. Компетенция парламента — это совокупность его полномочий по определенным предметам ведения.
Компетенция по-разному формулируется в конституциях зарубежных стран. Она может быть:
- неограниченной - при которой круг вопросов ведения парламента точно не очерчен (Великобритания);
- относительно ограниченной, предполагающей существование лишь некоторых ограничений, как правило, со стороны субъектов федерации или автономных единиц (США);
- абсолютно ограниченной, означающей существование строго определенного круга вопросов компетенции, выйти за пределы которого парламент не вправе (Франция).
Полномочия парламента можно подразделить на несколько сфер.
1. В законодательной сфере парламенту принадлежит исключительное право принимать законы, то есть акты высшей юридической силы. Исполнительные органы могут принимать законы только в том случае, если они уполномочены на это парламентом, то есть в порядке делегирования законодательных полномочий.
2. В финансовой сфере полномочия парламента включают его право принимать бюджет и устанавливать налоги. Данные полномочия реализуются путем принятия законов и примыкают к законодательным полномочиям.
3. В сфере международных отношений важнейшими полномочиями парламента являются ратификация и денонсация международных договоров. Ратификация — это одобрение договора парламентом, выражающее окончательное согласие государства на его заключение. Денонсация — это одностороннее расторжение международного договора государством, ведущее к утрате им юридической силы на территории данного государства.
4. В сфере формирования государственных органов и учреждений, а также назначения должностных лиц парламент самостоятельно назначает некоторых из них (к примеру, президентов в ряде парламентарных республиках) либо принимает участие в таком назначении (так, к примеру, происходит формирование правительства).
5. Парламентский контрольза деятельностью государственных органов и учреждений, прежде всего исполнительной власти:
- утверждение им государственного бюджета и отчета о его исполнении;
- вопросы отдельных парламентариев;
- парламентские запросы (интерпелляции);
- работу расследовательских комиссий и комитетов;
- деятельность омбудсманов (уполномоченных по правам человека) и счетных палат.
Осуществление парламентского контроля может привести к применению парламентом мер юридической или политической ответственности к упомянутым субъектам. Юридическая ответственность выражается в осуществлении процедуры импичмента͵ то есть отрешения от должности лица, совершившего правонарушение (чаще всего президента). Политическая ответственность имеет место лишь в парламентарных странах и охватывает деятельность правительства. Она проявляется в том, что парламент может выразить правительству (реже отдельному министру) недоверие или отказ ему в доверии, в результате чего правительство будет вынуждено уйти в отставку. К примеру, согласно ст. 89 Конституции Болгарии 1991 года «если Народное собрание выразило недоверие министру-председателю или Совету министров, министр-председатель подает заявление об отставке правительства». В некоторых странах, впрочем, последствия выражения недоверия или отказа в доверии правительству со стороны парламента бывают неоднозначными, то есть по решению главы государства может последовать либо отставка правительства, либо роспуск парламента. К примеру, Президент Венгрии может распустить Государственное собрание, если оно в течение 12 месяцев не менее чем четыре раза лишило Правительство доверия (ст. 28 Конституции 1949 года (в редакции 1990 года).
Как видно, с проблемой политической ответственности правительства связан вопрос о роспуске парламента. Общие закономерности таковы, что парламент или одна из его палат, или только нижняя палата бывают распущены президентом или монархом в парламентарных государствах и смешанных республиках; при этом если правительство несет политическую ответственность только перед нижней палатой, то роспуску подлежит, как правило, только она, а если перед обеими палатами — то обе они (одновременно или любая из них) бывают распущены.
На практике парламент (палата) распускается в случаях возникновения у него политических конфликтов с правительством или главой государства. При этом некоторые конституции ограничивают право президента распустить парламент, выражая недоверие правительству или отказ ему в доверии (как альтернатива отставке правительства) или (и) неспособности парламента сформировать правительство. [33]
Читайте также
1. Общее понятие компетенции парламента, виды компетенции 2. Специальная компетенция Совета Федерации 3. Специальная компетенция Государственной Думы 4. Наиболее важные вопросы общей компетенции Федерального Собрания 1. Компетенция- объем полномочий, через которые... [читать подробенее]
Палаты Парламента не могут заседать совместно и принимать совместные решения. Компетенция каждой из палат определена в Конституции, прежде всего - в ст. 97 и 98. Основная функция любого Парламента - законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной). При этом... [читать подробенее]
Палаты Парламента не могут заседать совместно и принимать совместные решения. Компетенция каждой из палат определена в Конституции, прежде всего - в ст. 97 и 98. Основная функция любого Парламента - законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной). При этом... [читать подробенее]