Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Компетенция парламента
просмотров - 89

Юридическим выражением функций парламента является его компетенция. Компетенция парламента — это совокупность его полномочий по определœенным предметам ведения.

Компе­тенция по-разному формулируется в конституциях зарубежных стран. Она может быть:

- неограниченной - при которой круг вопро­сов ведения парламента точно не очерчен (Великобритания);

- от­носительно ограниченной, предполагающей существование лишь некоторых ограничений, как правило, со стороны субъектов фе­дерации или автономных единиц (США);

- абсолютно ограни­ченной, означающей существование строго определœенного круга вопросов компетенции, выйти за пределы которого парламент не вправе (Франция).

Полномочия парламента можно подразделить на несколько сфер.

1. В законодательной сфере парламенту принадлежит исключительное право принимать законы, то есть акты высшей юридической силы. Ис­полнительные органы могут принимать законы только в том слу­чае, если они уполномочены на это парламентом, то есть в поряд­ке делœегирования законодательных полномочий.

2. В финансовой сфере полномочия парламента включают его право принимать бюджет и устанавливать налоги. Данные полномочия реализуются путем принятия законов и примыкают к законодательным полномочиям.

3. В сфере международных отношений важнейшими полномочиями парламента являются ратификация и денонсация международных договоров. Ратификация — это одобрение договора парламентом, выражающее окончательное согласие государства на его заключение. Денонсация — это одностороннее расторже­ние международного договора государством, ведущее к утрате им юридической силы на территории данного государства.

4. В сфере формирования государственных органов и учрежде­ний, а также назначения должностных лиц парламент самостоя­тельно назначает некоторых из них (к примеру, президентов в ряде парламентарных республиках) либо принимает участие в таком назначении (так, к примеру, происходит формирование правительства).

5. Парламентский контрольза деятельностью государственных органов и учреждений, прежде всœего исполнительной власти:

- утверж­дение им государственного бюджета и отчета о его исполнении;

- вопросы отдельных парламентариев;

- парламентские запросы (ин­терпелляции);

- работу расследовательских комиссий и комитетов;

- деятельность омбудсманов (уполномоченных по правам человека) и счетных па­лат.

Осуществление парламентского контроля может привести к применению парламентом мер юридической или политической от­ветственности к упомянутым субъектам. Юридическая ответствен­ность выражается в осуществлении процедуры импичмента͵ то есть отрешения от должности лица, совершившего правонарушение (чаще всœего президента). Политическая ответственность имеет ме­сто лишь в парламентарных странах и охватывает деятельность правительства. Она проявляется в том, что парламент может вы­разить правительству (реже отдельному министру) недоверие или отказ ему в доверии, в результате чего правительство будет вы­нуждено уйти в отставку. К примеру, согласно ст. 89 Конституции Болгарии 1991 года «если Народное собрание выразило недоверие министру-председателю или Совету министров, министр-предсе­датель подает заявление об отставке правительства». В некоторых странах, впрочем, последствия выражения недоверия или отказа в доверии правительству со стороны парламента бывают нео­днозначными, то есть по решению главы государства может пос­ледовать либо отставка правительства, либо роспуск парламента. К примеру, Президент Венгрии может распустить Государствен­ное собрание, если оно в течение 12 месяцев не менее чем четыре раза лишило Правительство доверия (ст. 28 Конституции 1949 года (в редакции 1990 года).

Как видно, с проблемой политической ответственности прави­тельства связан вопрос о роспуске парламента. Общие закономер­ности таковы, что парламент или одна из его палат, или только нижняя палата бывают распущены президентом или монархом в парламентарных государствах и смешанных республиках; при этом если правительство несет политическую ответственность толь­ко перед нижней палатой, то роспуску подлежит, как правило, только она, а если перед обеими палатами — то обе они (одновре­менно или любая из них) бывают распущены.

На практике парламент (палата) распускается в случаях воз­никновения у него политических конфликтов с правительством или главой государства. При этом некоторые конституции ограни­чивают право президента распустить парламент, выражая недо­верие правительству или отказ ему в доверии (как альтернатива отставке правительства) или (и) неспособности парламента сформи­ровать правительство. [33]


Читайте также


  • - ВОПРОС 18. Компетенция парламента РФ

    1. Общее понятие компетенции парламента, виды компетенции 2. Специальная компетенция Совета Федерации 3. Специальная компетенция Государственной Думы 4. Наиболее важные вопросы общей компетенции Федерального Собрания 1. Компетенция- объем полномочий, через которые... [читать подробенее]


  • - Компетенция Парламента

    Палаты Парламента не могут заседать совместно и прини­мать совместные решения. Компетенция каждой из палат опре­делена в Конституции, прежде всего - в ст. 97 и 98. Основная функция любого Парламента - законотворчес­кая (наряду с контрольной и распорядительной). При этом... [читать подробенее]


  • - Компетенция Парламента

    Палаты Парламента не могут заседать совместно и прини­мать совместные решения. Компетенция каждой из палат опре­делена в Конституции, прежде всего - в ст. 97 и 98. Основная функция любого Парламента - законотворчес­кая (наряду с контрольной и распорядительной). При этом... [читать подробенее]