Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Конституционное регулирование социальных отношений. Социальная система и ее структура
просмотров - 104

Социальная система, социальная структура и социальная справедливость. Под социальной системой принято понимать система социальных отноше­ний, сложившаяся и развивающаяся в данном обществе.

Регулирование социальных отношений конституциями зару­бежных стран направлено в первую очередь на преодоление в об­ществе различных конфликтов. Такое регулирование появилось лишь в XX веке, особенно после Второй мировой войны, в связи с действием такой общемировой тенденции развития государств и их конституций, как социализация. Социальное конституционное регулирование охватывает отношения между трудом и капиталом, межнациональные отношения, охрану семьи, вопросы экологии, здравоохранения, социального обеспечения, защиты потребителя. Регламентация отношений между трудом и капиталом осуще­ствляется в современных конституциях достаточно редко. В качест­ве примера можно привести ст. 37 Конституции Испании 1978 го­да, закрепляющую право на коллективные переговоры по вопросам труда между представителями трудящихся и предпринимателями, причем за соглашениями, заключаемыми между ними, признается обязательная юридическая сила. Вместе с тем, Конституция призна­ет право трудящихся и предпринимателœей на трудовой конфликт, особо оговаривается право трудящихся на забастовку (ст. 27).[14]

Межнациональные отношения. Конституционно-правовое регулирование межнациональных от­ношений сводится к следующим формам.

1. Националь­но-территориальная автономия. В некоторых странах, где среди насе­ления имеются территория, где проживают разные национальности, то на соответствующих территориях создаются государственные единицы с дополнительными автономными правами, призванными удовлетворить специфические интересы их населœения.

Так, Италия делится на 20 областей, обладающих широкой авто­номией вплоть до права осуществлять законодательную власть. А кро­ме того, согласно ст. 116 Конституции пять областей наделяются осо­быми формами и условиями автономии согласно специальным стату­сам, утвержденным конституционными законами. В частности специ­альный статус области Третино-Альто Адидже в редакции 1972 года регулирует использование немецкого и латинского языков.

Конституция Испании в ст. 2 признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, составляющих общую и неделимую родину всœех испанцев. Ныне Испания делится на 17 регио­нальных автономных сообществ, из которых 4 пользуются полной ав­тономией, гарантирующей интересы соответствующих национальных общностей.

В Финляндии широкой автономией обладают Аландские острова, населœенные шведами.

2. Равноправие независимо от расы, национально­сти, языка, религии.

В отдельных странах правящие группы, не рассчитывая на соци­альную привлекательность установленных ими режимов, выдают себя за выразителœей интересов определœенной национальной общности и вводят с этой целью дискриминационные меры в отношении лиц, при­надлежащих к иным общностям, действуя по древнему принципу «раз­деляй и властвуй».

3. Признание и гарантирование коллективных прав национальных (и иных) меньшинств. Иногда этим меньшин­ствам предоставляются преимущества и льготы, призванные компен­сировать ущерб, нанесенный им существующими прежде дискрими­нацией или угнетением, либо обеспечить выживание соответствую­щей общности.

4. Право на самоопределœение народов (наций). Оно означает право народа самостоятельно определять форму своего государственного существования, будь то в составе другого госу­дарства или в виде отдельного государства. Такое государство может существовать отдельно, но может и войти в федеративный или конфе­деративный союз с другими государствами.

Поощрение и охрана брака и семьи. Семья — это та общественная структура, в которой, прежде всœего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, форми­руются его социальные качества. По этой причине значительное большинство конституций не обходят семью своим вниманием. То же относится и к браку, лежащему в основе семьи. Большинство конституций поощряют и охраняют институты семьи, брака, материнства, отцовства, детства путем зак­репления принципов добровольности вступления в брак и равно­правия супругов, государственной защиты семьи, брака, материн­ства, отцовства и детства.

Так, ст. 24 японской Конституции устанавливает, что брак осно­вывается только на взаимном согласии обеих сторон и существует на основе взаимного сотрудничества, основанного на равноправии мужа и жены. Все вопросы брака и семьи должны регулироваться законом, исходя из принципа личного достоинства и равенства полов.

В КНР согласно Конституции государство берет на себя бремя планирования рождаемости, аналогичная обязанность адресована супругам.

Государственная политика в области экологии, здравоохранения и социального обеспечения. Проблема сохранения окружающей человека среды выдвинулась в наше время в число наиболее серьезных глобальных проблем, ибо заг­рязнение ее приобрело такие масштабы, что поставило под угрозу само существование человечества. Практически нет ни одной конституции, принятой в последние два-три десятилетия, которая не затрагивала бы данную проблему. Конституционные положения возлагают на государ­ство обязанность обеспечить сохранность и улучшение окружающей среды, а на физических и юридических лиц — обязанность соблюдать требования экологии в своей производственной и иной деятельности.

К проблеме сохранения окружающей среды примыкает и пробле­ма рационального природопользования.

В некоторых конституциях установлена обязанность государства охранять также памятники истории и культуры, которые порой рассмат­риваются как элемент окружающей среды.

Охрана жизни и здоровья человека многими современными кон­ституциями рассматривается как одна из важнейших социальных задач общества и государства. Современные конституции закрепляют право на меди­цинское обслуживание, обязанности государства по развитию системы здравоохранения и по защите наиболее уязвимых слоев населœения, право человека на социальное обеспечение.

Государственная защита потребителя. На государство возлагается обязанность заботиться о качестве продукции, о выдаче разрешений на производство и про­дажу товаров, о принятии законов, охраняющих права потре­бителœей. Данная проблема лишь в отдельных странах поднята на конститу­ционный уровень. Конституция Испании, к примеру, устанавливает, что «государственные власти гарантируют охрану интересов потре­бителœей, защищая эффективными средствами их безопасность, здоровье и законные экономические интересы. Государственные власти содействуют распространению информации и просвещения среди потребителœей; власти поддерживают их организации и рассматривают вопросы, которые могут затрагивать интересы их членов» (ст. 51).