Категории
Государство
Монархия просмотров - 581
В переводе с греческого данный термин означает единовластие. При этом монархия — не просто власть одного, а в современном понимании власть наследуемая. Эта власть нередко обожествляется (монарх — помазанник Божий). В Японии Император до 1945 года считался сыном богини Солнца — Лматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.
Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 года «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Символом единства и постоянства государства называет Короля ст. 56 Конституции Испании 1978 года.
Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх. Бельгийская конституция 1831 года, к примеру, вообще такой характеристики не содержит. Главное — в полномочиях монарха. Учитывая зависимость оттого, каковы они, мы различаем абсолютную, дуалистическую и парламентарную монархии.
Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального.
Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредоточивается вся полнота государственной власти:
- он сам издает законы;
- может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство;
- вершит высший суд;
- подданные изначально юридически бесправны.
Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют.
В современных условиях абсолютная монархия редкая форма правления. В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. При этом все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.
Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.
Дуалистическая монархия. Это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или даже довольно развитое разделение властей, по крайней мере, отделение законодательной власти от исполнительной.
Характерные черты:
- законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право — цензовое;
- исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство;
- судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой.
При этом разделение властей при данной форме правления обычно урезанное так, как:
- монарх пользуется правом абсолютного вето;
- монарх может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую;
- может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. (К примеру, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м);
- правительство (если есть), за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режимможет характеризоваться какограниченный дуализм власти.
Парламентарная монархия. Эта форма правления существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и др.).
Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или по крайней мере либеральный политический режим.
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.
Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх неответствен (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть неправ»).
Главный отличительный признак парламентарной монархии — политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. В случае если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии (ниже — в главе VIII в связи с парламентским контролем за правительством и его ответственностью перед парламентом — мы покажем, в чем тут разница), правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. При этом обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.
Изложенная система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. При этом данный государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно существует, к примеру, в Дании, Нидерландах, а в 1993 году сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает крайне важное большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждены уйти в отставку.
Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955—1993 гᴦ.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета͵ или министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме правления — парламентарной монархии — возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.
Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.[22]
Читайте также
Вопросы для самопроверки 1. В петиции рабочих Петрограда 9 января 1905 г. содержались следующие политические требования: свобода слова, печати, собраний, союзов, отмена выкупных платежей, созыв Учредительного собрания, ответственность министров перед народом,... [читать подробенее]
Изменения в правовом положении сословий в XIV-XV вв. Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за собой не только рост численности и политической активности городского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодального хозяйства, форм эксплуатации... [читать подробенее]
Формирование правовых основ сословного строя.В IX-XI вв. феодальные отношения во Франции получают дальнейшее развитие и становятся повсеместно господствующими. С утверждением монопольного права на землю феодалов исчезает свободное крестьянское землевладение.... [читать подробенее]
План Тема 8. Российская модернизация в XVIII веке. 8.1. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.8. 1. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Россия и Европа в XVIII веке: новые взаимосвязи и различия. На протяжении всего XVII в.... [читать подробенее]
Нормандское завоевание Англии повлекло за собой углубление феодализации английского общества. Основой феодального хозяйства в нормандской Англии стал манор - совокупность земельных владений отдельного феодала. Положение крестьян манора, подлежащих суду своего лорда,... [читать подробенее]
В дни московского вооруженного восстания был издан указ о выборах в Государственную думу. Она избиралась на 5 лет. Все население страны делилось на четыре избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: избирательных... [читать подробенее]
Во второй половине XI века Британия была завоевана нормандским герцогом Вильгельмом, которого историки нарекли Завоевателем не совсем удачно, т.к. он претендовал на господство в Англии не в силу завоевания, а на основании наследственных распоряжений. Вот почему он... [читать подробенее]
Теоретиком сословного представительства и противником царского самодержавия был кн. Курбский, известный своими письмами из изгнания царю Ивану Грозному. Доц. С.М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма,... [читать подробенее]
Возникновение объединительных тенденций в Великой Польше. Затем борьбу за объединение польских земель возглавил великопольский князь Пшемыслав П, земли которого испытывали все усиливавшийся агрессивный нажим со стороны Бранденбурга. В 1290 г. после смерти Генриха... [читать подробенее]
Абсолютная монархия в России начала складываться в XVII в., после установления самодержавия и перехода от феодальной к капиталистической системе. Абсолютная монархия - форма правления государства, при которой власть монарха не ограничена никакими учреждениями и... [читать подробенее]