Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Монархия
просмотров - 67

В переводе с греческого данный термин означает единовластие. При этом монархия — не просто власть одного, а в современном понимании власть наследуемая. Эта власть неред­ко обожествляется (монарх — помазанник Божий). В Японии Император до 1945 года считался сыном богини Солнца — Лматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всœенародных), чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных проце­дур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.

Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 года «Импера­тор является символом государства и единства народа, его ста­тус определяется волей народа, которому принадлежит суверен­ная власть». Символом единства и постоянства государства на­зывает Короля ст. 56 Конституции Испании 1978 года.

Главное, однако, не в том, как в конституции характеризует­ся монарх. Бельгийская конституция 1831 года, к примеру, вооб­ще такой характеристики не содержит. Главное — в полномочи­ях монарха. Учитывая зависимость оттого, каковы они, мы различаем абсолютную, дуалистическую и парламентарную монархии.

Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызре­вают зачатки индустриального.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредоточи­вается вся полнота государственной власти:

- он сам издает законы;

- может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство;

- вершит высший суд;

- подданные изначально юридически бесправны.

Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, ре­лигиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют.

В современных условиях абсолютная монархия редкая форма правления. В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также вы­сшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. При этом всœе же эта власть не безгранична: особая роль принад­лежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный полити­ческий режим, а государственный режим именуется абсолютиз­мом.

Дуалистическая монархия. Это первоначальная форма ог­раниченной, или конституционной, монархии. Здесь мы наблю­даем уже возникающее или даже довольно развитое разделœение властей, по крайней мере, отделœение законодательной власти от исполнительной.

Характерные черты:

- законодательная власть принадлежит в принципе парламен­ту, который избирается подданными или определœенной частью их, если избирательное право — цензовое;

- исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство;

- судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой.

При этом разделœение властей при данной форме правления обычно урезанное так, как:

- мо­нарх пользуется правом абсолютного вето;

- монарх может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую;

- может распускать парламент, заменяя фактически дуалистичес­кую монархию абсолютной. (К примеру, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м);

- правительство (если есть), за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистичес­кой типичен авторитарный политический режим. Государствен­ный же режимможет характеризоваться какограниченный дуализм власти.

Парламентарная монархия. Эта форма правления сущес­твует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущес­твенно не коренной ломкой прежних институтов власти, а по­степенным их преобразованием и приспособлением к новым ус­ловиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Кана­да, Австралия и др.).

Здесь мы наблюдаем развитое разделœение властей при при­знании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или по крайней мере либеральный политический режим.

Верховенство парламента выражается в том, что правитель­ство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обычно назначается монархом, должно пользовать­ся доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, сле­довательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагаю­щей.

Монарх при данной форме правления «царствует, но не пра­вит». Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не поль­зуется, либо осуществляет это право по указанию правительст­ва. Как правило, он лишен возможности действовать самостоя­тельно, и всœе исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридичес­кой силы. Тем самым глава правительства или министр прини­мают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх неответствен (в Великобритании это выражается прин­ципом «Король не может быть неправ»).

Главный отличительный признак парламентарной монар­хии — политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. В случае если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии (ниже — в главе VIII в связи с парла­ментским контролем за правительством и его ответственностью перед парламентом — мы покажем, в чем тут разница), прави­тельство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. При этом обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монар­ху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить но­вые выборы, с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образует­ся большинство из его сторонников, если же избиратели с пра­вительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.

Изложенная система отношений между монархом, парламен­том и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. При этом данный государственный режим дей­ствует только при условии, что в парламенте ни одна полити­ческая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно существует, к примеру, в Дании, Нидерландах, а в 1993 году сложилась и в Японии. Чем шире партийная коали­ция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих пред­ставителœей из правительства, как оно утрачивает крайне важное большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуж­дены уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная систе­ма (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или много­партийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955—1993 гᴦ.) и правительства в принципе однопартийные, пар­ламентарная модель отношений между парламентом и прави­тельством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительст­вом, однако на делœе правительство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинœета͵ или министериализма.

Следовательно, при одной и той же форме правления — парламентарной монархии — возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.

Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.[22]


Читайте также


  • - Тема 39 ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ В 1907 - 1914 ГГ.

    Вопросы для самопроверки 1. В петиции рабочих Петрограда 9 января 1905 г. содержались следующие политические требования: свобода слова, печати, собраний, союзов, отмена выкупных платежей, созыв Учредительного собрания, ответственность министров перед народом,... [читать подробенее]


  • - Сословно-представительная монархия

    Изменения в правовом положении сословий в XIV-XV вв. Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за собой не только рост численности и политической активности городского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодального хозяйства, форм эксплуатации... [читать подробенее]


  • - Сеньориальная монархия

    Формирование правовых основ сословного строя.В IX-XI вв. феодальные отношения во Франции получают дальнейшее развитие и становятся повсеместно господствующими. С утверждением монопольного права на землю феодалов исчезает свободное крестьянское землевладение.... [читать подробенее]


  • - Просвещенная монархия в России.

    План Тема 8. Российская модернизация в XVIII веке. 8.1. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.8. 1. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Россия и Европа в XVIII веке: новые взаимосвязи и различия. На протяжении всего XVII в.... [читать подробенее]


  • - Нормандское завоевание и его последствия. Сеньориальная монархия.

    Нормандское завоевание Англии повлекло за собой углубление феодализации английского общества. Основой феодального хозяйства в нормандской Англии стал манор - совокупность земельных владений отдельного феодала. Положение крестьян манора, подлежащих суду своего лорда,... [читать подробенее]


  • - Думская монархия

    В дни московского вооруженного восстания был издан указ о выборах в Государственную думу. Она избиралась на 5 лет. Все население страны делилось на четыре избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: избирательных... [читать подробенее]


  • - Централизованная сеньориальная монархия в Англии (XI-XIII вв.).

    Во второй половине XI века Британия была завоевана нормандским герцо­гом Вильгельмом, которого историки нарекли Завоевателем не совсем удачно, т.к. он пре­тендовал на господство в Англии не в силу завоевания, а на основании на­следственных распоряжений. Вот почему он... [читать подробенее]


  • - Сословно-представительная монархия в России.

    Теоретиком сословного представительства и противником царского самодержавия был кн. Курбский, известный своими письмами из изгнания царю Ивану Грозному. Доц. С.М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма,... [читать подробенее]


  • - Польская сословная монархия в XIV–XV вв.

    Возникновение объединительных тенденций в Великой Польше. Затем борьбу за объединение польских земель возглавил великопольский князь Пшемыслав П, земли которого испытывали все усиливавшийся агрессивный нажим со стороны Бранденбурга. В 1290 г. после смерти Генриха... [читать подробенее]


  • - Абсолютная монархия

    Абсолютная монархия в России начала склады­ваться в XVII в., после установления самодержавия и пе­рехода от феодальной к капиталистической системе. Абсолютная монархия - форма правления государства, при которой власть монарха не ограничена никакими учреждениями и... [читать подробенее]