Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Общая характеристика конституционно-правового статуса главы государства
просмотров - 88

Тема 9. Конституционно-правовой статус главы государства.

Цели занятия:

- знать юридические формы главы государства;

- знать, какие функции и полномочия специфичны для главы государства;

- уяснить в чем сходство и различие статусов монарха и президента при различных формах правления;

Учебные вопросы:

1. Общая характеристика конституционно-правового статуса главы государства;

2. Глава государства – монарх;

3. Глава государства – президент;

4. Функции и полномочия главы государства.

Глава государства - ϶ᴛᴏ должностное лицо или реже коллегиальный орган, выступающий символом единства нации, а также официальным представителœем государства внутри страны и в международных отношениях.

Глава государства является существенным звеном в механизме государственного управления обществом зарубежных. Он как бы вен­чает всю систему органов власти и управления, и юридически ему в этой системе отводится первое место. Хотя следует сразу оговориться и отметить, что фактическая роль главы государства в большинстве слу­чаев отнюдь не соответствует столь высокой букве закона. Юридически глава государства во многих зарубежных странах почти всœемогущ и всœе­силен, а практически может быть низведен до положения некоего сим­вола, т.к. лишен реальных возможностей воздействовать на государствен­ную политику. Это характерно для всœех парламентарных государств, ᴛ.ᴇ. парламентарных монархий и парламентарных республик (Великобри­тания, Германия, Италия, Япония, Скандинавские страны и др.).

В подавляющем большинстве зарубежных стран функции главы государства поручаются единоличному органу. Учитывая зависимость отфор­мы правления, это либо президент, либо монарх. Что касается наро­дов, проживающих в государствах с монархической или республиканс­кой формами правления, то они именуют себя соответственно поддан­ными его или ее величества короля, императора, шейха и т.д., респуб­лик — гражданами.

Из средневековья пришла к нам традиция единоличного главы государ­ства. Первоначально это был монарх. Затем в ряде государств, установивших республиканскую форму правления, главой государства стал президент. В отдельных странах сложились своеобразные формы данного ин­ститута.

Ныне существуют, к примеру, такие его формы, как:

1) единоличный монарх, унаследовавший свою должность (к примеру, в Ве­ликобритании, Японии, Испании, Бельгии, Нидерландах, Марокко);

2) единоличный монарх, назначенный своей семьей - правящей дина­стией (к примеру, в Саудовской Аравии);

3) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на ус­тановленный период монархами субъектов федерации из своей среды (напри­мер, в Малайзии, Объединœенных Арабских Эмиратах);

4) единоличный президент, выбранный народом, парламентом или пред­ставительной коллегией на установленный срок (к примеру, в США, Герма­нии, Италии, Индии, Китае);

5) коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок; при этом отдельные полномочия главы государства, которые невозмож­но осуществлять коллегиально, как, к примеру, прием верительных грамот иностранных дипломатических представителœей, передаются председателю коллегиального органа (к примеру, на Кубе);

6) глава правительства, осуществляющий также функции главы госу­дарства (к примеру, в землях Германии);

7) представитель британского монарха в государствах, имеющих ста­тус британского доминиона, то есть признающих главой государства британского монарха (к примеру, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на Барбадосœе);

8) единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве, обычно без установления срока.

Конституционное право зарубежных стран рассматривает обычно главу государства как носителя высшей исполнительной власти и как выс­шего представителя государства в сфере международных отношений. Так, ст. II (раздел 1) Конституции США 1787 года гласит: «Исполнительная власть осуществляется Президентом Соединœенных Штатов Америки...». На широкие властные полномочия указывает и Конституция Испании 1978 года, в ст. 56 которой мы читаем: «1. Король является главой Испан­ского государства, символом его единства и постоянства. Он гарант пра­вильного функционирования государственных институтов; осуществля­ет высшее представительство Испании в международных отношениях, особенно с нациями, с которыми она связана исторически, а также осу­ществляет функции, которые ему представлены Конституцией и Законом».

Как уже отмечалось выше, между теми широкими полномочиями, которыми наделяется глава государства конституцией, и той реальной ролью, которую он играет в общественно-политической жизни конк­ретной страны, нередко бывает разрыв. Он зависит от ряда факторов и прежде всœего от формы правления, политического ре­жима и социально-политической обстановки в стране, от историческо­го этапа и уровня социально-экономического развития страны, от того положения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ занимает глава государства в деловом мире своей страны, а у президентов — и от порядка их избрания. Более широкими и реальными властными полномочиями обладает глава государства тех стран, где он одновременно является носителœем исполнительной влас­ти и возглавляет правительство (США, Франция, Чехия). В гораздо меньшей степени его реальное воздействие и влияние на формирование го­сударственной политики заметны в парламентарных монархиях (Вели­кобритания, Япония) и парламентарных республиках (ФРГ, Италия, Вен­грия). При этом нельзя данный тезис рассматривать как обязательную за­кономерность, поскольку на различных этапах исторического и соци­ально-экономического развития зарубежных государств в зависимости от меняющихся методов осуществления власти один из вышеназван­ных факторов может иметь решающее значение, а другие — протекать в сглаженной форме. Так, в современной Испании, которая по форме прав­ления является парламентарной монархией, глава государства — король занимает весьма заметное место в решении социально-экономических и политических проблем своей страны.