Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Общая характеристика местного управления и самоуправления в зарубежных странах
просмотров - 100

Тема 12. Местное управление и самоуправление в зарубежных странах.

Органы и учреждения, содействующие судебной власти

Прокуратура.Это орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинœения в суде, часто также в надзоре за за­конностью предварительного расследования преступлений и содержа­ния лиц в местах лишения свободы. Ее статус регулируется специальными законами о ее организации и судебно-процессуальным законодательством.

Исходя из места прокуратуры в системе государственных органов, можно выделить четыре группы стран:

- страны, где прокуратура находится в составе министерства юсти­ции(США, Франция, Польша, Япония);

- страны, где прокуратура включена в состав судейского корпуса (ма­гистратуры) и находится при судах(Испания, Италия);

- страны, где прокуратура выделœена в отдельную систему и подотчет­на парламенту(социалистические страны);

- страны, где прокуратура вообще отсутствует(Великобритания).

Адвокатура.Это объединœение высококвалифицированных юрис­тов, профессионально оказывающих юридическую помощь физическим и юридическим лицам, включая и публично-властные органы и публичные учреждения. Адвокатура обычно представляет собой обще­ственный институт, который иногда наделяется некоторыми публичными полномочиями. Конституции крайне редко упоминают об адвокатуре.

Услуги адвокатов весьма дороги, и законодательство в демократических странах обычно предусматривает льготы малоимущим вплоть до предоставления юридической помощи полностью за государственный счет.

Иные органы, содействующие правосудию, обычно не упомина­ются конституциями. Их статус регулируется текущим законодатель­ством. Это в первую очередь следственные органы, а также нотариат.

Таковы основные функции и система построения судебной власти.

Цели занятия:

- знать понятия местного управления и самоуправления и в чем их отличия;

- уяснить что такое административно-территориальное устройство и систему органов местного самоуправления;

- усвоить полномочия местного самоуправления;

- знать что образует финансовую основу местного самоуправления;

Учебные вопросы:

1. Общая характеристика местного управления и самоуправления в зарубежных странах;

2. Система местного самоуправления;

3. Компетенция и финансовая основа местного самоуправления;

4. Органы местного самоуправления.

В большинстве современных государств управление всœеми делами на местах осуществляется специальными органами мест­ного самоуправления, формируемыми на основе всœеобщего, рав­ного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления.

Местное или муниципальное самоуправление — это такая система управления местными делами, которая осуществ­ляется специальными выборными органами, непосредственно пред­ставляющими населœение той или иной административно-террито­риальной единицы данной страны. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, дает общее определœение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всœеми демократическими го­сударствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «пра­во и действительную способность местных сообществ контролиро­вать значительную часть общественных дел, управлять ею в рай­ках закона под свою ответственность и на благо населœения».

Концепция местного самоуправления исходит прежде всœего из того, что местные сообщества населœения представляют собой один из базовых элементов любого демократического режима, а право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов построе­ния большинства современных государств.

Вместе с тем, принцип местного самоуправления исходит из того, что участие граждан в управлении общественными делами самым непосредственным образом может быть реализовано имен­но на местном уровне. При этом совершенно очевидно, что суще­ствование местных сообществ, облеченных реальными полномо­чиями, делает возможным обеспечить такое управление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было бы наиболее эффективным и максимально приближенным к нуждам населœения.

Сила и влияние органов местного самоуправления в различ­ных странах отражают степень демократизма существующего по­литического режима. Эти органы возникли и развивались как пря­мой противовес абсолютной власти центра. В силу этого они очень часто оказывались в оппозиции центральному правительству, и их взаимоотношения часто характеризовались откровенным противостоянием по вопросам распределœения компетенции, финансово-экономическим вопросам и т. д. Первоначально эти органы фор­мировались на основе ограниченного избирательного права состо­ятельными гражданами общества при наличии серьезных цензо­вых барьеров (грамотности, образования, осœедлости, имуществен­ного ценза). Впоследствии система формирования органов местного самоуправления была демократизирована, эти органы преврати­лись в наиболее массовые и наиболее приближенные к населœению. Значение органов местного самоуправления определяется еще и тем, что в повсœедневной жизни граждане сталкиваются именно с деятельностью этих органов, поскольку они оказывают решаю­щее влияние на создание в соответствующей территориальной единице условий для жизнеобеспечения населœения, хотя общее направление социально-экономической и политической деятель­ности определяется центральными органами государственной вла­сти и управления. Большое значение имеет и то обстоятельство, что органы местного самоуправления связаны организационным единством, имеют полномочия обладать и распоряжаться опреде­ленной собственностью, заключать сделки, распоряжаться мест­ным бюджетом и т.д. По этой причине в условиях рыночной экономики крайне важность широкого самоуправления на местах, как прави­ло, поддерживается и защищается большинством населœения лю­бой страны.

Сегодня наиболее существенными признаками системы местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, Право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широ­кого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т. д.[40]

Органы местного самоуправления опираются обычно на раз­ветвленный чиновничий аппарат, от которого прямо зависит эф­фективность работы этих органов. Органы местного самоуправле­ния непосредственно осуществляют управленческие функции на местах, одновременно выступая в качестве юридически самосто­ятельного элемента механизма власти. Сегодня орга­ны местного самоуправления и их исполнительный аппарат пред­ставляют собой один из крупнейших по численности элементов управленческой системы.

Юридическая и фактическая самостоятельность органов мес­тного самоуправления в ряде современных государств носит осо­бый специфический характер. Их самостоятельность иная, чем самостоятельность автономных образований, так как органы мес­тного самоуправления не обладают законодательными полномо­чиями, поскольку они могут действовать только на основе и в рамках законодательных актов, изданных центральными зако­нодательными органами всœей страны или субъекта федерации, если это федеративное государство.

На практике принцип местного самоуправления означает передачу тех или иных административных полномочий, имеющих чисто местное значение, в ведение органов, избираемых не­посредственно населœением данной территориальной единицы. В демократических государствах относительно роли органов мест­ного самоуправления действует доктрина «муниципальная власть — вне политики». Это означает, что органы местного самоуправле­ния не должны решать политические вопросы, поскольку реше­ние политических вопросов затрагивает интересы всœего государ­ства, и, следовательно, не может иметь чисто местное значение. Смысл этой концепции преследует цель более четко разделить компетен­цию региональных и центральных органов, не допустить вмеша­тельства региональных органов в решение общегосударственных вопросов.