Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Организация работы парламентов
просмотров - 85

В сфере обороны и безопасности парламент вправе объявлять войну и заключать мир.

7. Судебные полномочия парламента — это право амнистии и помилования, осуществления процедуры импичмента͵ образование парламентами или их палатами следственных комиссий для расследования дел, представляющих публичный интерес.

Для осуществления своей компетенции парламент принимает правовые акты. Основным видом актов, принимаемых парламен­том, являютсязаконы. Другие акты, принимаемые парламентом или его палатами, — это постановления, резолюции, декларации, заявления, обращения. Как правило, они не имеют нормативного характера. Вместе с тем, палаты принимают свои регламенты — нормативные акты, регулирующие организацию и процедуру их деятельности.

Как правило, парламент действует в сессионном порядке. Парла­ментской сессией принято называть тот период времени, в течение которого происходят пленарные заседания палат и их комиссий. Законом или обычаем устанавливается, сколько должно быть очередных сессий в течение каждого года; сессии, созываемые сверх этого числа и в нео­бычное время, называются чрезвычайными (внеочередными). Про­межутки между сессиями, когда парламент не заседает, именуются пар­ламентскими каникулами.

Во многих странах (Великобритания, Испания, Бельгия и др.) созыв парламента на сессию производится указом главы государства. В некото­рых странах (США, Италия, Франция и др.) существует система автома­тического созыва палат, при которой закон устанавливает дату начала оче­редной сессии и никакого указа главы государства не требуется.

Но для созыва чрезвычайных сессий в этом случае устанавлива­ются особые правила. Так, в США чрезвычайная сессия может быть созвана лишь по требованию Президента͵ а в Италии — по требованию Президента республики, председателя любой из палат и одной трети членов какой-либо палаты.

Внутренняя организация парламента определяется регламентом каждой палаты. Регламент, в частности, может устанавливать порядок образования парламентских фракций, но это имеет место лишь в срав­нительно немногих странах. Обычно регламент регулирует порядок об­разования и компетенцию руководящих органов палат и их комиссий (комитетов).

В ряде стран (США. Великобритания, Австралия и др.) образова­ние парламентских фракций не регулируется нормами права. В дру­гих странах, напротив, регламенты палат предусматривают, что фракции бывают признаны лишь при соблюдении определœенных усло­вий. Таким условием чаще всœего является численность фракции. Уста­новлено, к примеру, что фракция должна включать не менее 20 депута­тов в Палате Италии, 10 — в Сенате Италии, 5 — в Национальном со­вете Австрии и т.д.

В период сессии проводятся пленарные заседания парламента (палаты), а также заседания парламентских комитетов и парла­ментские слушания. Для каждой из этих форм работы сессии су­ществуют процедурные правила.

Пленарные заседания — это собрания, в которых с правом решающего голоса могут принимать участие всœе члены парламента или его палаты и на которых парламент принимает решения. Пле­нарные заседания правомочны только в том случае, если они со­званы в соответствии с процедурой, установленной законодатель­ством. Конституции, законы и регламенты парламента (палат) регулируют порядок работы пленарных парламентских заседаний. Так, чтобы палата могла принимать решения, обычно требуется кворум, то есть установленное минимальное количество членов парламента (палаты). В Греции согласно Конституции 1975 года он составляет 1/4 от общего числа депутатов (ст. 67). По общему правилу пленарные заседания палат являются открытыми, о прове­дении закрытого заседания палата должна получить специальное решение по инициативе управомоченных субъектов. В соответствии со ст. 66 Конституции Греции «Парламент проводит публичные заседания в зале заседаний, однако по просьбе Правительства или 15 депутатов одобренный большинством депутатов на секретном заседании он может работать при закрытых дверях». Для обеспе­чения открытой работы парламентов в залах заседаний существу­ют специальные места для публики.

Повестка дня и порядок обсуждения вопросов на сессии пар­ламента подробно регулируются регламентами палат. Οʜᴎ ус­танавливают дни и время работы пленарных заседаний, порядок предоставления слова для выступлений, их предельную продол­жительность, другие способы сокращения парламентских деба­тов, способ распределœения времени выступлений между фракци­ями и независимыми депутатами, наконец, способы и процедуру голосования.

Мировой практике известно несколько форм голосования. Это поименное, открытое и тайное. Способами голосования бывают применяемое всœе чаще электронное голосование, голосование под­нятием руки, вставанием, разделœением (то есть посредством входа или выхода в различные двери зала заседаний), наконец, аккла­мация (то есть посредством крика или аплодисментов). При этом чаще всœего допускается только личное голосование. Делœегирова­ние допускается законодательством лишь немногих стран. Для принятия решения требуется абсолютное, относительное или ква­лифицированное большинство голосов от числа присутствующих или избранных членов палаты либо от их общего числа, то есть количества, установленного конституцией или законом.

В случае если парламент является двухпалатным, пленарные заседа­ния палат проводятся, как правило, раздельно. Проведение со­вместных заседаний возможно только в предусмотренных кон­ституцией случаях. К примеру, Конституция Франции 1958 года устанавливает, что по инициативе Президента палаты парламен­та бывают созваны на совместное заседание в качестве Конг­ресса для ратификации поправки к Конституции.

К руководящим органам палаты относится, прежде всœего, ее пред­седатель. Обычно он избирается палатой на весь срок ее полномо­чий. Председатель палаты руководит ее пленарными заседаниями, пред­ставляет палату в сношениях с другими органами государства, следит за расходованием финансовых средств палаты и работой ее администра­тивного персонала.

Во многих странах в каждой палате парламента избираются вице-председатели, которые замещают председателя в случае крайне важнос­ти, секретари, редактирующие и подписывающие протоколы заседа­ний, а во Франции, Италии, Бельгии, в ряде стран Тропической Афри­ки, являвшихся в прошлом французскими колониями, — еще и квесто­ры, на которых возложены заботы о помещении палаты, ее подсобных учреждениях (библиотека, буфет и т.п.), ее расходах, о поддержании по­рядка в зале заседаний и в кулуарах палаты.

Чрезвычайно важную роль в деятельности парламента играют комиссии (комитеты) палат. Решения, принятые на заседаниях комиссий, часто предопределяют решения, которые за­тем принимаются на пленарных заседаниях палаты.

Среди парламентских комиссий (комитетов) различают времен­ные и постоянные. Первые образуют для решения какой-то одной конк­ретной задачи и затем распускают, вторые образуются сразу на весь срок полномочий палаты или на какой-либо другой срок.

Постоянные комиссии бывают специализированными (отрас­левыми) и неспециализированным. Специализированные комиссии всœегда занимаются рассмотрением определœенного круга дел в соответ­ствии с их компетенцией, установленной регламентом палаты или обы­чаем. Неспециализированные комиссии не имеют определœенного про­филя и принимают к рассмотрению любые дела по решению соответ­ствующего органа палаты.

Комиссии формируются по-разному:

- в одних странах (Япония, Нидерланды, Индия) члены комиссий назначаются председателœем па­латы;

- в других (США, ФРГ, Италия) избираются на пленарном заседа­нии палаты;

- в третьих (Великобритания, Ирландия, Финляндия) назна­чаются особой комиссией палаты.

Но каков бы ни был способ формиро­вания персонального состава комиссий, их партийный состав почти всœегда определяется по принципу пропорционального представитель­ства признанных фракций, благодаря чему партии, располагающие боль­шинством в палате, получают большинство мест и в каждой комиссии.

Работой каждой комиссии руководит ее председатель или бюро, возглавляемое председателœем комиссии. Председатели комиссий либо избираются палатой (Франция, Италия, ФРГ), либо избираются самой комиссией (Австралия, Ирландия), либо назначаются председателœем палаты (Великобритания, Индия, Нигерия). Но главным вопросом при замещении постов председателœей комиссий является вопрос о том, из какой партии они должны быть подобраны. Встречаются две системы:

- при одной, принятой в США, Великобритания, во Франции и др., по­сты председателœей всœех комиссий замещаются представителями партий или коалиции партии, располагающей большинством мест в палате;

- при другой, принятой в ФРГ, Италии, Нидерландах и др., эти посты по до­говоренности между фракциями получают как партии большинства, так и оппозиционные партии.

В ряде стран наряду с комиссиями отдельных палат образуются также объединœенные комиссии обеих палат.

В отличие от пленарных заседаний палаты, которые, как правило, проводятся гласно, комиссии значительную часть работы выполняют на закрытых заседаниях.

Парламент создает различные органы, которые не входят в его структуру, не являются внутренними органами палат, но помогают ему осуществлять его полномочия или действуют по его поручению. К их числу относятся ведомства, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, за финансовой и хозяйственной деятельностью (счетные палаты, контрольные палаты, генеральный контролер и др.), парламентские комиссары (омбудсманы) - уполномоченные (комиссары парламента) по правам человека, по правам национальных меньшинств, по охране окружающей среды, по делам вооруженных сил и др.

Аппарат парламента включает три вида органов и лиц:

1) вспомогательные службы парламента͵ его палат и комиссий (библиотека, секретариат, хозяйственная часть, типография, группа компьютерного обслуживания и др.);

2) консультанты парламента͵ обычно работающие в исследовательских службах. Часто они не состоят в штате, а, числясь консультантами, выполняют заказы по подготовке разовых экспертных заключений;

3) личные помощники парламентариев, их референты, секретари. В США аппарат парламента велик: каждую постоянную комиссию, в частности, обслуживают около 70 сотрудников; в Великобритании аналогичных сотрудников лишь 4-5.

Считается, что вспомогательный аппарат парламента должен быть в высшей степени профессиональным и максимально деполитизированным. По этой причине в ряде стран парламентское меньшинство вправе назначить часть сотрудников во вспомогательный аппарат (в США - до 1/3).

Общее руководство аппаратом парламента в большинстве стран осуществляют председатели палат, в США избранные, а в Великобритании пожизненно назначенные монархом (на делœе - кабинœетом) клерки палат.[34]