Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Органы местного самоуправления
просмотров - 85

Местное самоуправление реализуется через систему органов, обладающих относительной самостоятельностью от центральной власти и от органов более крупных территориальных единиц. Как правило, в систему органов местного самоуправления входят представительные и исполнительные органы: представительные органы принимают на основе закона наиболее важные решения, касающиеся местных проблем, а исполнительные осуществляют текущее управление муниципальной единицей в соответствии с ними. Впрочем (правда, в редких случаях), особые исполнитель­ные органы могут и не образовываться, так как представитель­ные органы сами осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. При этом органы местного самоуправления либо избираются непосредственно населœением соответствующей поли­тико-административной единицы (реже — нижестоящими выбор­ными органами местного самоуправления), либо формируются этими выборными органами. Непосредственно выборными явля­ются обычно представительные органы, а иногда также главы ис­полнительных органов. Впрочем, в некоторых странах выбира­ются также главы исполнительных органов специальной компетенции, а также иные должностные лица.

Конституции большинства зарубежных стран регламентируют вопросы функционирования органов местного самоуправления достаточно скупо, закрепляя лишь самые общие черты их органи­зации и деятельности. Так, Конституция Испании 1978 года уста­навливает, что управление муниципией (низовой территориаль­ной единицей) осуществляет муниципальный совет, а управление провинцией — собрания представителœей или иные выборные орга­ны (ст. 147, 148). Некоторые конституции (к примеру, Португа­лии 1976 года) регламентируют основы порядка формирования органов местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления (советы, собрания, ассамблеи) на всœех уровнях политико-административ­ного делœения обычно избираются непосредственно гражданами, постоянно приживающими в данном муниципальном образова­нии. К примеру, во Франции непосредственно выборными являются представительные органы местного самоуправления территориальных коллективов всœех трех разновидностей: в коммунах это муниципальный совет, в департаментах — генеральный совет, в регионах — региональный совет.

Следует отметить, что конституции ряда стран в последние де­сятилетия стали предоставлять при определœенных условиях право участвовать в выборах органов местного самоуправления не толь­ко гражданам, но и иностранцам. К примеру, ст. 13 Конституции Испании устанавливает, что иностранцам на основе взаимности предоставляется активное и пассивное избирательное право на муниципальных выборах.

Исполнительные органы местного самоуправления имеют в разных странах неодинаковую структуру. Οʜᴎ бывают едино­личными и иметь аппарат советников, возглавляющих отдельные службы, а могут являться коллегиальными органами, подобными правительству. Примером исполнительных органов местного са­моуправления первой модели выступают мэры общин и председа­тели генеральных советов во Франции. Коллегиальными испол­нительными органами являются, к примеру, джунты в Италии, джунты и муниципальные палаты в Португалии и т.п. Наконец, исполнительного органа местного самоуправления как такового может и не быть. К примеру, при системе, именуемой «совет-уп­равляющий», существующей в некоторых землях ФРГ и штатах США, местный представительный орган формирует аппарат, не имеющий властных полномочий, а занимающийся лишь подготовкой решений представительного органа. Другим примером от­сутствия специальных исполнительных органов является так на­зываемая комиссионная система, действующая в ряде американс­ких штатов, при которой населœение избирает комиссию в составе от двух до семи человек, выполняющую одновременно функции и представительного, и исполнительного органа местного самоуп­равления.

Местные исполнительные органы могут по-разному формиро­ваться. Как правило, их выбирают (назначают) представитель­ные органы или (и) населœение непосредственно. К примеру, мэры коммун и председатели советов во Франции избираются совета­ми. В тех землях ФРГ, где исполнительная местная власть сосре­доточена в руках бургомистров, они в некоторых землях избира­ются непосредственно гражданами, а в некоторых — местными советами или собраниями. В Италии местные исполнительные органы — джунты — избираются местными советами, а их пред­седатели или мэры — непосредственно населœением. В Португа­лии джунты приходов и административных областей (высших и низовых местных территориальных единиц) избираются ассамб­леями соответствующего уровня, а муниципальная палата — ис­полнительный орган местного самоуправления муниципии — не­посредственно избирателями.

Следует иметь в виду, что в ряде стран глава местной админи­страции одновременно является главой представительного органа или (и) представителœем центральной власти. К примеру, мэры ком­мун, а также председатели советов департаментов и регионов во Франции одновременно являются главами и представительных, и исполнительных органов местного самоуправления, а мэры ком­мун к тому же выполняют функцию представителœей государства. В Италии мэры коммун, являясь главами исполнительной власти, осуществляют также функции представителœей государства.

Территориальные единицы государства, обладающие админи­стративной автономией (в том числе заморские), имеют органы самоуправления, аналогичные местным. Впрочем, существуют и некоторые особенности. К примеру, китайская Конституция орга­нами самоуправления признает только органы, действующие в районах национальной автономии. Органы, действующие в дру­гих местных территориальных единицах, определяются ею как органы государственной власти на местах (ст. 95, 96).


Читайте также


  • - Государственная власть, органы местного самоуправления

    Заказчик Правовое регулирование – Кодекс Юстиниана Создание гео-политических условий для сохранения сводов правил, традиций, норм. План как закон- примеры реконструкции Рима папой Сикстом V. Основание и строительство Санкт-Петербурга по воле главы государства и... [читать подробенее]


  • - Особенности организации и проведения выборов в органы местного самоуправления.

    Государственной Думы.Выборы Государственной Думы назначаются Президен­том Российской Федерации не позднее,чем за три месяца до истечения срока полномочий Государственной Думы предыдущего состава. Центральная избирательная комиссия формируется в составе... [читать подробенее]


  • - Органы местного самоуправления.

    Применяются разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов. Держателями (обладателями) информационных ресурсов (владельцами и собственниками) могут быть как самостоятельные информационные центры, информационные... [читать подробенее]


  • - Органы местного самоуправления.

    Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг В этой области в отличие от предыдущей сосредоточена ретроспективная документированная информация в форме информационных ресурсов как... [читать подробенее]


  • - Эти субъекты осуществляют участие в гражданских правоотношениях через органы государственной власти и органы местного самоуправления, действующие

    Названные субъекты обладают и особыми качествами, проистекающими от объединения в одной структуре и политической организации, обладающей властными полномочиями, и участника гражданских правоотношений, хозяйствующего субъекта.Как носители властных полномочий они в... [читать подробенее]


  • - Тема 7 Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

    1. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года, органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и образуемые представительным органом, или только... [читать подробенее]


  • - Тема 7 Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

    1. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года, органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и образуемые представительным органом, или только... [читать подробенее]


  • - Органы местного самоуправления: общая характеристика

    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. (Организационные основы местного с/управления). Термин "органы местного самоуправления" относится к числу конституционных. Он используется в ст. ст. 3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130, 131, 132 Конституции... [читать подробенее]


  • - Органы местного самоуправления как субъекты административного права.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации как субъекты административного права. Каждый из 83 субъектов Федерации имеет собственную систему органов исполнительной власти, которую они формируют самостоятельно (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ) в соответствии... [читать подробенее]


  • - Органы местного самоуправления как субъекты административного права

    Орган местного самоуправления – избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структура органа местного... [читать подробенее]