Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Понятие и основные положения прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах
просмотров - 69

Права человека можно рассматривать как основу конституциона­лизма. Главный смысл создания конституций заключался в обеспечении свободы и безопасности человека, прежде всœего от произвола государ­ственной власти. Только свободный человек — производитель необхо­дим был обществу, переходившему от ручного труда к индустриальному.

Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской, Французской революций 17-18 веков. В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы счи­таться демократическим, не могло не записать в своей конституции определœенный перечень прав человека. Тем самым права человека, оставаясь нравственно-политическим императивом, приобретали юридическую форму и становились важнейшим институтом конституционного права. Впоследствии они стали и институтом международного права.

Индустриальный строй характеризуется дуализмом гражданского и политического общества. Как член гражданского общества человек равно­правен со всœеми другими, но как член политического, то есть государствен­но-организованного, общества он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит.

Во многих конституциях различие между правами человека и пра­вами гражданина проводится в самих формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляют­ся формулы «каждый», «всœе», «каждый человек», «никто», «ни один че­ловек» или безличные формулы типа «признается право», «гарантиру­ется свобода» и т.п. (имеется в виду, что это относится к каждому чело­веку). Применительно же к правам гражданина в статьях конституции прямо указывается: «граждане имеют право», «гражданин может» и т.д. Иногда вместо употребления слов «граждане», «гражданин» ука­зывается на принадлежность к нации, к примеру «всœе немцы», «каждый испанец». Следует иметь в виду, что в западных странах термин «на­ция» означает не этническую, а политико-государственную общность, человеческий субстрат государства. Отсюда известили термин «Объе­динœенные Нации», под которым принято понимать государства.

Следует отметить, что соотношение между правами человека и пра­вами гражданина даже в демократических государствах различно и порой зависит от субъективного выбора составителœей той или иной конститу­ции. Одно и то же право в одной конституции может быть формулировано как право человека, а в другой — как право гражданина, хотя есть такие права, к характеристике которых всœе демократические конституции подхо­дят одинаково. Это в первую очередь относится к признанным междуна­родным правам и свободам личности.

Юридическое различие между правом (субъективным) и свобо­дой провести довольно трудно. Из общей теории права нам известно, что субъективное право есть мера возможного поведения лица. Думается, что данное определœение подходит и к свободе. Примечательно, к примеру, что согласно абз. 1 ст. 11 германского Основного закона «всœе немцы пользуются свободой передвижения в пределах всœей федераль­ной территории», а согласно абз. 2 «это права может ограничиваться лишь законом или на основе закона...». Следовательно, в данном слу­чае свободу германский законодатель понимает как право.

Иногда в конституциях можно встретить упоминание права на ка­кую-либо свободу, но чаще говорится о праве свободно что-либо делать или, наоборот, не делать. К примеру, согласно части первой ст. 21 Кон­ституции Италии 1947 года «всœе имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и любым другим способом распространения мыслей».

Все же в большинстве случаев, когда речь идет о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определœенного субъек­та͵ на котором лежит соответствующая этому праву обязанность. На­пример, если провозглашается право на охрану здоровья, обязанным субъектом, по природе вещей, должны выступать государственные (в некоторых случаях также негосударственные) учреждения здравоохра­нения либо определœенные практикующие медики. Когда же говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограни­чивать, обращенное к неопределœенному кругу субъектов, обязанных ува­жать данную свободу, то есть практически к любому возможному нару­шителю свободы. В случае если конституционно провозглашена свобода слова, человек вправе требовать у государства защиты от любого субъекта͵ препятствующего ему публично говорить.

Вряд ли правильно было бы отрицать взаимосвязь между права­ми и свободами человека и гражданина, с одной стороны, и его обязан­ностями по отношению к другим людям, обществу и государству — с другой. Обязанность (юридическая), как известно опять же из общей теории права, — это мера должного поведения. Человек должен под­чиняться определœенным правилам, чтобы при использовании своих прав и свобод не наносить неоправданного ущерба другим людям и не де­лать невозможным нормальное общежитие. Конституции изначально, однако, основной упор делают на правах и свободах, что вполне объяс­нимо самим смыслом существования конституций, о чем уже неоднок­ратно говорилось выше. Поскольку выполнение обязанностей служит одной из важных предпосылок реализации прав и свобод, конститу­ции, как правило, не могут обойти эту проблему.

Большинство демократических конституций ограничиваются ус­тановлением минимума конституционных обязанностей, хотя и он с течением времени подвергся определœенному расширению.

Равенство прав, свобод и обязанностей граждан, — данный важнейший принцип конституционализма. Он был выдвинут как противовес системе феодальных привиле­гий, и сохраняет доныне свое значение в качестве основополагающего демократического принципа отношений человека, общества и государ­ства и людей между собой. Равноправие — это равенство прав, свобод и обязанностей.

Конституции различно формулируют принцип равноправия — иногда прямо (позитивно), иногда в виде запрещения дискриминации, а порой совмещая оба способа. Нередко особо гарантируется равнопра­вие женщин и мужчин, а также равноправие независимо от тех или иных конкретных обстоятельств (расы, национальности и т.д.).

В странах с англо-саксонской системой права нередко употребля­ется формула «равенство перед законом и судом». Она обусловлена тем, что суд в этих странах выступает не только в правоприменительной, но и в правотворческой роли.

Тоталитарные режимы несовместимы с равноправием даже тог­да, когда провозглашают данный принцип в конституциях, как это делалось и делается в «социалистических» странах.

Поскольку права и свободы реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обусловливает неизбежность определœенных ограничений прав и свобод. Ограничения диктуются, прежде всœего, крайне важностью нормального функциониро­вания общества и государства, равно как и любого другого коллектива. При этом любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены в конституциях.

Наряду с ограничениями прав и свобод, распространяющимися на всœе населœение государства, конституции иногда предусматривают индивидуальное лишение прав и свобод как санкцию за злоупотребле­ния ими.

Следует отметить, что конституции часто предусматривают воз­можность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и т.п.).