Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Понятие, роль и место правительства в системе государственных органов зарубежных стран
просмотров - 71

ТЕМА 10. Конституционно правовой статус правительства в зарубежных стран.

Цели занятия:

- уяснить каково место правительства в системе государственных органов;

- знать основные способы формирования правительства, внутренняя структуру правительства;

- усвоить компетенцию правительства и его функции.

Учебные вопросы:

1. Понятие, роль и место правительства в системе государственных органов зарубежных стран.

2. Компетенция правительства.

3. Формирование, состав и структура правительства.

4. Ответственность правительства и его членов.

Правительство- это коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий руководство текущим управлением страной в соответствии с ее законодательством.

Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования: Правительство – в Чехии, Колумбии, Кабинœет - в Японии, Совет Министров в Индии, во Франции, на Кубе, Государственный Совет – в Китае, Федеральное Правительство - в ФРГ и т.д.

Внутри правительства могут создаваться более узкие органы— Кабинœет в Великобритании, Постоянное бюро в Китае, Президиум в Италии и т.д.

С точки зрения своего политического состава правительство бывает однопартийным, коалиционным и беспартийным.

Однопартийное правительство в демократическом государстве бывает при парламентарной или смешанной форме правления том случае, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное или близкое к нему большинство мест в нижней палате парламента (так обычно бывает в Великобритании. В президентских республиках, президент обычно формирует его представителœей своей партии. При тоталитарных политических режимах правительство обычно полностью состоит из членов руководящей партии.

Коалиционное правительство обычно бывает при парламентарной, или смешанной форме правления, когда ни одна из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте такого большинства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ бы позволило сформировать однопартийное правительство. Т.е. коалиционное правительство — это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе. Правительственные партии, образовавшие коалицию, должны опираться на парламентское большинство, в состав которого могут входить и партии или независимые депутаты, в коалиции не состоящие но ее поддерживающие.(Германии, Италии). (В кризисные моменты (к примеру в случае войны) возможно объединœение в рамках правительства всœех парламентских партий, создание правительства национального единства, что знаменует объединœение усилий всœего общества на преодоление общей опасности.)

Наконец, беспартийное правительство образуется, в случае если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. Это правительство обычно принято называть служебным, деловым или чиновничьим. Оно включает специалистов, которые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлежность в данном случае значения не имеет. Продолжительность существования такого правительства часто невелика.

Для определœения места правительства в системе государственных органов крайне важно проанализировать его отношения с парламен­том, главой государства и политическими партиями.

Отношения правительства с парламентомзависят от формы прав­ления. В президентских республиках правительство возглавляется пре­зидентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности перед парламентом. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимае­мые парламентом. По этой причине правительство рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права от­лагательного вето. Президентская форма правления предполагает со­здание системы, при которой обе «ветви власти» — законодательная и исполнительная — действуют независимо друг от друга, но имеют воз­можность уравновешивать одна другую. Тем не менее, пра­вительства в президентских республиках занимают центральное положение и играют решающую роль как в управлении, так и в процессе законотворчества.

В парламентарных странах правительства занимают по отноше­нию к парламенту еще более сильные позиции, чем в президентских республиках. При том, что в этих странах правительство несет поли­тическую ответственность перед парламентом, формируется парла­ментским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия, оно фактически контролирует и направляет дея­тельность парламента. Это связано с тем, что правительство состоит из представителœей одной или нескольких правящих партий, а это означает, что парламентское большинство в своем поведении связа­но партийной дисциплиной.

Отношения правительства с главой государстваможно рассматри­вать только применительно к странам с парламентарной формой правления (в президентских республиках президент лично возглав­ляет правительство). В этих странах глава государства осуществляет свою компетенцию только через правительство или с его санкции. Такие важнейшие полномочия главы государства, как право роспуска парламента͵ досрочного перерыва сессии, изда­ние указов, право вето и т.д., реализуются только по прямому ука­занию правительства(институт конрасигнатуры). Участие главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер и еще меньшее влияние он может оказывать на практическую деятель­ность правительства. Только при некоторых обстоятельствах глава государ­ства может оказать влияние на формирование правительства или его политику.

Отношения правительства с политическими партиямизависят также от формы правления.

В парламентарных странах правительство тесно связано с поли­тическими партиями, так как оно опирается на партийное большин­ство в парламенте. В этих странах правительство осуществляет жесткий контроль над своей фракцией и всœеми доступными способами поддерживает партийную дисциплину. Правительство формируется парламентарным способом и таким образом, представляет собой одновременно и руко­водство партии.

В президентских республиках правительство не зависит от парламентского большинства. В свою очередь, парла­мент в этих станах не может быть распущен. Правительство в президентских республиках в меньшей степени заинтересовано в контроле над парла­ментскими фракциями, но это не означает, что такой контроль отсутствует: для президентских республик характерны более гибкие методы контро­ля — уговоры, личные контакты, взаимные уступки и т.д. Пра­вительство в президентских республиках осуществляет контроль над пар­ламентом не через партийные фракции, а непосредственно, причем данный контроль сохраняется и тогда, когда правительство и парламентское боль­шинство принадлежат к различным партиям.[36]

Из всœего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- правительство занимает цен­тральное место в системе высших органов государственной власти, являясь основным инструментом осуществления внутренней и внешней политики.

- особенно важную роль правительство играет в государствах с республиканской формой правления в виде президентской.