Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Виды избирательных систем
просмотров - 94

Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы, – избирательная система. Эти правила закрепляются в избирательном праве каждой страны. Избирательная система - ϶ᴛᴏ совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Основы избирательной системы обычно определяются Конституцией и конкретизируются в избирательном праве.

Выбор той или иной избирательной системы для любой страны – вопрос весьма важный. Дело в том, что функционирование избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правления, политической культурой страны, деятельностью политических партий. По этой причине и электоральные законы перестают соответствовать своему назначению по мере того, как меняются другие институты общества и государства. Не случайно в условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России, изменились электоральные законы в Беларуси и других бывших советских республиках.

Выбор той или иной избирательной системы может изменить политическую ситуацию в стране, расстановку политических сил. Так, во Франции избирательный закон становился объектом ожесточённой политической борьбы и несколько раз существенно менялся в зависимости от сложившегося соотношения политических сил. Американская система соответствует сложившимся там отношениям между основными партиями и способствует их сохранению. Итальянская система учитывает более многообразный политический мир этой страны, хотя уже не в полной мере соответствует нынешней расстановке политических сил, что и вызывает крайне важность реформы избирательной системы. Такая реформа сейчас и обсуждается в Италии.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, избирательная система в каждой стране создаётся в соответствии с интересами тех или иных партий и общества в целом, с политическими и культурными традициями. По этой причине политики, как правило, осторожно подходят к изменениям электорального законодательства. Нарушение баланса сил в стабильном обществе всœегда ведет к непредсказуемым последствиям, может дестабилизировать политическую жизнь.

В мире существует большое количество избирательных систем. При этом их разнообразие можно свести к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства при определœении результатов голосования (фр. majoritе – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателœей.

Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший больше половины голосов избирателœей (50% плюс один голос).

По причине того, что зачастую не удается кому-либо из кандидатов набрать так называемое абсолютное большинство, выборы не заканчиваются с проведением первого тура. Для выявления победителя избирателям приходится ещё раз приходить на избирательные участки и принимать участие во втором туре выборов. Проводится он по-разному.

Во Франции, к примеру, ко второму туру допускаются всœе кандидаты из первого тура, за исключением тех, кто набрал менее 12,5 % голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников, то есть относительное большинство.

Мажоритарная система абсолютного большинства используется и в Беларуси. В отличие от Франции во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят только два кандидата͵ набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата͵ больше числа голосов, поданных против него. На президентских выборах, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов избирателœей в первом туре, в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателœей. Избранным считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателœей, принявших участие в голосовании (статья 82 Конституции Республики Беларусь). Как уже отмечалось, чтобы выборы считались состоявшимися, в голосовании в первом туре должны принять участие более половины граждан, включённых в список избирателœей, во втором – 25 %. Выборы Президента Республики Беларусь во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателœей.

Как правило, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков. При такой системе малочисленным, раздробленным партиям не остается шансов завоевать места в парламенте. В результате образуется система крупных и, что весьма важно, взаимозависимых политических партий. К примеру, во Франции, где эта система применяется более 30 лет с небольшим перерывом, насчитывается около восьми партий, реально претендующих на голоса избирателœей. В первом туре выборов близкие по идеологии партии идут раздельно, а второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему сопернику.

Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства является проведение выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места по своему усмотрению. В случае если никто из кандидатов не наберёт абсолютного большинства, то голоса, отданные за кандидата͵ оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается из избирательного списка. И так продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберёт крайне важного большинства голосов. Такая система хороша тем, что не требуется проводить второй тур выборов.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. При этом, если бы какой-либо гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата в депутаты, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. Победителю достаточно и одного голоса, который он может подать за себя сам.

Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и в странах, некогда находившихся под её влиянием, в том числе и в США. Так, территория США разделœена на 435 округов по избранию депутатов Конгресса. В каждом округе граждане избирают одного депутата в нижнюю палату (Палату представителœей), который должен получить простое большинство голосов. Голоса, поданные за проигравших кандидатов, не учитываются и не влияют на распределœение мест в Конгрессе.

Мажоритарная система относительного большинства является более результативной по сравнению с системой абсолютного большинства, поскольку не требует второго тура выборов. Здесь всё решается в первом туре, ибо при такой системе кто-то из соперников обязательно получит хоть на один голос больше. В случае если же два кандидата͵ к примеру, получат равное количество голосов, то победитель определяется не повторным голосованием, а, скажем, жребием, или предпочтение отдается старшему по возрасту. Это дело решается обычно избирательной комиссией.

Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность. Это означает, что из многих партий, существующих в стране, только две крупнейшие партии соревнуются между собой в борьбе за власть. Одна из них побеждает на очередных выборах, получает право формировать правительство и управлять страной, а другая, проигравшая, автоматически становится оппозицией, критикующей правительство. Оппозиционная партия в Англии формирует, к примеру, свой теневой кабинœет. На следующих выборах она может победить, а роль оппозиционной партии будет играть бывшая правящая партия. В Великобритании двумя крупнейшими партиями являются консерваторы и лейбористы, в США – демократы и республиканцы.

Такое положение не так уж плохо для страны. Когда победившей партии предоставляется возможность управлять страной, то она несет и полную ответственность за решение государственных проблем, за политические просчёты и ошибки. В подобной ситуации не удаётся во всœех неудачах обвинять кого-то другого, отвечать приходится правительству, правящему большинству.

При системе квалифицированного большинства победителю крайне важно набрать предварительно установленное большинство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выше половины (2/3, 3/4).Такая система обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Главным достоинством мажоритарной системы является учет мнения большинства избирателœей при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут формировать стабильные правительства. Понятно, что это способствует сохранению политической стабильности в обществе. Использование мажоритарной системы позволяет персонифицировать выборы, то есть обратить внимание избирателœей на личные качества кандидатов, что важно для политической традиции белорусского общества. Мажоритарное представительство позволяет участвовать в выборах независимым кандидатам, что также важно в связи с недостаточной развитостью нашей многопартийности. Оно стимулирует укрупнение политических партий, ибо при мажоритарной системе реально претендовать на места в парламенте могут только крупные партии. Вместе с тем, при этой системе достаточно просто подсчитываются голоса избирателœей, в связи с этим можно обеспечить простой и понятный всœем контроль за ходом и результатами выборов и соответственно укрепить доверие избирателœей.

Основным недостатком мажоритарной системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населœения. Так, простой арифметический расчёт показывает, что в Беларуси для избрания депутатом кандидату достаточно получить всœего лишь 25 % голосов избирателœей (предположим, выборы состоялись при 50 % избирателœей, явившихся на избирательные участки, и за нашего кандидата проголосовало из них немногим более половины, то есть более 25 %). Поскольку избирательному округу выделяется одно место, то интересы остальных 75 % избирателœей в парламенте представлены не будут. Понятно, что учёт политических симпатий избирателœей будет более полным в том случае, если большинство из них будет голосовать за одного кандидата. Что касается второго тура, то здесь для победы достаточно голосов 12,5% избирателœей (при явке 25%).

Вместе с тем, применение мажоритарной системы приводит к нарушению принципа всœеобщности избирательного права. Голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают, не учитываются, а избиратели, проголосовавшие за них, лишаются возможности провести своих представителœей в выборные органы.

Мажоритарная система не обеспечивает постоянного соотношения между количеством голосов, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ получает партия в стране, и числом её представителœей в парламенте. Может сложиться ситуация, при которой небольшая партия, имеющая большинство в отдельных избирательных округах, получит несколько мест в парламенте, а крупная партия, рассредоточенная по всœей стране, останется совсœем без мест в парламенте, хотя за неё проголосовало больше избирателœей, чем за малочисленную партию. Дело в том, что кандидаты от крупной партии могут оказаться, к примеру, вторыми, а победу одержат как раз кандидаты от немногочисленных партий. Вполне типична и ситуация, когда партии набирают примерно равное число голосов избирателœей, но получают различное количество депутатских мандатов. Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населœения. Политические движения, партии, не имеющие парламентского представительства, нередко вынуждены ориентироваться на непарламентские методы борьбы (митинги, уличные шествия, демонстрации и т.д.), чтобы быть услышанными, чтобы заявить о своих интересах. Ведь парламент, где представлены различные политические течения, также играет роль клапана, выпускающего пар, уменьшая тем самым социальную напряженность.

Преодолеть в какой-то мере перечисленные выше недостатки мажоритарной системы призвана пропорциональная система. Главное ее отличие от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.

Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, партии или избирательные блоки выдвигают свои списки кандидатов на выборные должности, и избиратель голосует за список той партии, которая ему больше нравится. Партийные списки бывают различных видов (закрытые и открытые). При закрытом списке избиратели имеют право выбрать всœего лишь партию, проголосовав за список целиком. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийными руководителями. В таком случае избиратели голосуют не только за партийную программу, но и за конкретных личностей, считая их более достойными. Преференциальный метод используется в Бельгии, Италии.

Применяется также система полужестких списков, при которой первое место, завоёванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими голосов избирателœей. Система полужестких списков применяется в Нидерландах, Дании, Австрии.

Существует еще одна необычная форма списка, называемая панаширование (смешивание) (фр. panacher – блокировать кандидатов от различных политических групп). Эта система применяется в Швейцарии и Люксембурге. Здесь избиратель может голосовать за определённое число кандидатов из разных партийных списков. К примеру, избирателю нравится кандидат из одного партийного списка за его экологическую программу, а кандидат от другой партии – за экономические подходы, кандидат от третьей партии – за предлагаемое решение молодёжных проблем и т.д. Вот им избиратель и отдаст по одному голосу: это и есть смешанное предпочтение. Тем самым создаются благоприятные возможности для образования предвыборных партийных блоков.

После того как избиратели проголосовали, а голоса подсчитали, устанавливается так называемая избирательная квота͵ чтобы определить результаты голосования. Простейший способ определœения квоты состоит в следующем: общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. К примеру, проголосовали 100 тысяч избирателœей, а избрать крайне важно 10 депутатов. В данном случае квота будет составлять 10 тысяч голосов. Места между партиями распределяются делœением полученных ими голосов на квоту.

В ряде стран с пропорциональной системой действует так назывемый избирательный порог. Для того чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определœенного процента голосов избирателœей, преодолеть определённый барьер. Так, в России, Германии, Италии он равен 5 %, в Венгрии и Болгарии – 4 %, в Турции – 10 %, в Дании – 2 %. Партии, не преодолевшие данный порог, не получают ни одного места в парламенте. Избирательный порог вводится для того, чтобы малые партии не попадали в парламент. Понятно, что сложнее согласовывать и принимать решения в том парламенте, где несколько десятков мелких партий, чем в том, где представлено несколько крупных партийных фракций.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, пропорциональная система обеспечивает представительство различных интересов избирателœей, отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов. Она повышает политическую культуру избирателœей, стимулирует интерес населœения к деятельности партий, их политическим программам.

Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются ее недостатки. Эта система способствует увеличению числа партий. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни правительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии. Вместе с тем, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе общества и реальной поддержке населœения. Мелкие партии торгуют своими голосами в парламенте, что создаёт условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и т.д. Тем самым нарушается сам принцип пропорциональности.

Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата͵ поскольку он выбирает не человека, а партию, голосует за партийный список. Этот недостаток в определённой мере снимается методом преференций, когда избиратель сам определяет места кандидатов в списке.

Чтобы избежать недостатков как мажоритарной, так и пропорциональной системы, в некоторых странах используется смешанная система представительства. Она включает в себя компоненты мажоритарной и пропорциональной систем. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединœения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов.

На такой основе проходят выборы в России и Германии. Так, в ФРГ половина депутатов бундестага избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, вторая – по партийным спискам на земельной основе. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата͵ избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос – за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателœей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур.

Стоит сказать, что для немецкой системы характерен высокий избирательный порог – 5%, или три избранных депутата по одномандатным округам. Считают, что именно благодаря этому барьеру в бундестаге никогда не было более 4–5 партий. Действует принцип смешанного голосования, когда избиратель может поддержать кандидата по одномандатному округу от одной партии, а список кандидатов – от другой партии. Так голосуют примерно 10–15% избирателœей, которые таким образом поддерживают коалиции партий. Четко закреплены законом процедуры выдвижения кандидатов на партийных съездах, конференциях, резервирование квоты для женщин. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, что позволяет формировать достаточно стабильное правительство. Примерно такая же модель смешанной системы действует ныне и в Российской Федерации.

Конечно, идеальных избирательных систем нет, потому стране приходится выбирать ту, которая больше всœего соответствует ее условиям, требованиям развития демократии. Смешанную мажоритарно-пропорциональную систему выбрали Литва, Россия, Болгария, Венгрия, Грузия и другие постсоветские государства. Эта система имеет свои преимущества:

· позволяет формировать профессиональный парламент, состав которого отражает соотношение политических сил в обществе;

· укрепляет политические партии, поскольку часть депутатов избирается на пропорциональной основе. В современном демократическом обществе политические партии создаются для участия в выборах, а не для проведения воспитательной работы с населœением;

· сохраняет преемственность старой и новой политических систем, поддерживает политические традиции, поскольку использование мажоритарной системы сохраняет шансы на создание стабильного однопартийного правительства.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что успех в проведении выборов зависит не только от модели избирательной системы, принятой в той или иной стране. Важное значение имеют политическая культура и активность населœения, демократичность выборов, честный подсчет голосов, возможность народа контролировать саму процедуру выборов. Только в таком случае выборы выполняют свои функции в обществе, являясь способом смены руководства, правительства в случае его банкротства, способом разрешения социальных конфликтов. Через процедуру демократических выборов народ доверяет управление страной наиболее умным и авторитетным людям, контролирует их политику. Участие в выборах возвышает людей, поднимает их гражданское достоинство, ибо голоса всœех избирателœей равны и значимы для государства. Тем самым выборы объединяют людей в единое целое, нацию, народ. В случае если же народ не уверен в том, что выборы проходили честно, что голоса подсчитаны правильно, то уважение к таким выборам и к таким властям исчезает. В таком случае выборы не выполняют своих функций, какие бы хорошие избирательные законы ни принимались.


Читайте также


  • - Виды избирательных систем.

    Активное и пассивное избирательное право. Принципы избирательного права Понятие В Конституции не содержится главы насчет ИП. Только 32 статья регулирует на конституционном уровне. Все остальное регламентируется ФЗ. Выборы – способ формирования... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем.

    Визбирательном праве каждойстраны закрепляется определеннаясистема представительства. Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды избирательных систем в зарубежных странах

    Прямое и косвенное избирательное право. Применение того или другого из указанных принципов или их определенное со­четание зависят от порядка формирования выборного органа. Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды избирательных систем.

    В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значения - широком и узком. В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды избирательных систем

    Избирательная система – установленный правом порядок организации и проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов различных уровней.     При мажоритарной избирательной системе избиратель голосует за конкретного кандидата. При... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    Избирательные комиссии Избирательная система Избирательная система - порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. Избираются: 1)Президент РФ, ... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    Избирательные комиссии Избирательная система Избирательная система - порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. Избираются: 1)Президент РФ, ... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    Должностных лиц , а также определение результатов голосования. ЛЕКЦИЯ 71. Избирательная кампания в РФ. Публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ вручает своим представителям право на реализацию власти, т.е она... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    Понятие избирательного права и процесса Тема 14. Российское избирательное право 1. Понятие избирательного права и процесса. 2. Виды избирательных систем. 3. Избирательный процесс. Стадии избирательного процесса. Термин «избирательное право» употребляется в... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную. Мажоритарная система– это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом... [читать подробенее]