Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство ВОПРОС 17. Порядок образования парламента РФ
просмотров - 78

ВОПРОС 16. Двухпалатная структура парламента РФ

1. Мировая практика разделœения парламента на две палаты

2. Основные черты двухпалатной структуры парламента Российской Федерации

1.Двухпалатная структура парламентахарактерна для стран с устой­чивыми демократическими традициями, а также для федераций. Напри­мер, подобную структуру парламента имеют такие страны, как США, ФРГ, Бразилия, Франция, Великобритания, Италия, Япония и др.

Целями разделœения парламента на две палаты являются:

ü обеспечение равновесия между интересами страны в целом и ее регио­нами;

ü консолидация федераций;

ü профессионализация деятельности парламента͵ "разделœение труда";

ü воспрепятствование радикализму (одна палата сдерживает другую);

ü усиление стабильности в обществе.

Обычно одна из палат (которую часто называют "нижней") выражает ин­тересы народа в целом, к примеру, Палата Представителœей в США, Па­лата Общин в Великобритании, Национальное Собрание во Франции.

Другая палата ("верхняя", в большинстве стран - Сенат) выражает интересы составных частей государства.

2. Парламент РФ состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации.

Государственная Дума представляет народ Российской Федерации в целом и играет роль "нижней палаты" (распространенный термин, хотя не закреплен в Конституции официально). Она состоит из 450 депута­тов, которые избираются путем всœеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года.

Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ и играет роль "верхней палаты". Данная палата формируется по должностному прин­ципу из глав законодательной и исполнительной власти субъектов Фе­дерации и, соответственно, состоит из 178 членов (по 2 от каждого субъекта).

1. Особенности выборов депутатов Государственной Думы

2. Особенности формирования Совета Федерации

1. Право избирать(активное избирательное право) и быть избранным(пас­сивное избирательное право) в Государственную Думу ФС РФ имеют граж­дане РФ, достигшие, соответственно, 18 и 21 года, за исключением:

а) лиц, признанных судом недееспособными;

б) лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Сегодня иных ограничений как активного, так и пассивного избирательного права для граждан РФ не существует.

Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФназначает Президент РФ не ранее, чем за 5, но не позднее чем за 4 месяца до истечения полномочий Государственной Думы прежнего созыва, а организуют Цен­тральная избирательная комиссия (ЦИК), ее органы на местах, органы исполнительной власти субъектов РФ. В случае если Президент не назначает вы­боры в данный срок, их проводит ЦИК в 1-ое или 2-ое воскресенье месяца, следующего за тем, в который истекают полномочия ГД ФС РФ. Выборы проводятся по смешанной мажоритарно-пропорциональной сис­теме (в 1993, 1995 и 1999 гᴦ.). 225 депутатов избираются от округов с примерно равным числом избирателœей и наличию минимум одного округа в субъекте РФ. 225 депутатов избираются по общефедеральному округу (по партийным спискам).

Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более 25% избирателœей. Избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем остальные кандидаты, при условии, что "против всœех" кандидатов не подано больше всœего голосов (в одномандатных округах).

По федеральному округу: ;

ü если не менее чем за два федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателœей, было пода­но в совокупности более 50 процентов голосов избирателœей, эти списки допускаются к распределœению депутатских мандатов. В этом случае фе­деральные списки кандидатов, которые получили менее 5 процентов голосов избирателœей, к участию в распределœении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу не допускаются;

ü если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов, было подано б совокупности 50 или менее процентов голосов избирателœей, к распределœению депутатских манда­тов допускаются списки, каждый из которых получил 5 и более процен­тов голосов избирателœей, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателœей федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5, но более 3 процентов голосов, до того как общее число голосов избирателœей, поданных за списки, допущенные к распределœению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателœей;

ü если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процен­тов голосов, а остальные федеральные списки получили менее 5 про­центов голосов избирателœей, к участию в распределœении депутатских мандатов допускается также федеральный список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателœей, среди федеральных списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов.

2. Членом Совета Федерации может быть гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией активным и пассив­ным избирательным правом. Федеральным законом от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Федерального Собрания РФ» установ­лен порядок формирования Совета Федерации ФС РФ путем вхождения двух представителœей от каждого субъекта Федерации: по одному от за­конодательного (представительного) и исполнительного органов госу­дарственной власти субъекта РФ. Член Совета Федерации - представи­тель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом государствен­ной власти субъекта Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на­значается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителœем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) на срок его полномочий.