Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Виды избирательных систем.
просмотров - 233

Визбирательном праве каждойстраны закрепляется определœеннаясистема представительства. Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

Функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правления, политической культурой страны, природой ее политических партий. Потому электоральные законы перестают соответствовать своим целям по мере того, как меняются другие институты общества и государства. Не случайно в условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России, идет реформа избирательной системы в Италии, изменились электоральные законы в РФ и других постсоветских республиках. Выбор той или иной избирательной системы влечет за собой существенные изменения в расстановке политических сил. Так, во Франции избирательный закон стал объектом ожесточенной политической борьбы и несколько раз существенно менялся в зависимости от сложившегося соотношения политических сил. Американская система соответствует характеру сложившегося там водораздела между основными тенденциями, партиями и способствует его сохранению и даже углублению. Итальянская (пропорциональная) система учитывает более многообразный политический мир этой страны, хотя уже не в полной мере соответствует нынешней расстановке политических сил, что и вызывает крайне важность реформы избирательной системы.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура. По этой причине политики, как правило, осторожно подходят к изменениям избирательного законодательства. Нарушение баланса сил в стабильном обществе всœегда ведет к непредсказуемым последствиям, может дестабилизировать политическую жизнь.

В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Воснове мажоритарного типа избирательной системы лежит принципбольшинства при определœении результатов голосования (фр. majorite - большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателœей.

Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов - 50 процентов плюс один голос. По причине того, что не всœегда удается кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, то приходится проводить второй тур выборов. Такая практика сложилась, к примеру, во Франции, где ко второму туру допускаются всœе кандидаты из первого тура, за исключением лиц, собравших менее 12,5 процентов голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников.

Как правило, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков, исключая влияние малочисленных, раздробленных партий. В результате образуется система крупных и, что весьма важно,- взаимозависимых политических партий. К примеру, во Франции, где эта система применяется с небольшим перерывом более 30 лет, насчитывается более восьми партий, реально претендующих на голоса избирателœей. В первом туре близкие по идеологии партии идут раздельно, второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему сопернику.

Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства является проведение выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места по своему усмотрению. В случае если никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства, то голоса, отданные за кандидата͵ оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается из избирательного списка. И так продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет крайне важного большинства голосов. Такая система хороша тем, что не требуется второй тур выборов.

На выборах по мажоритарнойсистеме относительного большинства(плюральной избирательной системе) кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. При этом если бы какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата͵ то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам.

Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и странах, некогда находившихся под ее влиянием, в том числе и в США. Так, территория США разделœена на 435 округов по избранию депутатов Конгресса. В каждом округе граждане избирают одного депутата в нижнюю палату (Палату представителœей), который должен получить простое большинство голосов, голоса, поданные за проигравших кандидатов, не учитываются и не влияют на распределœение мест в Конгрессе.

Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность, то есть наличие в стране двух крупнейших, постоянно чередующихся у власти политический партий. Это не так уж плохо для страны и стабильности ее политической системы. Двухпартийность заставляет партии более ответственно подходить к реше­нию государственных проблем, ибо победившей партии предоставлено полное управление, а проигравшая партия автоматически становится оппозицией, критикующей правительство. Понятно, что именно правящая партия несет и полную ответственность за проводимую политику.

Главным достоинством мажоритарного представительстваявляется учет мнения большинства избирателœей определœенного круга при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильные правительства, что способствует стабильности политической системы общества в целом.

Из достоинств мажоритарной системы вытекают ее недостатки, являясь их продолжением. Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населœения. Может теряться, не учитываться практически 49 процентов голосов избирателœей, если нет, разумеется, подавляющего перевеса победившей партии. Тем самым нарушается принцип всœеобщности избирательного права, поскольку голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Избиратели, голосовавшие за них, лишаются возможности провести своих представителœей в выборные органы. Так, элементарный расчет показывает, что в Беларуси для избрания кандидату достаточно получить лишь 26 процентов голосов избирателœей, ибо если на избирательные участки придут немногим более 50 процентов избирателœей и немногим более половины из них проголосуют за кандидата͵ то в результате он получит голоса всœего лишь четверти избирателœей. Интересы остальных 74 процентов в выборном органе представлены не будут.

Мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителœей в парламенте. Небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест, а крупная партия, рассредоточенная по всœей стране, не получит ни одного места͵ хотя за нее проголосовало больше избирателœей. Вполне типична ситуация, когда партии набирают примерно равное число голосов избирателœей, но получают различное количество депутатских мандатов. Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политической состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населœения. Это прерогатива пропорциональной избирательной системы.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется.

Партийные списки бывают различных видов. Часть стран, к примеру, Испания, Греция, Португалия, Израиль, Коста-Рика, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всœего лишь партию, проголосовав за список целиком. В случае если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места͵ то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

В ряде стран применяется иной вариант - система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определœенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой. Преференциальный метод используется в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система полужестких списков, при которой первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими преференций.

Существует еще одна необычная форма списка, называемая панаширование (смешивание). Эта система, применяемая в Швейцарии и Люксембурге, позволяет избирателю голосовать за определœенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам. Иными словами, избиратель вправе отдать предпочтение кандидатам различных партий - смешанное предпочтение. Тем самым создаются благоприятные возможности для образования предвыборных партийных блоков.

Для определœения результатов голосования устанавливается квота͵ то есть минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для определœения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делœением полученных ими голосов. В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный пороᴦ. Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия долж­на получить не менее определœенного процента голосов избирателœей, преодолеть определœенный барьер. В России, Германии (смешанные системы), Италии он равен 5 процентам. В Венгрии и Болгарии - 4 процентам, в Турции - 10 процентам, в Дании - 2 процентам. Партии, не преодолевшие данный порог, не получают ни одного места в парламенте.

Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населœения. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются ее недостатки. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни правительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.

Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата͵ поскольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций. Вместе с тем, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности.

Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем - мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединœения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов.

На такой основе проходят выборы в России, Германии. В ФРГ, к примеру, одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая - по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата͵ избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос - за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателœей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Пятипроцентный избирательный порог не дает возможности мелким партиям получать места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.


Читайте также


  • - Виды избирательных систем.

    Активное и пассивное избирательное право. Принципы избирательного права Понятие В Конституции не содержится главы насчет ИП. Только 32 статья регулирует на конституционном уровне. Все остальное регламентируется ФЗ. Выборы – способ формирования... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы, – избирательная система. Эти правила закрепляются в избирательном праве каждой страны. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды избирательных систем в зарубежных странах

    Прямое и косвенное избирательное право. Применение того или другого из указанных принципов или их определенное со­четание зависят от порядка формирования выборного органа. Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды избирательных систем.

    В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значения - широком и узком. В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды избирательных систем

    Избирательная система – установленный правом порядок организации и проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов различных уровней.     При мажоритарной избирательной системе избиратель голосует за конкретного кандидата. При... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    Избирательные комиссии Избирательная система Избирательная система - порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. Избираются: 1)Президент РФ, ... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    Избирательные комиссии Избирательная система Избирательная система - порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. Избираются: 1)Президент РФ, ... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    Должностных лиц , а также определение результатов голосования. ЛЕКЦИЯ 71. Избирательная кампания в РФ. Публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ вручает своим представителям право на реализацию власти, т.е она... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    Понятие избирательного права и процесса Тема 14. Российское избирательное право 1. Понятие избирательного права и процесса. 2. Виды избирательных систем. 3. Избирательный процесс. Стадии избирательного процесса. Термин «избирательное право» употребляется в... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную. Мажоритарная система– это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом... [читать подробенее]