Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Правовое государство
просмотров - 58

Республиканская форма правления

Форма правления- категория, выражающая способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействия между собой и населœением, степень участия населœения в их формировании.

Различают две основные формы правления - монархию и республику.

Монархия - такая форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства (монарху) и передается по наследству, при этом монарх не несет ответственности перед населœением.

В республике верховную государственную власть осуществляют выборные органы, избираемые на определœенный (ограниченный) срок и несущие ответственность перед народом (избирателями).

Существуют две основные формы республики: президентская и парламентарная, а также их смешанные формы.

Президентская республика характеризуется следующими основными чертами:

1) президент избирается всœем народом на прямых выборах, независимо от парламента;

2) президент по своему усмотрению назначает и отправляет в отставку министров, для этого не требуется согласия парламента;

3) президент юридически и фактически руководит правительством (даже при наличии номинальной должности премьер-министра);

4) правительство не несет ответственности перед парламентом, парламент не может выразить правительству вотум недоверия.

Основные характеристики парламентарной республики:

1) Президент, как правило, избирается не народом, а парламентом (непрямые выборы);

2) Правительство формально формируется президентом, но из представителœей победившей на парламентских выборах партии (блока партий) либо из лиц, пользующихся доверием парламентского большинства;

3) для начала своей работы правительство получает от парламента вотум доверия;

4) Правительство несет ответственность только перед парламентом, парламент может выразить правительству вотум недоверия, после чего правительство обязано уйти в отставку.

Полупрезидентская республика:

1) Президент назначает и увольняет министров, часть из которых подчиняются непосредственно президенту;

2) Президент издает указы по широкому кругу вопросов, а также обладает правом вето в отношении принятых парламентом законов;

3) главой правительства является премьер-министр;

4) ответственность правительства перед парламентом, парламент может вынести правительству вотум недоверия, но процедура его принятия усложнена по сравнению с парламентарной республикой;

5) при выражении вотума недоверия правительству президент может отправить его в отставку или распустить парламент.

Российская Федерация существует в форме полупрезидентской республики, что выражается в нескольких признаках:

1) верховную государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ);

2) выборность высших органов государственной власти. Президент РФ и Государственная Дума избираются населœением Российской Федерации. Невозможность какого-либо наследственного или иного недемократического порядка получения полномочий высших государственных органов. Вместе с тем, Конституция РФ устанавливает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ст. 81);

3) Правительство РФ возглавляет Премьер-министр, который назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;

4) Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия, который может не повлечь никаких юридических последствий при несогласии с ним Президента РФ. Для того, чтобы отправить Правительство РФ в отставку, вотум недоверия должен быть «двойным»: Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу.

Правовое государство- такой способ организации государства, при котором оно подчинœено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека.

Традиционно выделяется несколько базовых признаков (принципов) правового государства:

1) господство права;

2) обеспеченность прав и свобод человека;

3) разделœение властей.

Основным принципом, выражающим сущность правового государства, является господство (верховенство) права.

Верховенство права выражается в нескольких моментах:

1) единство права и закона. Законы и деятельность государства и его органов должны быть правовыми, то есть соответствовать естественным правам и свободам человека. Статья 18 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;

2) верховенство Конституции, ее прямое действие. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всœей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ;

3) соблюдение надлежащей правовой процедуры принятия законов. Правом принятия законов обладают только законодательные органы государственной власти. Законы в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всœеобщего сведения;

4) соблюдение иерархии источников права. Верховенством в этой системе обладает Конституция РФ, а также в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые являются составной частью российской правовой системы. В случае если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Далее следуют иные источники права Российской Федерации.

Принцип обеспеченности прав и свобод человека и гражданина корреспондируется с главным принципом основ конституционного строя - приоритетом человека, его прав и свобод как высшей ценности и выражается не только в номинальном признании и закреплении в законодательстве базовых прав и свобод человека, но и в реальном их действии.

Можно назвать несколько признаков, характеризующих обеспеченность прав человека:

1) непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, возможность применения судами непосредственно конституционных норм, в которых закреплены права и свободы, для защиты нарушенных прав;

2) наличие в законодательстве эффективных и адекватных содержанию прав и свобод механизмов их реализации;

3) наличие различных форм защиты нарушенных прав: административной, судебной (суды общей юрисдикции и конституционные суды). Принцип разделœения властей будет рассмотрен как отдельная основа конституционного строя России.


Читайте также


  • - Правовое государство и политический плюрализм

    В резолюциях XIX партийной конференции было признано, что советское право, по существу, служило не обществу, а государству, являясь тем инструментом, который позволял государству проводить свою политику и защищать всемогущество его администрации. Стремление преодолеть... [читать подробенее]


  • - Правовое государство и его признаки.

    Идеи о правовом государстве получили свое развитие еще с времен глубокой древности. Идею единства власти и права, справедливых законов, господства права и законности развивали еще такие древние мыслители как Солон, Платон, Аристотель. Большой вклад в разработку теории о... [читать подробенее]


  • - Лекция № 14. Гражданское общество и правовое государство

    Правовая государственность в истории. Права человека. Правовое социальное государство. Проблемы новейшей социальной государственности. Гражданское общество и правовое государство: пути взаимодействия. 1) Античная и средневековая мысль не разделяла государство и... [читать подробенее]


  • - Лекция 7. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

    7.1. Законность и право­порядок и гарантии их обеспечения. 7.2. Правовое государство и гражданское общество. 7.3. Соотношение права и государства. 7.4. Правовое государство. Право – одно из самых сложных общественных явлений. Более чем двухтысячелетняя история... [читать подробенее]


  • - Правовое государство

    Любые общественные институты – включая само государство – в такой перспективе либо отменяются, либо выступают как подсобные инструменты гражданского общества. Локк не настаивает на отмене государства революционным образом, но полагает, что постепенно надобность в нем... [читать подробенее]


  • - Гражданское общество. Правовое государство.

    Политическая культура. Политическая культура – знания, общепринятые ценности, представления, взгляды, убеждения, установки, нормы, характерные для политической системы общества. Типы политической культуры (американский политолог Г. Алмонд): ·... [читать подробенее]


  • - Правовое государство: понятие и признаки

    Русское выражение «правовое государство» представляет собой перевод немецкого "Rechtsstaat;". При этом в наиболее общем смыс­ле государство может считаться правовым в том случае, если его деятельность осуществляется на основании и в соответствии с пра­вилами и... [читать подробенее]


  • - Правовое государство.

    Человек, его права и свободы как высшая ценность. Конституция Российской Федерации рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она демонстрирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план... [читать подробенее]


  • - Правовое государство и его признаки

    Термин «правовое государство» был введен в научный оборот в начале XIX в. немецкими учеными К.Т. Велькером, Р.Фон Молем, Р.Г. Шайстом и др. Предпосылкой формирования новой научной категории и всего учения о правовом государстве послужили взгляды мыслителей древней Греции,... [читать подробенее]


  • - Правовое государство и гражданское общество

    Идея правового государства уходит корнями в античное общество. Государство как организация публично-властной силы государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы... [читать подробенее]