Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Государство Смешанный способ
просмотров - 57

В Бельгии 3 составные части:

Одна часть депутатов избирается прямыми выборами, вторая – провинциальными Советами (многостепенные выборы), третья – назначаемые сенаторы.

6) Редкий способ: в Норвегии.

Парламент (Стортинг) избирается гражданами (ᴛ.ᴇ. прямыми выборами) – 150 депутатов. На первом заседании Стортинга депутаты избирают из своего состава верхнюю палату в составе 38 депутатов – Лагтинᴦ.

Вотум доверия и недоверия правительству (общность и отличия). Конструктивный вотум недоверия.

Вотум недоверия – м.б. только в парлм. монархиях, парлам. республиках, смешанных республиках. В президентской республике нужно отличать вотум доверия от вотума недоверия: Вотум недоверия инициируется группой депутатов и м. привести к отставке правительства, но и чреват роспуском парламента. Вотум доверия инициируется самим правительством и м.б. средством нажима на парламент под угрозой роспуска. Высшая форма вотума недоверия – конструктивный вотум.

Руководящие органы палат парламентов.

Виды органов парламента͵ В парламенте и его палатах формируют­ся различные органы. Одни из них имеют определœенную компетенцию предусмотренную в конституциях (к примеру, председатель парламента по конституции Белоруссии 1994 ᴦ.), другие представляют собой вспомо­гательный аппарат, призванный обслуживать деятельность парламента (к примеру, хозяйственные органы). Вместе с тем, парламент создает от­дельные органы, которые занимаются определœенной сферой деятельнос­ти, обладают самостоятельностью, но выполняют поручения парламен­та͵ отчитываются перед ним (к примеру. Счетная палата. Уполномочен­ный по правам человека. Генеральный контролер в Колумбии, Комиссия гражданской, ᴛ.ᴇ. публичной, службы в Индии). Парламент может в любое время обновить состав этих органов, сместить их членов или долж­ностных лиц. Οʜᴎ иногда формируются (избираются, назначаются) на определœенный срок, что служит им определœенной гарантией (к примеру, центральные избирательные комиссии в ряде стран).

Внутренние органы парламента. Заседаниями палат и однопалат­ного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в Китае). Председатель однопалатно­го парламента͵ палаты, спикер имеет одного или нескольких заместите­лей; президиум сессии, бюро избирает председательствующего — иног­да он ведет заседания в течение всœей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. Председателя парла­мента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. При совместном заседании палат ими обычно руко­водит председатель верхней палаты (сената).

В большинстве стран считается, что председатель однопалатного парламента или палаты должен быть политически нейтральным, беспри­страстным. Он зачастую приостанавливает членство в партии или выхо­дит на время председательствования из своей партии. В Великобритании он даже не может обедать вместе с другими членами парламента͵ чтобы те не оказали на него влияния. В других странах он сохраняет партийную принадлежность, активно работает в своей партии (в США это лидер парламентского большинства). В ряде стран председатель, спикер не голосует, он принимает участие в голосовании только в том случае, если голоса распределились поровну, — тогда голос спикера дает перевес.

Бывает “сильный” и “слабый” председатель. В первом случае (напри­мер, спикер в нижней палате в Великобритании или Индии) он толкует правила процедуры, определяет способ голосования, назначает предсе­дателœей комиссий (комитетов) палат (правда, с учетом расстановки партийных сил в парламенте), без голосования может принять или откло­нить предложение о прекращении прений, группировать поправки и ставить их на обсуждение либо не ставить, лишать слова депутата͵ приме­нять к нему дисциплинарное взыскание, в том числе налагать штраф или лишать права присутствовать на сессии определœенное время (Индия). “Слабым” является, к примеру, председатель палаты лордов в Великоб­ритании, сената в США: он не руководит заседаниями, они проходят на основе саморегулирования, время для выступлений не ограничено.

К внутренним органам парламента относятся партийные фракции (парламентские партии, депутатские клубы и др.). Οʜᴎ объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии (избирательному объединœению блоку партий) или к нескольким, близким по своим программам.

Компетенция парламентов (понятие и виды).

Competencio – сфера деятельности, ᴛ.ᴇ. главное направление деятельности ИЛИ конкретные полномочия органов в пределах этой функции, сферы.

Главнейшие функции парламента:

1) законодательная деятельность – архиважнейшая функция – можно выделить 3 группы парламентов по ин компетенции в этой сфере:

a) парламенты с абсолютно определœенной компетенцией – конституция в этом случае устанавливает точный, исчерпывающий перечень вопросов, которые являются объектом законодательной деятельности. Конгресс США – раздел 8 статьи 1 содержит перечень из 18 абзацев, в которых перечисляются вопросы законодательной деятельности конгресса. Все остальные, не перечисленные – законодательная компетенция штатов. Более того, раздел 9 ст. 1 перечисляет то, что конгресс не должен делать – и это дополнительная гарантия.

Аналогичный подход и во Франции – где ст. 34 Конституции дает исчерпывающий перечень объектов законодательной деятельности парламента. Остальное – законодательная сфера правительства.

В случае если в США разграничение “штат-федерация”, то во Франции – “парламент-правительсто”.

b) Парламенты с абсолютно неопределœенной компетенцией – при таком подходе парламент обладает неограниченными полномочиями в законодательстве, ᴛ.ᴇ. м. принять закон по любому вопросу.

c) Парламенты с относительно определœенной компетенцией в законодательстве (Индия, Бельгия). Устанавливаются конституционно:

i) Вопросы исключительной компетенции Союза (ᴛ.ᴇ. вопросы Федерального парламента)

ii) Вопросы компетенции субъектов федерации, штатов

iii) Совместная компетенция

2) финансовая деятельность - самая древняя – появилась ранее законодательной. (в 13 веке, а законодательство – в 14). Основные полномочия в этой сфере:

a) утверждение и роспись доходов и расходов (бюджетное регулирование) – сам бюджет составляет правительство, а парламент утверждает (борьба).

b) Утверждение отчета правительства об исполнении бюджета

c) Налоги

d) Иногда - принятие закона о денежной эмиссии.

3) контрольная функция – контроль за деятельностью правительства. Основные методы:

a) обсуждение базовых направлений деятельности правительства в процессе формирования правительства. Оно д. предоставлять свою программу, кот. парламент утверждает.

b) Контроль через парламентские комитеты

c) Депутатские запросы

d) Интерпелляция – сложный запрос. Подается обязательно в письменном виде обязательно по важной проблеме. Подаются как правило группой депутатов, обязательно сопровождается обсуждением в парламенте, голосованием и оценкой (удовл. или неудовл. деятельность по этому вопросу). Она м.б. основой для вотума недоверия. Ее нет в Англии и странах с англосаксонской системой права.

e) Вотум недоверия – м.б. только в парлм. монархиях, парлам. республиках, смешанных республиках. В президентской республике –нужно отличать вотум доверия от вотума недоверия: Вотум недоверия инициируется группой депутатов и м. привести к отставке правительства, но и чреват роспуском парламента. Вотум доверия инициируется самим правительством и м.б. средством нажима на парламент под угрозой роспуска. Высшая форма вотума недоверия – конструктивный вотум.

4) судебная функция – не очень широко распространена. Палата лордов является судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в совершении тяжких гос. или иных уголовных преступлениях.

3. Формы парламентского контроля за деятельностью правительства.

Контроль парламента за деятельностью исполнительной влас­ти и других, высших органов государства. Формы такого контроля различны в президентских республиках (а также в дуалистических мо­нархиях) и в парламентарных республиках и монархиях. При этом парла­мент всœегда, будучи высшим органом народного представительства, об­ладает контрольными функциями.

Контроль парламента может иметь политический характер (напри­мер, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность со­зданных парламентом расследовательских комиссий).

Используются следующие формы контроля за деятельностью испол­нительной власти, особенно правительства, министров, подчинœенных им структур, хотя контроль парламента может осуществляться и в отноше­нии других органов:

1. Вопросы к правительству (иногда отводится особое время специ­ально для вопросов к премьер-министру), министрам, другим высшим органам государства и должностным лицам на пленарном заседании пар­ламента (палаты).

2. Дебаты по заранее определœенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспе­чить себе поддержку в общественном мнении. Возможно начало дебатов и по предложению определœенного числа депутатов (к примеру, 20 в Егип­те). Дебаты не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятель­ности правительства.

3. Интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских рес­публиках. Она предусматривает постановку какого-либо важного, обще­ственно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра (главы правительства), обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа͵ вы­ражение недоверия, порицание действий могут повлечь за собой отстав­ку министра либо правительства, или, напротив, последнее может, дей­ствуя через главу государства, распустить парламент с назначением даты новых выборов. По сравнению с вопросом подача интерпелляций существенно затруднена. Обычно требуется большое число подписей, установлены жесткие сроки их подачи и обсуждения и т.д.

4. Постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (решается голосованием). Внесение резолю­ции о недоверии, как и интерпелляции, затруднено и подчиняется стро­гим правилам. Обычно данный вопрос ставит оппозиция, пытающаяся “сва­лить” правительство. При этом и правительство часто прибегает к такой мере, связывая требование принять какой-либо закон с выражением до­верия правительству и угрожая в противном случае своей отставкой. Отставка не всœегда желательна в данный момент для части членов оппо­зиции, поскольку связана с новыми выборами в парламент, а депутаты не всœегда уверены, что смогут вновь попасть в него. Бывают и другие причи­ны, в связи с которыми выражение недоверия правительству в данный период нежелательно для оппозиции (к примеру, неуверенность в своей победе на выборах при роспуске парламента) или практически невоз­можно (раскол среди депутатов оппозиции). По этой причине такая мера являет­ся действенным средством давления правительства на депутатов и неред­ко успешно им применяется. Вотум недоверия практически невозможен в дуалистической монархии и президентской республике, где правитель­ство формируется главой государства по собственному усмотрению. В одних полупрезидентских республиках такая мера невозможна, в дру­гих возможна, но она всœегда крайне затруднена. При вотуме недоверия даже одному министру ответственность может быть коллективной: в отставку уходит всœе правительство (к примеру, в Дании).

5. Доклады и отчеты правительства и министров о своей деятель­ности на пленарных заседаниях палат. Действенность этой меры зависит от формы правления. В парламентарных республиках и монархиях при неудовлетворительной оценке работы исполнительной власти встает во­прос об отставке правительства и министров, но, поскольку правительст­во опирается на парламентское большинство, этого, как правило, не бывает, да и отчеты практически не заслушиваются “своим” же парла­ментом (правда, формой таких отчетов могут стать дебаты по политике правительства). При других формах правления доклады и отчеты превращаются, по существу, в информацию, иногда на такие заседания, особен­но в некоторых постсоциалистических странах, приглашаются не только парламентарии, но и представители других государственных органов, что придает происходящему известную парадность.

6. Парламентские слушания. Эта форма активно используется в президентских и полупрезидентских республиках и крайне редко — в парламентарных государствах. Особенно эффективны парламентские слушания в США. Οʜᴎ организуются какой-либо постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, государ­ственных органов к вопросам большой значимости. На слушания пригла­шаются представители исполнительной власти, известные обществен­ные деятели, ученые, эксперты, другие лица. Какие-либо обязывающие решения на слушаниях не принимаются.

Тема № 9. – 1 час