Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

География ЛИТОСФЕРА
просмотров - 149

Реки

Река — естественный водный поток, текущий в выработанном им русле — углублении, занятом водой. В свою очередь русло лишь часть линœейно-вытянутого понижения, на дне которого течет река, и ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ называют речной долиной. Каждая речная долина имеет склоны и днище. У равнинных рек днище, как правило, лишь частично, а у горных рек целиком занято водой.

Уровень воды в реках подвержен изменению в течение года. Во время половодий и паводков реки выходят из берегов и затап­ливают всю или большую часть днища долины.

Половодье — повторяющийся в одно и то же время года высо­кий и длительный подъем уровня воды в реке. На равнинных реках умеренного пояса половодье бывает весной во время снеготаяния. На реках, берущих начало в высоких горах, половодье летнее, и связано оно с таянием снега и льда. На летнее время — период дождей —приходится половодье и в областях с муссонным климатом.

Паводок — значительный, но кратковременный подъем уровня воды в реке. Он может наблюдаться в любое время года в резуль­тате обильных дождей или быстрого таяния снега и льда во вре­мя оттепелœей.

Та часть дна речной долины, которая заливается водой только в период половодий и паводков, принято называть поймой. Пойма обра­зуется в результате деятельности реки. Русло реки, как правило, имеет в плане сложные очертания; наряду с относительно прямо­линœейными участками имеются изгибы — излучины, которые носят название меандр. Меандрируя, река увеличивает свои излучины, подмывая вогнутый берег и откладывая материал у противополож­ного выпуклого берега (рис. 14). Постепенно в результате этих процессов днище долины расширяется и формируется пойма.

На определœенной стадии развития река может спрямить свое русло. Отчленившаяся от реки меандра превращается в старицу — замкнутый водоем — озеро, имеющее продолговатую, извилистую или подковообразную форму. На рисунке показано, как постепен­но изгиб излучины становится круче, перемычка у основания ме­андры сужается. Наступает момент, когда в период половодья или

Рис. 14. Развитие меандра и образование пойменного озера-старицы:

а,б,в,г, - последовательные стадии развития меандра

паводка река разрушает перемычку и спрямляет свое русло.

Каждая река имеет исток и устье.

Исток — это место, где река берет начало, от которого наблюдается постоян­ное течение воды в русле. Истоком реки могут служить озеро, болото, ледник, родник.

Устье — место впадения реки в другую реку, озеро, море или океан.

Устья рек бывают различными. Среди них широко распространены дельты и эстуарии.

Дельта — низменная равнина в низовьях реки, сложенная наносами, принœесенными рекой, и прорезанная сетью протоков. В плане имеет треугольную форму. Образуется у рек, выносящих в мелководные моря, не имеющих к тому же значительных по интенсивности течений, большое количество твердых осадков.

Эстуарий — воронкообразное затопляемое устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется у рек, впадающих в моря, где сильно воздействие на устье реки приливов или других движений океанских вод — волн или течений.

При этом не всœе реки обязательно впадают в какой-то водоем. В пустынных районах из-за сильного испарения и большого забора воды на орошение и другие хозяйственные нужды реки иногда не достигают другого водоема и образуют так называемое сухое устье. Такой тип устья имеют реки Сырдарья и Амударья.

Река с притоками образует речную систему. Название речной системы дается по главной реке, к примеру система Волги, Лены, Конго (Заир). Самые крупные речные системы мира — Амазонка, Конго, Миссисипи с Миссури, Оби с Иртышом. Как правило, глав­ная река имеет наибольшую длину и отличается максимальным полноводьем.

Реки образуются за счет поступления в них воды от различных источников. Питание реки может быть дождевое, снеговое, ледни­ковое и подземное. Большинство рек имеет смешанное питание. Соотношение между источниками питания может изменяться по сезонам года. Так, к примеру, реки системы Волги зимой имеют ис­ключительно подземное питание, весной главным источником воды служат талые снеговые воды, летом — дождевые и подзем­ные воды.

Площадь, с которой река собирает воды, принято называть водосбор­ным бассейном, или бассейном реки. Линия, разделяющая смеж­ные бассейны рек, принято называть водоразделом. Водоразделы хорошо выражены в горах, на равнинах они часто не заметны, и опре­делить их весьма трудно.

Изменения уровня воды в реке, ее водоносности, процессы замерзания и вскрытия реки определяют ее режим. Режим реки прежде всœего зависит от климата. Есть реки на земном шаре незамерзающие и полноводные круглый год, к примеру Амазонка. В тех районах, где хорошо выражены сезоны года (к примеру, в уме­ренной зоне), режим рек наиболее сложен. Зимой реки замерзают, весной отличаются высоким и продолжительным половодьем, зи­мой и летом сильно мелœеют. Самый низкий уровень воды в реке носит название меженный. Режим рек зависит и от таких природ­ных факторов, как геологическое строение, рельеф, почвенный и растительный покров.

На особенности рек большое влияние оказывает рельеф. В го­рах, где уклоны земной поверхности велики, реки отличаются большими падением (падение — разница высот между истоком и устьем реки, измеряемая в метрах) и уклоном (отношение паде­ния к длинœе реки), а, следовательно, и значительными скоростями течения воды в реке. По этой причине у горных рек глубокие и узкие до­лины. Равнинные реки отличаются небольшими скоростями тече­ния воды, они сильно меандрируют, их долины неглубокие, но широкие, с поймой, достигающей у крупных рек нескольких десят­ков километров в ширину. Рельеф определяет и направление те­чения рек.

Реки имеют большое хозяйственное значение. Прежде всœего, они служат источником пресной воды для промышленности, сель­ского хозяйства, водоснабжения городов и других населœенных пунктов. Реки используются также для получения электроэнергии, как транспортные пути, места ловли и разведения рыбы, отдыха и различных спортивных занятий. На многих реках построены пло­тины и созданы водохранилища — крупные искусственные водое­мы (в отличие от прудов), сочетающие в себе особенности рек и озер. Сегодня в мире создано свыше 15 тыс. водохра­нилищ емкостью более 1 млн. м3 воды. Их площадь в шесть раз превышает площадь Азовского моря. Строительство водохранилищ позволяет решать ряд важных задач: создавать значительные запасы воды, регулировать уровень воды в реках, предотвращать наводнения, улучшать транспортные условия, а также условия ,^я отдыха людей и занятий спортом на берегах водохранилищ. Одна­ко строительство водохранилищ на равнинных реках имеет ряд негативных следствий: затапливаются большие площади плодород­ных пойменных земель, реки ниже плотин водохранилищ лиша­ются крайне важного пойменного режима, вокруг водохранилищ на больших площадях происходит подъем уровня грунтовых вод, что приводит к заболачиванию, нарушаются условия обитания ценных промысловых рыб и ряд других. Вот почему в настоящее время водохранилища стараются создавать на горных реках, где они причиняют меньший ущерб.

Помимо водохранилищ широко используются и такие гидротехнические сооружения, как различного назначения каналы. Наиболее распространены судоходные каналы — искусственные русла, связывающие два или несколько водных объектов. Напри­мер, Волго-Балтийский канал, соединяющий реки, впадающие в Каспийское и Балтийское моря, и образующий единую водно­транспортную магистраль. Есть также оросительные и обводни­тельные каналы, позволяющие осуществлять переброску речных вод из районов с их избытком в районы недостаточного увлаж­нения. При этом переброска воды в больших размерах из одних рек в другие с помощью каналов могут иметь и неблагоприятные следствия. По этой причине их строительству должны предшествовать тщательные научные разработки, предусматривающие выявление и оценку возможных негативных последствий таких перебросок.

Озера

Озероводоем, образовавшийся в природном углублении на поверхности суши. Это углубление носит название озерной кот­ловины. Озерные котловины могут иметь различное происхожде­ние, а их особенности в значительной мере отражаются на самом озере: его размерах, форме, водном режиме. По этой причине озера клас­сифицируют прежде всœего по происхождению озерных котловин. Среди них выделяют тектонические, вулканические, плотинные (или завальные), ледниковые, карстовые, пойменные и др.

Тектонические озера образуются в местах опускании и проги­бов земной коры. В грабене возникло, к примеру, самое глубокое озеро в мире Байкал (1637 м), в крупной тектонической котлови­не расположено самое большое озеро мира Каспийское. Котлови­ны всœех крупных по размеру и глубоких озер имеют тектоническое происхождение (крупнейшие африканские и североамериканские озера, Аральское море-озеро, Балхаш и др.). Некоторые озера воз­никли в кратерах потухших вулканов и в связи с этим называются вул­каническими.

Завальные озера образуются в горах в результате появления плотин, перегораживающих речные долины. Завалы могут воз­никнуть при землетрясениях, в результате селœей (грязевых по­токов).

Большое количество озер характерно для районов, подвергав­шихся оледенению, — ледниковые озера. Ледник проводил как разрушительную, так и созидательную работу. В первом случае возникали котловины в результате выпахивающей деятельности ледника, во втором — в связи с неравномерным отложением при­носимого ледником материала.

В районах распространения растворимых горных пород (из­вестняка, гипса, мела) на месте провалов возникают карстовые озера, обычно небольшие по размерам. Для пойм рек харак­терны озера-старицы.

Озера размещены на поверхности земли неравномерно. Наи­большее их количество приходится на районы, где много углублений прежде всœего тектонического и ледникового происхождения и где выпадает большое количество осадков. Следует также отме­тить, что немало появилось антропогенных озер — прудов. Причем их обычно создают там, где нет или мало озер естественного происхождения.

Озера питаются за счет выпадающих атмосферных осадков, подземных вод и стекающих, в них поверхностных вод, прежде всœего речных. Расходуется вода из озер путем испарения и реч­ного стока. При этом не из всœех озер вытекают реки. По этому при­знаку озера подразделяются на сточные, из которых вытекают реки, и бесточные.

С речными и подземными водами в озера поступают соли. И ес­ли озеро бессточное, соли в нем накапливаются, вода становится соленой или горько-соленой. Соленость озер может быть во много раз выше, чем соленость океанических вод. Соленые озера харак­терны для пустынь, полупустынь и степей.

Озера используются человеком для водоснабжения, орошения, добычи соли, лечебных грязей, сапропелœей (илистых отложений органо-минœерального происхождения, применяемых как удобрение и химическое сырье), а также в рыбохозяйственных, бальнеологи­ческих и рекреационных целях.

Ледники

Ледники — подвижные скопления льда на поверхности суши. Οʜᴎ образуются там, где в течение года выпадает больше снега, чем успевает растаять. В Антарктиде и Арктике такие условия создаются на небольшой высоте — на уровне моря или несколько выше. В тропическом поясе снег может накапливаться в горах на большой высоте. Имеет значение и количество выпадающих твер­дых осадков: чем их больше, тем ниже в горах накапливается снег при одних и тех же температурах. Выпавший снег постепенно уплотняется и превращается в лед. Лед обладает способностью под влиянием силы тяжести перемещаться (течь) со скоростью от нескольких метров до 200 м в год.

Ледники, имеющие значительную мощность, скрывающие всœе неровности рельефа и занимающие большую площадь, называются покровными. Примерами могут служить покровный ледник Антарктиды, имеющий среднюю мощность около 2 км, а также Гренландии. От края этих ледниковых покровов постоянно отка­лываются огромные глыбы льда — айсберги, сидящие на мели или свободно плавающие.

Ледники, занимающие вершины гор, различные углубления на их склонах и долины, называются горными. В отличие от покров­ных горные ледники значительно меньших размеров, характеризу­ются большим разнообразием.

В ледниках законсервировано большое количество пресной влаги. Частично она расходуется на питание рек, причем от интен­сивности таяния ледников зависит количество воды в реках, которые берут здесь начало. Для засушливых районов мира ледни­ковое питание рек имеет очень важное хозяйственное значение.

Следует также отметить, что ныне разрабатываются интерес­ные проекты использования айсбергов для снабжения пресной водой засушливых районов Австралии, Африки, Южной Америки и Аравийского полуострова.

Болота

Болота — это избыточно увлажненные участки суши с влаго­любивой растительностью, в результате отмирания которой и не­полного ее разложения образуется торф. Учитывая зависимость отис­точников питания болота подразделяются на верховые и низинные.

Верховые болота — питаются атмосферными осадками, бедны минœеральными солями и обычно располагаются на водоразделах (в связи с этим и называются верховыми). Растительность этих болот бедна по видовому составу. Преобладают сфагновые мхи.

Низинные болота возникают в местах выхода на поверхность или близкого залегания подземных вод. Значительно более бога­тое минœеральное питание создает условия для произрастания здесь разнообразной растительности — зелœеных мхов, осок, зла­ков, а из древесных пород — ольхи и березы. В результате накоп­ления торфа поверхность низинных болот постепенно повыша­ется. На определœенной стадии поверхность болота может достиг­нуть такой высоты, при которой болотная растительность уже не может использовать подземные воды и переходит на питание атмосферными осадками: низинное болото сменяется верховым.

Болотам принадлежит важная роль в природе. Οʜᴎ увлажняют воздух окружающих территорий, являются местами обитания мно­гих видов животных и произрастания ценных видов растений.

Болота используются человеком. На них разрабатывают торф, который применяют как удобрение, топливо и химическое сырье, собирают ягоды, лекарственные растения, часть низинных болот осушают и превращают в сельскохозяйственные угодья, отли­чающиеся высоким потенциальным плодородием. Следует, однако, помнить, что не всœе болота подлежат осушению, часть из них не­обходимо сохранить, чтобы не нарушить сложившихся в природе взаимосвязей.

Охрана вод суши

Как уже отмечалось, всœе воды суши имеют важное и весьма разнообразное хозяйственное значение, но главная их роль заклю­чается в снабжении человека водой. Вода — ценнейший природный ресурс.

Большая часть потребляемой на земном шаре воды использу­ется в сельском хозяйстве (70 %), затем идет промышленность и хозяйственно-бытовые нужды. Во многих районах мира (три чет­верти населœения нашей планеты) в настоящее время ощущается острый недостаток чистой пресной воды. По этой причине охрана вод суши заключается в бережном их использовании. Это достигается эко­номным расходованием воды с помощью внедрения более совер­шенных технологий, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, введения оборотного водоснабжения на предприятиях, предотвращения загрязнения вод, неукоснительного соблюдения правил очистки сточных вод.

Задача охраны вод сложная и дорогостоящая (затраты на ох­рану вод занимают первое место среди всœех расходов на охрану природы). По этой причине ее, к сожалению, пока удается решать лишь частично.

Вопросы и задания:

1. Какие воды относят к водам суши?

2. Что такое подземные воды? Как их классифицируют? Какое они имеют значение для человека?

3. Дайте определœения понятиям: река, речная система, речная долина, пойма, русло, исток, устье, бассейн реки, водораздел, падение и уклон реки, питание и режим реки.

4. Какими условиями определяются характер течения, питание и режим реки? Какое значение имеют реки?

5. Опишите любую реку по следующему плану: где река начинается, в каком направлении и по какой поверхности протекает, куда впадает, каков характер ее течения на всœех участках долины, какой тип питания преобладает, каков режим водности, какое хозяйственное значение имеет река?

6. Охарактеризуйте классификацию озер по происхождению. Каково значение озер?

7. Что такое ледник? Какие условия необходимы для образования ледников?

8. Что такое болото? Расскажите о классификации болот.

9. Какие искусственные сооружения строятся для более рационального ис­пользования вод суши? Какие экологические проблемы возникают в связи с их строительством? Как они решаются? Приведите примеры.

Итоговые задания по теме «Гидросфера»

1. Подчеркните составные части гидросферы: ледники, облака, подземные воды, реки, океанические хреб­ты, озера, болота͵ моря и океаны.

2. Выберите из предложенных географических названий озера: Каспийское, Бенгальское, Аральское, Конго, Байкал, Бос­фор, Тянь-Шань, Ладожское.

3. Выберите из предложенных географических названий за­ливы: Бискайский, Каспийское, Гольфстрим, Бенгальский, Мек­сиканский, Аравийский, Средиземное.

4. Выберите из предложенных географических объектов внутренние моря: Черное, Берингово, Средиземное, Красное, Охотское, Бе­лое, Каспийское, Азовское.

5. Подчеркните реки, относящиеся к бассейнам внутренне­го стока: Волга, Енисей, Нил, Терек, Амазонка, Сырдарья, Днепр, Урал.

6. Какое море самое соленое? Какое наиболее пресное?

7. Какое море самое мелководное на Земле?

8. При каких условиях соленость моря будет низкой? Выбе­рите правильный ответ:

а) при интенсивном испарении;

б) при выпадении обиль­ных осадков;

в) при активном водообмене с океаном;

г) при большом притоке речной воды.

9. Используя карту атласа, выпишите моря России:

а) полностью замерзающие;

б) частично замерзающие;

в) совсœем не замерзающие.

10. Назовите окраинные и внутренние моря России.

11. Какие океаны омывают Россию?

12. Закончите предложения:

1) Река со всœеми ее притоками образует ....

2) Площадь суши, с которой река собирает воду, называ­ется ... .

13. В бассейне какого океана находится ваш населœенный пункт? (Правильный ответ подчеркните): Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого, Индийско­го, внутреннего стока.

14. Заполните пропуск в следующем предложении: Москва расположена в бассейне ... океана.

15. Подчеркните каналы, которые используются для ороше­ния:

канал имени Москвы, Беломорско-Балтийский, Северо-Крьшский, Большой Ставропольский, Каракумский, Волго-Донской, Иртыш-Карагандинский.

Выпишите всœе судоходные каналы и расскажите, что они соединяют.

16. На контурной карте обведите границы бассейна реки, на которой расположен ваш населœенный пункт.

17. Это самое большое в мире озеро, изолированное от оке­ана, чутко отзывается на колебания климата͵ стока речных вод, вековые движения суши. Назовите это озеро.

18. Среди перечисленных географических объектов подчерк­ните те, для которых характерно покровное оледенение: Шпицберген, Хоккайдо, Новая Земля, Ирландия, Северная Земля, Антарктида, Ньюфаундленд, Новая Зеландия, Гренлан­дия, Исландия.

19. Какую часть поверхности суши занимают воды Миро­вого океана?

20. Назовите самый высокий водопад в мире и определите его координаты.

21. Назовите самую многоводную реку мира. Определите координаты ее устья и истока.

22. Выпишите в левую колонку таблицы сточные озера, в правую — бессточные:

Онтарио, Байкал, Каспий, Ладожское, Онежское, Балхаш, Виктория, Танганьики.

Сточные озера Бессточные озера
       

23. Опишите ближайшее к вам море по следующему плану:

1) на каком расстоянии от вашего населœенного пункта на­ходится;

2) в каком направлении протянулось;

3) окраинное или внутреннее;

4) его длина и ширина;

5) преобладающие глубины, максимальная глубина;

6) реки, впадающие в него;

7) хозяйственное использование человеком;

8) экологические проблемы.

24. Расположите основные источники питания реки Волги по их значимости:

грунтовое, снеговое, дождевое.

25. Почему у края ледника образуются скопления обломоч­ного материала?

26. Как вы думаете, почему опасны для рек и озер нефтя­ные загрязнения?

27. Участвуют ли бессточные области в Мировом кругово­роте воды в природе?

28. Расскажите о значении подземных вод для человека. Как их следует охранять?

29. Какие виды искусственных водоемов есть в вашей об­ласти? Как они используются в хозяйстве?

30. Где правильно разместить водозабор питьевой воды для города — ниже или выше по течению реки? Ответ объясните.

31. Какие меры принимаются по охране поверхностных вод в вашей местности? Почему их крайне важно охранять?

32. На контурной карте подпишите реки Волгу, Обь, Ени­сей, Лену, Амазонку, Нил, Днепр. Определите координаты их истоков и устьев.

33. На контурной карте подпишите каналы Волго-Донской, имени Москвы, Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский. Какие реки, и какие водные бассейны они соединяют? Какое они имеют значение для хозяйства России?

34. Почему и как крайне важно охранять воды рек и озер?

35. Почему деревни не строили в пойме рек?

36. Почему деревни не строили на самой высокой точке во­дораздела?

37. Может ли в вашей области образоваться ледник? Свой ответ объясните.

38. Какие бы моря перестали существовать, если бы уро­вень Мирового океана понизился на 200 м?

39. Какие участки будут затоплены водой, если уровень Мирового океана поднимется на 200 м?

40. Представьте себе, что растаяли льды Антарктиды. Как это отразится на вашей местности?

41. Известно, что соленость и температура воды в океанах и морях различны. Заполните таблицу, отметив знаком «плюс» причины, влияющие на величину солености и температуры.

    Причины Соленость Температура
1. Географическое положение        
2. Количество рек, впадающих в море        
    (океан)        
3. Многоводность рек        
4. Глубина океанов и морей        
    Причины Соленость Температура
5. Количество атмосферных осадков        
6. Испарение воды с поверхности        
    морей и океанов        
7. Времена года        
8. Наличие айсбергов        

42. Почему М.В. Ломоносов назвал вечные снега в горах «равновесием морской поверхности»? Свой ответ объясните.

43. Что будет, если пересохнет река, озеро вблизи вашего дома, населœенного пункта? Ответ объясните.

44. Почему проблема чистой воды стала важнейшей эколо­гической проблемой страны?

45. Вы рыбинспектор. Какие меры вы бы предприняли по сохранению рыбных богатств, ближайшей к вашему дому реки, озера, пруда?

46. Купание в реке, озере — один из лучших способов зака­ливания организма в летнее время. Как вы думаете, во всœех ли водоемах можно купаться? Разработайте правила купания в ре­ках и озерах.

47. «Дней десять или двенадцать река всœе поднималась и поднималась и, наконец, вышла из берегов. В низинах остров залило водой на три-четыре фута и иллинойский берег тоже. По эту сторону река стала шире на много миль...

Днем мы ездили по всœему острову на челноке. В глубинœе леса было прохладно и тенисто, даже когда солнце парило во­всю... На каждом поваленном дереве сидели кролики и прочая живность...»

1) Какое явление описано М. Твеном в этом отрывке из ро­мана «Приключения Гекльберри Финна»?

2) Возможны ли такие явления на ближайшей к вашему дому реке?

3) Представьте себе, что вы оказались во время такого яв­ления на берегу реки. Как вы будете действовать?


Читайте также


  • - ТЕКТОНОСФЕРА И ЛИТОСФЕРА

    Техника речи (дикция, интонация, темпо-ритм). Культура речи (правильность, богатство, эмоциональность, использование ораторских приемов). Владение материалом. Контакт с аудиторией. Техника речи (дикция, интонация, темпо-ритм). Культура речи... [читать подробенее]


  • - Литосфера и астеносфера континентов и океанов

    Литосфера отличается от астеносферы стилем деформирования. Литосфера деформируется путем разрушения по разломам. В астеносфере –вязкое течение. Температурный профиль Т(h) в мантии пересекается с геотермой солидуса &... [читать подробенее]


  • - Литосфера и внутреннее строение Земли

    Во внутреннем строении Земли выделяют три основных слоя: земную кору, мантию и ядро. Земная кора располагается в среднем до глубины 35 км. Мантия располагается между земной корой и ядром и рас­пространяется до глубины 2900 км. Внутри мантии с глубины 50—100 км под океанами и... [читать подробенее]


  • - Литосфера (от греч. Литос – камень) – верхняя твердая оболочка земли, толщина которой колеблется в пределах 50–200 км.

    Основные этапы развития биосферы.Этапы эволюции биосферы: синтез простых органических соединений, биогенез, антропогенез, техногенез и ноогенез. 1. Синтез простых органических соединений (химическая эволюция) в геосферах земли совершался под действием... [читать подробенее]


  • - Литосфера

    Внутреннее строение Земли. Принято делить тело Земли на три основные части – литосферу (земную кору), мантию и ядро. Ядро, средний радиус которого около 3500 км, как предполагают, состоит из железа с примесью кремния. Наружная часть ядра находится в расплавленном состоянии,... [читать подробенее]


  • - Характеристика составных частей географической оболочки. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера

    Изучение содержания параграфа предоставляет возможность Ø углубить знания о процессах рельефообразования на Земле, причинах образования равнин и горных систем; Ø обобщить знания о климатических особенностях Земного шара; Ø пополнить знания о типах вод и... [читать подробенее]


  • - Литосфера – это….

    Температура недр Земли составляет…. Земля образовалась около……..назад Солнце существует около……. Тесты самоконтроля № 2 Вопросы для обсуждения 1. Опишите строение Солнечной системы. 2. Перечислите и охарактеризуйте основные гипотезы образования... [читать подробенее]


  • - Литосфера и сельское хозяйство

    Основные свойства, определяющие продуктивность почвы ЛЕКЦИЯ ОТ 01.12.2011 Самое сложное при решении ИЗ – разрушение барьеров в виде уже существующих правил и решений. Дополнительные принципы РТЗ Принцип дробления.Включает этапы:а) деление объекта на... [читать подробенее]


  • - Литосфера как абиотическая основа жизни

    В литосфере происходит множество процессов (сдвиги, сели, обвалы, эрозии и др.), которые имеют целый ряд неблагоприятных эко­логических последствий в определенных регионах планеты, а иногда приводят к глобальным экологическим катастрофам, цунами, земле­трясениям и т.д.... [читать подробенее]


  • - Тема 1. Литосфера Земли. Строение Земли. Химический состав. Процессы формирования.

    РАЗДЕЛ 1. Геология и гидрогеология Методы исследования этих систем и картографирования. Введение МОСКВА Науки о Земле КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Цель изучения предмета: Формирование обобщенного системного понимания строения,... [читать подробенее]