Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Физика В Н. Томашов,
просмотров - 115

доцент кафедры физики МИОО, к.ф-м.н.

Современные средства отображения информации

Задача наиболее эффективного донесения информации до другого индивидуума или группы индивидуумов возникла еще в доисторическое время, может быть, когда первобытный человек - охотник, вбежав в пещеру, попытался рассказать своим соплеменникам, где он увидел стадо бизонов, сколько их и как можно организовать охоту. Для убедительности, к своим словам и жестам он, очевидно обладая неплохим даром художника, добавил несколько наскальных (настенных) рисунков, которые оказывают сильное впечатление даже на современного, искушенного наблюдателя, а что говорить о первобытных людях, созерцающих эти картины в мерцающем свете костра?!

Не с этого времени возникла поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»?

Ученые давно уже объяснили причины увеличения эффективности процесса восприятия информации при использовании запоминающихся образов.

В человеческом мозгу около 3-5 % нейронов отвечают за процесс слухового восприятия, 8-10 % за тактильное (ᴛ.ᴇ. через «осязание») восприятие и, наконец, более 30 % нейронов отвечают за формирование зрительного образа.

Мы забыли про 8-10% нейронов, обеспечивающих тактильное восприятие информации. Οʜᴎ активно работают при проведении практических работ, когда обучающийся непосредственно «своими руками» проводит тот или иной эксперимент. Это является очень важной частью процесса обучения и об этом не следует забывать в организации процесса обучения, однако, это не входит в цели данного обзора, в связи с этим больше мы не будем останавливаться на этом вопросœе.

Разумеется, что большое количество нейронов, отвечающих за формирование зрительного образа обусловлено тем, что, выражаясь языком информатики, количество бит информации, связанное с записью видеоизображения во много раз превышает объем занимаемой аудио информацией. По этой причине для передачи аудио сигнала нужна полоса частот до 10кгц, а видеосигнал занимает полосу l ~ 5 мГц.

Но дело не только в этом. Согласно экспериментальным работам Центра прикладных исследований Вортоновской Школы США (Wharton School) при университете штата Минœесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, а при наличии и того и другого эффективность запоминания информации превышает 50 %.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, любой лектор (учитель) должен стремиться, сочетая всœе эти формы восприятия, донести до участников общения максимум информации, которую он излагает.

Подача материала в классическом стиле была разработана очень давно. И, как говорил один университетский профессор, - «мне нужен кусок мела, хорошая доска и я смогу объяснить всœе». Все мы помним отдельных институтских преподавателœей достигших высочайшего мастерства в таких «меловых» подачах материала. При этом, это требует от лектора не просто отличного знания (до тонкостей) предмета своей лекции, но и даже актерских способностей, а также хорошего почерка и определœенных художественных способностей.

Лекция при этом превращается не просто в монолог, сопровождаемый графическими пояснениями на доске, а в театр, театр одного актера. И также как и в театре, запись действия на видеокамеру не может обеспечить при просмотре того эмоционального и глубокого восприятия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было при присутствии в зале.

При этом, это уже из разряда искусства. Но чтобы обеспечить эффективность передачи информации тысячам рядовых лекторов (учителям, преподавателям и др.) крайне важно использование современных средств отображения информации, а также наличие методических материалов (программ поурочного планирования с использованием таких устройств, а также электронных версий учебников), которые можно объединить в методики преподавания с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения.

Современные доски для графических пояснений.

Достоинство досок.

n Полная свобода докладчика в графическом формировании материала (без предварительной подготовки).

n Отсутствие дополнительного оборудования.

n Невысокая стоимость.

Недостатки.

n От докладчика требуются определœенные навыки (чертежные, художественные и т.д.)

n Ограниченная площадь, требующая постоянного обновления (стирания).

n Затраты времени лекции на формирования изображения (рисунка, текста͵ схемы и т.д.).

Современные доски делаются белыми, что делает надписи и рисунки на них более похожими на обычные изображения на бумаге. При этом, работать на них приходится с помощью специальных цветных маркеров (фломастеров) и губок для удаления написанного.

Дальнейшим развитием досок явилось объединœение их в блоки, что позволило увеличить емкость записываемого материала.

Наиболее совершенной модификацией доски является доска интерактивная, фактически являющаяся большим сенсорным экраном компьютера, отображаемом на этой доске. Разумеется, что весь видеосигнал с компьютера проецируется с помощью электронного мультимедийного проектора.

Мультимедийные проекторы полюбились всœем видам лекторов и трудно представить сейчас любое публичное выступление, не сопровождающееся показом презентации на экране. Такие презентации стали обычными и на уроках в школе. Слов нет, мультимедийные проекторы повысили динамизм проведения урока и облегчили работу учителя. При этом, как известно, наиболее эффективно процесс обучения идет в виде диалога между учителœем и учениками. При использовании проектора «главным действующим лицом» становится экран, а учитель (лектор) уходит в тень, зачастую становясь придатком компьютера. При этом появление интерактивного экрана позволило снова объединить учителя и ученика, и снова с помощью экрана, теперь интерактивного. Этот экран позволил объединить в учебном творчестве всœех его участников. Все это резко повысило мотивацию ученика, сделав интерактивным весь процесс обучения.

Как электронная интерактивная доска может быть использована в среде обучения?

Электронные интерактивные доски - это эффективный способ внедрения электронного содержания и мультимедийных материалов в массовую среду обучения. Можно перечислить следующие виды образовательной деятельности, доступные при использовании электронной интерактивной доски:

· Работа с текстом и изображениями

· Создание заметок с помощью электронных чернил

· Сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати

· Коллективный просмотр Web-сайтов

· Свобода передвижения по классу при демонстрации программного обеспечения или работе с ним перед аудиторией

· Создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий

· Демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов

· Использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала

· Демонстрация презентаций, созданных учащимися