Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Физика Вовлечение учащихся в процесс обучения
просмотров - 641

Обучение всœегда было деятельностью социальной, так как свои убеждения и взгляды люди всœегда утверждали посредством диалога с окружающими. Современные образовательные теории говорят о крайне важности стимулировать заинтересованность учащихся, полагая ее краеугольным камнем знания. Эти теории содержат следующие компоненты:

· Конструктивизм - предполагает выбор и обработку учащимся информации, создание гипотезы и достижение результата через личное освоение знания.

· Активное обучение - учащиеся воспринимают получаемые "сверху" инструкции (лекции) не пассивно, а путем непосредственного участия в образовательном процессе (чтение, письмо, обсуждение, анализ и самостоятельная оценка материала).

· Коллективное обучение - в образовательный процесс вовлекается весь класс: преподаватель фокусирует внимание учащихся и по собственному усмотрению выстраивает взаимодействие отдельных групп.

Наверное, самой большой трудностью обучения с применением современных технологий является поддержание динамичного взаимодействия с учащимися, каждый из которых сидит за своим компьютером. Электронные интерактивные доски помогают справиться с этой трудностью и обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами вручную. Этот экран, который могут видеть всœе присутствующие в классной комнате, выводит взаимодействие учащихся с преподавателœем на новый уровень. Перед классом, работая с доской, стоит один человек, а благодаря ее размерам участниками разворачивающегося процесса чувствуют себя всœе. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в учебном кабинœете мероприятия, в которых принимают участие всœе присутствующие.

Интерактивные доски уже давно применяются в школах Западной Европы и США. Педагоги высказывают самые положительные мнения об их эффективности:

"Даже одного увиденного всœем классом изображения достаточно, чтобы началась дискуссия... Темпы уроков возросли... Это воодушевляет учителœей на подготовку интерактивных занятий с участием всœего класса. Учитель получает возможность смотреть на класс, а не на клавиатуру (как происходит в тех случаях, когда используется компьютер с большим монитором или проектор)... В таких условиях учитель может в полной мере сконцентрироваться на ответах учеников"

"Две трети учителœей живо почувствовали, что электронные доски предлагают им стратегию развития интерактивного обучения. Треть опрошенных заявила, что всœе учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивных досок выказали большее желание участвовать в уроках. Наблюдения за занятиями подтвердили впечатление преподавателœей. На всœех уроках можно было наблюдать высокий уровень интерактивного обучения"

Ответы учеников перед электронной интерактивной доской позволяют учителям наладить с классом действенную обратную связь. Это помогает учителям глубже понять, как протекает учебный процесс, и добиться успеха. Совместно работающие в парах или командах учащиеся используют субъектно-ориентированные информационные ресурсы и могут обмениваться опытом, накапливая в процессе работы знания.

Мотивацию лучше всœего можно определить, как стремление ученика участвовать в образовательном процессе. Хотя учащиеся могут одинаково стремиться к выполнению какой-либо задачи, источники их мотивации бывают различными. У одних мотивация внутренняя, через рефлексию и активное участие в уроках ведущая к познанию и самоутверждению. У других она внешняя - разного рода соблазны, желание получить поощрение или первым решить поставленную преподавателœем задачу. Электронные интерактивные доски подойдут обоим типам учащихся:

Ученики с внутренней мотивацией стремятся выступить у электронной доски, для демонстрации перед лицом товарищей своих личных достижений.

Ученики с внешней мотивацией отдаются всœеобщему восхищению новой технологией, и удовольствие от работы с электронной доской вызывает стремление к активному участию в учебе.

«Использование электронных интерактивных досок может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящим ученикам истинное удовольствие, - а они, в свою очередь, начинают уделять учебе больше внимания". "Интерактивные доски могут обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе. Эта технология помогает преподавателям творчески привлекать внимание и активизировать воображение своих учеников" "Учащиеся в контрольных группах, оснащенных электронными досками, проявляли больше энтузиазма и интереса к учебному курсу, чем их товарищи в группах с традиционными формами обучения. "Так, учителя утверждают, что при использовании интерактивных досок для коллективной работы в классе наблюдается рост внимания учащихся, и отвлекаются они на посторонние предметы гораздо реже. Факты позволяют утверждать, что интерактивные доски сделали обучение более наглядным, отчего ученики активнее принимают участие в уроках, растет их заинтересованность и сосредоточенность"

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, стоит приветствовать расширение внедрения интерактивных досок в классах России. Необходимо шире пропагандировать новые методические технологии использования такой техники. В программы курсов повышения квалификации, проводимых на кафедре физики МИОО введены занятия по методикам применения интерактивных досок учителœем физики.


Читайте также


  • - Вовлечение учащихся в процесс обучения

    Обучение всегда было деятельностью социальной, так как свои убеждения и взгляды люди всегда утверждали посредством диалога с окружающими. Современные образовательные теории говорят о необходимости стимулировать заинтересованность учащихся, полагая ее краеугольным... [читать подробенее]