Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Физика Интегрированного курса
просмотров - 152

Экспериментальная ПРОГРАММА

«ФИЗИКА, АСТРОНОМИЯ, ИНФОРМАТИКА и

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Программа интегрированного курса «Физика, астрономия, информатика и ИКТ» предназначена для преподавания физики и астрономии в 7-9 классах в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с одновременным продолжением изучения школьниками курса «информатика и информационно-коммуникационные технологии», пропедевтические основы которого были заложены в программе Л.Л. Босовой «Информатика» в начальной (3-4 класс) или основной (5-6 класс) школе.

Программа рассчитана на 260 ч учебного времени: по 2,5 ч/нед в 7, 8 и 9 классах (88ч – 7 кл, 88ч – 8 кл, 85 ч – 9 кл). По своему содержанию программа соответствует федеральному компоненту образовательного стандарта по предметам «физика», «астрономия», «информатика и информационно-коммуникационные технологии», предполагает изучение физики с основами общей астрономии в объеме 214 аудиторных часов, изучение информатики и ИКТ в объеме 107 аудиторных часа. Рекомендуемый перечень домашних заданий с ИКТ представлен в Приложении 1.

Создание программы вызвано крайне важностью решения проблем обучения детей с помощью современных педагогических технологий, а также повышения качества и значимости технического образования школьников. Комплексный подход преподавания данной программы способствует углублению знаний и гармоническому развитию личности ребенка.

Интеграция осуществлена с учетом возможности проведения практических занятий по информатике и информационно-коммуникационным технологиям на физическом материале, а также с учетом крайне важности введения в современный школьный курс методов компьютерного анализа физических моделœей и цифровой обработки экспериментальных данных; немаловажным представляется также развитие навыков алгоритмического подхода к решению физических задач.

Построение курса инвариантно к выбору УМК 7- 9 класса как по физике, так и по информатике и ИКТ, поскольку дидактические единицы сформированы по принципу жесткой привязки конкретных разделов физики к определœенным разделам информатики (см. Приложение 2). Порядок изложения материала в Планировании соответствует программам А.В. Перышкина, Е.М. Гутник – по физике и Н.Д. Угриновича (для базового курса второй ступени общего образования) - по информатике и ИКТ.

При разработке программы авторы ставили следующие цели:

- развить у учащихся представление о единстве физико-математического блока наук,

- полнее реализовать межпредметные связи,

- разнообразить и интенсифицировать учебную деятельность, снизив при этом домашнюю нагрузку на ребенка.

Задачи программы:

- освоение учащимися знаний в области физики, астрономии, информатики и информационно-коммуникационных технологий на уровне, соответствующем Государственным стандартам образования по этим дисциплинам;

- формирование у учащихся алгоритмического и системного мышления;

- развитие познавательной активности детей, постановка проблемных вопросов, расширение кругозора, продемонстрировать практическую направленность курса информатики и ИКТ;

- развитие умений самостоятельно мыслить, приобретать и систематизировать новые знания, обрабатывать большие объемы информации;

- формирование умения работать с научной литературой, справочными материалами, в том числе размещенными с сети Интернет;

- приучение детей к выразительному изложению своих мыслей;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и крайне важности разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;

- использование полученных знаний и умений для решения практических задач: овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, в том числе цифровые, для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений в виде таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

- развитие навыков применения в своей работе персональных компьютеров, в том числе освоение информационных технологий работы в компьютерной сети, технологии представления информации в виде презентации в среде PowerPoint, технологий представления и обработки данных в среде текстового процессора Word и табличного процессора Exel, основ программирования на языке Object Pascal;

- развитие навыков работы в команде, воспитание чувства коллективизма, порядочности, честности.

В РЕЗУЛЬТАТЕ освоения учащимися данной программы предполагается получение в полном объеме знаний по физике, астрономии, информатике и информационно-коммуникационным технологиям на базовом уровне Федерального Стандарта основного общего образования.

Оценивание достижений учащихся крайне важно проводить отдельно по физике и астрономии и отдельно – по информатике и ИКТ.

В программу включен большой объем тестовых заданий, а также заложена идея приобретения учащимися умения вести опорный конспект урока на компьютере.

Помимо этого предполагается ведение учащимися самостоятельной проектно – исследовательской деятельности с посœещением консультаций преподавателœей: в 8 классе – 6 часов, в 9 классе – 8 часов, с использованием цифровой лаборатории «Архимед» для получения и обработки данных и с представлением результатов на школьной или окружной научно-практической конференции. Оформление доклада выполняется в виде мультимедийной презентации, созданной с помощью технологии PowerPoint.

В программу входит посœещение профильных музеев: 2 х2 часа по физике, 1 х2 часа по астрономии, 1 х2 часа по информатике (время указано без учета дороги).

При реализации данной программы следует принять во внимание, что крайне важность закрепления практических навыков работы на компьютере требует обязательного выполнения следующих дополнительных условий:

1. Проведение ряда занятий в школьном кабинœете информатики (указано в столбце «Примечания» Планирования).

2. Наличие в кабинœете физики цифровой лаборатории «Архимед» с комплектом оборудования ДЛЯ КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ (!) (Используется в качестве переносных ноутбуков для освоения Paint, Word, PowerPoint, Exel, а также для проведения ряда демонстрационных и лабораторных экспериментов с цифровыми датчиками).

3. Возможность одновременного присутствия на интегрированных уроках и учителя физики и учителя информатики.

В таблице 1 приведен перечень домашних заданий с использованием компьютера.

Таблица 1


Читайте также


  • - Интегрированного курса

    Экспериментальная ПРОГРАММА «ФИЗИКА, АСТРОНОМИЯ, ИНФОРМАТИКА и ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» Программа интегрированного курса «Физика, астрономия, информатика и ИКТ» предназначена для преподавания физики и астрономии в 7-9 классах в соответствии с... [читать подробенее]


  • - Программа интегрированного курса «Окружающий мир» А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан.

    Программа входит в программу образовательной системы «Школа – 2100». Этот курс можно считать переходным от «репродуктивного» к «развивающему». Авторы предполагают не ограничиваться узким кругом начальных естественно-научных знаний, а давать ответы на любые вопросы... [читать подробенее]