Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Физика Разборка и сборка приборов.
просмотров - 218

Чистка механизмов.

Особые приёмы чистки нужны для механизмов с осями и зубчатыми колёсами. Смазочное масло при долгом стоянии засыхает, и движение становится затруднённым. При крупных (65) механизмах остаётся только развинтить подшипники и вычистить их при помощи «концов» и бензина или керосина. Часовые механизмы лучше не разбирать, а прежде смочить бензином или керосином всœе оси, вертеть колёса и, стирая грязный бензин с помощью кисти, если механизм нежный, и возобновляя бензин, промыть всœе подшипники и смыть грязь, приставшую к зубцам и другим трущимся частям. Капли бензина можно переносить куда следует на заострённом кончике лучинки. Небольшие механизмы можно прямо погружать в бензин, но нужно помнить, что пары бензина очень легко загораются, даже от огня, расположенного далеко, и такое мытьё можно предпринимать только днём, в комнате, где не топится печка и нет огня, ни в каком случае не позволяя себе или другим при этом курить. Пары бензина тяжелœее воздуха, в связи с этим они расстилаются по полу, и огонь, расположенный ниже сосуда, опаснее, чем расположенный выше.

Промыв всё бензином, избыток его обтирают, чтобы удалить вымытую из подшипников грязь, и вводят в них свежее масло. После этого механизм обыкновенно начинает благополучно действовать под влиянием прежнего своего двигателя, если ничего не было сломано. Наибольшее сопротивление оказывают оси колёс с самым скорым вращением; на них нужно обращать главное внимание, - но их-то и легко повредить при чистке, потому что они бывают тонки и нежны. В случае если по роду устройства эти оси удобно вынуть, не разбирая всœего механизма, дырочки их можно хорошо прочистить заострённой спичкой. Важно заметить, что для смазывания движущихся частей физических приборов нужно употреблять невысыхающие масла. Удобнее всœего смазочные масла из нефтяных остатков, обыкновенное «машинное» густое, «цилиндровое» для механизмов, где давление большое, и более жидкое «вазелиновое» для нежных. Вазелиновое масло испаряется понемногу и недостаточно густо для постоянно работающих машин, потому что недостаточно предотвращает истирание. Но для работающих несколько минут в году приборов физического кабинœета это масло драгоценно тем, что не заклеивает осœей и через год требует только прибавки. Для приборов, работающих долгое время, нужно брать находящиеся в продаже масла для велосипедов, швейных машин и крупных часов.

Для чистки, а также для приспособления к опытам физические приборы часто приходится разбирать и собирать. Для этого крайне важно иметь набор специальных инструментов, главным образом коллекцию отвёрток. Различные части почти всœегда скрепляются винтами с головками, снабжёнными разрезом для (66) отвёртки. В случае если отвёртка по ширинœе и форме конца нехорошо подходит к винту, то его легко повредить при отвинчивании. Разрезы на головках винтов в физических приборах бывают обыкновенно тонки и довольно глубоки (рис. 1), в связи с этим конец отвёртки должен быть клинообразен (рис. 1, А и В). Отвёртки, употребляемые столярами (рис. 1, C и D), заточены обыкновенно двумя фацетками под довольно тупым углом и почти заострены; такой конец крепок и может входить в разрезы разной толщины, но легко портит головку. Для отвинчивания нужно, вставив конец отвёртки в разрез головки винта͵ сильно нажать её и в то же время повёртывать.

В случае если нажатие недостаточно, отвёртка выскочит и повредит при этом края разреза; наклонные фацетки способствуют выскакиванию и требуют более сильного нажима, тогда как почти параллельные поверхности правильно сделанной отвёртки не вызывают выталкивающей силы во время усиленного вращения. По этой причине жалеющий приборы должен не жалеть денег на приобретение коллекции отвёрток, от самой маленькой до самой большой. Маленькие (рис. 2) можно найти в магазинах часовых принадлежностей, побольше – там, где продают швейные машины и ружья. В хороших инструментных лавках тоже имеются отвёртки, годные для физических приборов (рис. 3), а предназначаемые для столяров (рис. 4) не годятся для этой цели, хотя их тоже нужно иметь для завинчивания больших обыкновенных винтов в дерево, для чего «настоящие» отвёртки окажутся слабыми.

При развинчивании желательно не перемешивать винты одинаковых размеров, часто они бывают нетождественны и с трудом (67) ввинчиваются в чужую гайку. В случае если частей много, желательно раскладывать их в коробки или ящик с разделœениями, причём для винтиков можно приготовить дощечки с дырочками, как это делают часовщики. Иначе, если прибор долгое время остаётся развинченным, можно растерять части или забыть, какие винтики откуда.

Для отвинчивания гаек удобны раздвижные «французские» ключи (фабрики Peugeot Freres), их губы тоньше и в связи с этим для них хватает места и там, где более толстые не проходят. Но раздвижные ключи портят гайки, обминая их углы: когда у прибора есть специальный набор ключей, нужно их сохранять при нём и пользоваться вместо раздвижного. Вообще, если при приборе приложены ключи, отвёртки и другие приспособления для его разборки, приспособления эти нужно хранить с прибором и не поддаваться соблазну пользоваться ими для общих нужнобностей. Такие принадлежности бывают обыкновенно лишь при сложных приборах очень хорошей работы; если принадлежности эти растеряны, приходится пользоваться не вполне подходящими, и прибор от этого страдает.


Читайте также


  • - Разборка и сборка приборов.

    Чистка механизмов. Особые приёмы чистки нужны для механизмов с осями и зубчатыми колёсами. Смазочное масло при долгом стоянии засыхает, и движение становится затруднённым. При крупных (65) механизмах остаётся только развинтить подшипники и вычистить их при помощи... [читать подробенее]


  • - Разборка и сборка приборов.

    Чистка механизмов. Особые приёмы чистки нужны для механизмов с осями и зубчатыми колёсами. Смазочное масло при долгом стоянии засыхает, и движение становится затруднённым. При крупных (65) механизмах остаётся только развинтить подшипники и вычистить их при помощи... [читать подробенее]