Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Финансы Акты международных организаций и конференций.
просмотров - 213

В широком смысле международное правотворчество - ϶ᴛᴏ всякая деятельность, которая прямо или косвенно направлена на развитие и усовершенствование международного права. В более узком смысле речь идет о деятельности субъектов международного права, направленной на создание, изменение или отмену норм международного права.

Правотворческий процесс в международном праве не ограничивается заключением международного договора и признанием международного обычая в качестве обычной нормы международного права. К новым способам международного правотворчества можно отнести заключительные акты международных совещаний и конференций, резолюции и иные акты международных организаций.

К примеру, многие современные межгосударственные организации разрабатывают и принимают так называемые административно-регламентационные акты, которые содержат правила, относящиеся к различным аспектам их внешнего функционирования и способствуют осуществлению их уставных задач (к примеру, административные регламенты (МСЭ, ВПС); технические регламенты (ВМО); международные стандарты (ИКАО); медико-санитарные правила (ВОЗ); международные правила (МАГАТЭ, Международный орган по морскому дну); регламенты (Европейский Союз)

Рассматривая правовую природу актов международных организаций можно выделить несколько точек зрения. Так, в современной международно-правовой литературе обращается внимание на сходство процедуры разработки международных стандартов, с одной стороны, и процессом выработки международного соглашения в рамках международной организации – с другой.

Вместе с тем, высказывается позиция, что регламенты международных организаций есть результат их законодательной или квазизаконодательной деятельности.

По своей юридической силе акты международных орагнизаций бывают как рекомендательными, так и носить юридически обязательный характер. И правомочие международных организаций на принятие того или иного вида данных актов (обязательного либо необязательного) целиком зависит и основывается на положениях их учредительных актов, подписанных и ратифицированных государствами-членами на основе их суверенного волеизъявления, и других нормативных установлениях, составляющих «правила организации».

Самой универсальной международной организацией является Организация Объединœенных Наций. Учрежденные Уставом ООН органы принимают различные правовые решения. Генеральная Ассамблея - рекомендации, резолюции, решения, рассматривает общие принципы сотрудничества (ст. 18). Совет Безопасности - доклады (общие и специальные), рекомендации, решения о конкретных мерах, срочных военных мероприятиях, собственные правила процедуры. Решения Совета Безопасности выполняются членами Организации непосредственно и путем их действий в соответствующих международных учреждениях.

Успешно действуют специальные Комиссии ООН (по международной торговле и др.), европейских структур (Комиссия по контрактному праву Европарламента и др.), чьи нормативные модели чаще всœего служат стандартом для применения в национально - правовых системах.

Источником нормообразования служат постоянные международные форумы. Участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) периодически принимают документы или акты, содержащие их согласованные оценки международных ситуаций и направления совместной деятельности. Так, в июне 1990 года принят Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению. Выражено, в частности, пожелание приступить к сравнительному изучению законодательства, административных правил и судебной практики, а также государственных институтов стран - участниц.

В мире действует немало международных специализированных организаций. Их задача - содействие сотрудничеству государств в различных сферах жизни на основе единых принципов и норм. Международная организация труда (МОТ), ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие выполняют большой объем работы по реализации общих международно-правовых актов и собственных решений.

В русле этих процессов можно отметить и повышение удельного веса правил, норм и стандартов, разрабатываемых и принимаемых независимыми международными структурами. Высокое качество документов и авторитет этих структур придают их рекомендательным актам значение универсальных регуляторов. Конвенции, кодексы, общие принципы УНИДРУА (к примеру, о международном финансовом лизинге), ЮНСИТРАЛ, принципы Европейского контрактного права, типовые финансовые правила расчетов, кодексы корпоративного поведения и управления всœе шире используются для нормативной ориентации в процессе правотворчества и правоприменения при осуществлении финансово - экономических операций.

Нормы мягкого права (soft law)

Термин «мягкое право» используется для обозначения двух различных нормативных явлений. В одном случае речь идет об особом виде норм международного права, в другом – о неправовых международных нормах.

В первом случае к этой категории относят нормы, которые не создают четких, конкретных прав и обязанностей, а дают лишь общую установку. Как правило, подобные нормы содержатся в актах международных организаций.

Т.Н. Нешатаева отметила, и с ней нельзя не согла­ситься, что «вопрос о природе резолюций-рекоменда­ций, их юридической силе, а также о роли в междуна­родном нормотворческом процессе является сегодня одним из наиболее спорных в международно-право­вой доктринœе». Она выделяет несколько оценок роли резолюций-рекомендаций в международном нормо­творческом процессе. 1) такие акты могут выступать в качестве промежуточной стадии образования нормы международного права, 2) резолюции являются спосо­бом констатации действующей международно-пра­вовой нормы обычного характера, 3) резолюции-рекомендации могут служить целям толкования международно-правовой нормы.

Относительно юридической силы таких норм существует два противоположных мнения:

- отсутствие у документа͵ в котором содержатся такие нормы юридического содержания;

- нормы «мягкого права» являются международно-правовыми.

Нормы «мягкого права» могут решать различные задачи. К примеру, регулировать международные отношения с участием субъектов национального права. Экономические, культурные, научно-технические связи реализуются в основном частными лицами и организациями, которые не бывают обязаны государством к соответствующей деятельности.

«Мягкие нормы» вовсœе не представляют собой чуждое или негативное явление в международном праве, а являются его необходимым элементом.

Отличительной особенностью норм «мягкое право» является особый «мягкий» механизм действия, включающий и «мягкую» ответственность. Этот механизм является не юридическим, а политическим. Нарушение нормы «мягкого права» влечет не юридическую, а политическую ответственность. Действие такого рода норм не регулируется правом, что вовсœе не означает, что совершаемые на их основе действия могут выходить за рамки права. Это не является исключительно теоретическим выводом. Соответствующие моменты находят достаточно четкое понимание в практике государств.


Читайте также


  • - Акты международных организаций и конференций.

    В широком смысле международное правотворчество – это всякая деятельность, которая прямо или косвенно направлена на развитие и усовершенствование международного права. В более узком смысле речь идет о деятельности субъектов международного права, направленной на... [читать подробенее]