Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Философия Аристотель (Aristotle)
просмотров - 313

Биографические сведения. Аристотель (384—322 гᴦ. до н.э.) — величайший древнегреческий философ. Родился во Фракии в ᴦ. Стаги­ре (на берегу Эгейского моря). Отец — придворный врач македонско­го царя Аминта II.

В 15 лет Аристотель остался сиротой — на попечении своего дяди (брата отца), который тоже был врачом. Уже в молодости Аристотель активно интересовался естественными науками.

В 367 ᴦ. до н.э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона, и пробыл там 20 лет, до самой смерти Платона.

После смерти учителя Аристотель покидает Афины, проводит не­сколько лет в странствиях. В 343 ᴦ. до н.э. по приглашению македон­ского царя Филиппа он приехал в столицу Македонии Пеллу и три или четыре года учил наследника Филиппа — Александра (Македон­ского).

После воцарения Александра в 335 ᴦ. до н.э. 50-летний Аристотель возвратился в Афины и открыл свою философскую школу — Ликей (Лицей)1. Учеников и последователœей Аристотеля часто называли «перипатетиками»(прогуливающимися), так как в Ликее философи­ей принято было заниматься во время прогулок по роще.

После смерти Александра Македонского в Афинах победила антима­кедонская партия и Аристотеля обвинили в богохульстве, в 323 ᴦ. он вы­нужден был покинуть Афины.

Умер Аристотель на о. Евбея в 322 ᴦ. до н.э.

1 Название «Ликей» возникло потому, что школа располагалась в роще, посвящен­ной Аполлону Ликейскому (Волчьему).

Аристотеля заслужено называют энциклопедистомДревней Гре­ции. Его работы охватывают почти всœе известные тогда области зна­ния, Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психо­логии, биологии, политологии, экономики, истории, философии и др.

Аристотель первым предложил и систему классификации наук (схема 25).

Схема 25. Классификация наук у Аристотеля

Основные труды. Покидая Афины, всœе свои работы Аристотель оставил ученику Теофрасту, от которого они перешли к ученику послед-

него — Нелœею. Более ста лет труды Аристотеля пролежали в подзем­ном хранилище. В I в. н.э. они попали в Рим, где были систематизиро­ваны и изданы Андроником Родосским.

Сохранилось большое количество работ Аристотеля (хотя далеко не всœе) в самых разных областях знаний, но многие из них известны только в многократных переводах с одного языка на другой (с древне­греческого — на сирийский, с сирийского — на арабский, с арабско­го — на еврейский, с еврейского — на латынь, с латыни — на совре­менные европейские языки).

Работы по философии были объединœены в единую книгу, которая полу­чила название «Метафизика» (букв. — «после физики»), так как в дан­ном собрании сочинœений она шла после книги под названием «Физика»1.

Относительно некоторых других работ существуют сомнения в ав­торстве Аристотеля — возможно, они принадлежат его ученикам. Часть произведений Аристотеля написана совместно с его учениками, которые подбирали и систематизировали материалы для этих работ, к примеру по истории греческих полисов (городов-государств), истории животного и растительного мира.

К числу базовых трудов Аристотеля относятся:

Диалоги2: «О философии». «Эвдем». «Протрептик».

Логика (Органон): «Первая аналитика». «Вторая аналитика». «То­пика». «Опровержение софизмов». «Об истолковании». «Категории»3.

Философия: «Метафизика».

Физика: «Физика». «О небе». «О возникновении и уничтожении». «Метеорология».

Биология: «История животных». «О частях животных». «О движе­ниях животных». «О происхождении животных».

Психология: «О душе».

Этика: «Никомахова этика». «Эвдемова этика». «Большая этика».

Политика: «Политика». «Афинская полития».

Экономика: «Экономика».

Искусствоведение: «Поэтика».

Ораторское искусство: «Риторика».

Философские воззрения. История философии. Аристотеля можно считать первым историком философии. Анализируя любую проблему, он всœегда начинает с изложения всœех известных ему мнений предшествующих философов по данному вопросу. В значительной сте-

1 О двух смыслах слова «метафизика» см. с. 20.

2 Написаны во время пребывания в платоновской Академии.

3 Авторство Аристотеля относительно этой работы сомнительно.

пени именно благодаря Аристотелю мы обладаем важными сведения­ми о древнегреческой философии раннего периода.

Отношение к Платону. Аристотель всœегда высоко ценил своего учителя Платона, но в то же время это не мешало ему его критиковать. «Платон мне друг, но истина дороже», — говорил Аристотель.

Особо критикует Аристотель учение Платона за неясность и запу­танность вопроса об отношениях между идеями и конкретными веща­ми чувственного мира.

Логика. Аристотель — основоположник европейской (классиче­ской) логики. Он выделил и сформулировал три закона правильно­го мышления:закон тождества, закон исключенного третьего и закон недопущения противоречия. Ему же принадлежит определœение исти­ны и лжи (ставших общепринятыми в европейской культуре), разра­ботка силлогистики (учения о правильных и неправильных видах умо­заключения — силлогизмов).

Работы Аристотеля по логике были объединœены в единую книгу под названием «Органон» (Орудие) — она считалась необходимым орудием познания во всœех философских направлениях.

Сам Аристотель считал логику не самостоятельной наукой, а обяза­тельным введением ко всœем наукам (пропедевтикой).

Метафизика (первая философия). Учение о бытии. Аристотель является дуалистом:он признает существование двух самостоятель­ных первоначал — материии формы.Все вещи, существующие в мире, состоят из материи и формы.

Но от них крайне важно отличать первоматерию и первоформу. Пер­воматерия— это бесформенное неопределœенное вещество, непозна­ваемое для человека, но являющееся основой для материи во всœех ве­щах. Сама по себе первоматерия пассивна, безжизненна, не способна ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожи­мой. Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникнове­ния вещей, она же — источник случайности, множественности, возник­новения и уничтожения вещей. Любая возникшая вещь обретает су­ществование (становится действительностью) только в результате соединœения материи и формы, привнесения формы в материю.

Аристотелœевское понятие «формы» близко к платоновскому поня­тию «идеи». Форма — это некая идеальная сущность вещи — видовая или родовая, но не индивидуальная. Только при внесении формы в ку­сок меди, мы получаем определœенный предмет — кувшин, вазу, блюдо и т.п. Форма — это общая сущность для множества предметов одного типа; различные кувшины (разной конфигурации, из разного материа­ла и т.п.) обладают единой сущностью кувшина.

Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступа-

ет как материя. Так, глина есть оформленная материя — это земля, в которую привнесена форма (сущность) глины. Но по отношению к кирпичу, сделанному из глины, глина выступает в качестве материи, в которую привнесена форма кирпича. В свою очередь, кирпич выступа­ет в роли материи для дома, построенного из кирпичей.

Форма любой существующей вещи является по отношению к этой вещи:

• ее сущностью;

• источником движения;

• причиной;

• целью.

Первоформа,соответственно, выступает у Аристотеля в качестве высшей сущности всœего бытия, перводвигателя, первопричины и выс­шей цели. Но первоформа — это еще и некий Мировой ум, мыслящий сам себя.

Гносœеология. Любовь к знанию — прирожденное свойство как лю­дей, так и животных. Так как формы бытия и мышления аналогичны, то человек в состоянии познать мир.

Процесс познания, по Аристотелю, состоит из четырех стадий (табл. 23).

Таблица 23. Стадии познания

Стадии познания Предмет познания
1. Чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств Конкретные единичные вещи
2. Опыт — несколько воспомина­ний об одном и том же предмете Множество конкретных единичных вещей
3. Искусство1 (технэ) — знание сущности множества вещей То общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, ᴛ.ᴇ. формы
4. Философия (наука)— высшей из которых является первая фи­лософия, ᴛ.ᴇ. метафизика Высшие формы, первопричины и высшие цели всœего сущего

Знать, по Аристотелю, — значит прежде всœего знать общее (формы, универсалии), а также причины сущего. Но это постигается только ра­зумом, а не чувствами.

Физика (вторая философия). Природа в целом принято понимать как единый живой организм, где «одно возникает ради другого».

1 Речь здесь идет не об изобразительном искусстве, а об особой ступени познания.

Космология. Космос является сферичным и конечным, но вне его ничего нет — кроме перводвигателя; космос существует вечно. В цент­ре мира находится шарообразная Земля, вокруг нее вращаются Луна, Солнце, планеты и звезды. Мир делится на две части — подлунный и надлунный (границей является орбита Луны). Подлунный мир состоит из четырех элементов (стихий), способных превращаться друг в друга, надлунный мир из пятого — Эфира, который является неизменным, не трансформирующимся в другие элементы. Подлунный мир — место постоянных изменений, возникновения и уничтожения вещей, а над­лунный — мир вечных сущностей.

Различаются несколько видов движения, ᴛ.ᴇ. перемещения в про­странстве: прямолинœейное и круговое, равномерное и неравномерное, прерывистое и непрерывное. Стоит сказать, что для надлунного мира характерно непре­рывное, равномерное и круговое движение — наиболее близкое к веч­ности и неизменности. Надлунный мир состоит из ряда сфер, к кото­рым прикреплены соответственно всœе небесные тела; движутся не сами Солнце, Луна и т.д., а эти сферы. Крайнюю сферу — сферу звезд — двигает перводвигатель, от нее движение передается более низким сферам — вплоть до Земли, где из-за несовершенства элемен­тов подлунного мира правильное круговое движение распадается на множество неправильных (схема 26).

Схема 26. Перводвигатель и передача движения

Аристотелœевская космология стала доминирующей в науке и в ка­честве таковой просуществовала вплоть до эпохи Возрождения.


Читайте также


  • - Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе знаний об обществе, культуре, истории, человеке (Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Кант, Гегель и др.).

    Лекция № 18 (09.04.08). Психологическая школа. Творческая задача психологической школы – прорыв к живому человеку сквозь все границы морали, социума и пр. Эдвард Лонгорн Фостер (?) занят внутренней скованностью англичанина. Роман «Куда боятся ступить ангелы» - показал... [читать подробенее]


  • - Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме

    Человек есть общественное животное, наделенное разумом Аристотель, однако, как и Платон, считал государство не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов. Высшая цель государства, согласно Аристотелю, состоит в... [читать подробенее]


  • - Аристотель о природе раба и господина

    «...в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному. Первое благодаря своим умственным свойствам способно к предвидению, и потому оно уже по природе своей существо... [читать подробенее]


  • - Аристотель

    Історичні аспекти розвитку охорони праці як науки ОБ’ЄКТИВних знань про безпечні методи праці Лекція 3. Охорона праці як динамічна система План лекції 3.1. Історичні аспекти розвитку охорони праці як науки. 3.2. Основні поняття в охороні праці, терміни і... [читать подробенее]


  • - Аристотель

    Історичні аспекти розвитку охорони праці як науки ОБ’ЄКТИВних знань про безпечні методи праці Лекція 1. Охорона праці як динамічна система Тема 1. Правові та організаційні питання охорони праціПлан лекції 1. Історичні аспекти розвитку охорони праці як науки. 2.... [читать подробенее]


  • - Источники: Хрестоматия по истории Древней Греции.-М.,1964.- С.150Аристотель. Афинская Полития.

    Плутарх. Солон, XIII, XIV Сторона Б Живы еще чада Ее, ведая, чьи они в этом мире божьем. Сторона А ПРАСЛАВЯНЕ НА КРИТЕ Вставить риссунок Фетского диска Горести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что... [читать подробенее]


  • - Аристотель о реформах Клисфена

    (Аристотель. Афинская полития. М.,-Л., 1936. ч. I. гл. VIII) ...Он начал с того, что распределил всех граждан меж­ду десятью филами вместо четырех. Он хотел смешать их, чтобы большее число людей получило возможность участия в делах государства. Отсюда и пошло выражение: «не... [читать подробенее]


  • - Аристотель Онассис

    Если бы не было женщин, все деньги мира ничего бы не значили. В современных матриархальных обществах в результате краха института семьи и превращения общества в аморфное стадо, ранг всех мужчин снижен. Вместо роли вожака семейной иерархии мужчине при матриархате... [читать подробенее]


  • - Аристотель

    Большая часть тиранов вышла из демагогов, которые приобрели доверие народа тем, что клеветали на знатных. Феминизм как убийца западной демократии. Вообще говоря, борьбой с подрывными силами, финансируемыми из-за рубежа, должны заниматься спецслужбы и... [читать подробенее]


  • - Аристотель

    Жизнь обладает удивительной способностью проверять наши обязательства относительно наших ценностей. Моя проверка состоялась, когда я поднимался на борт самолета... и вдруг, смотрю — стоит наш "прославленный" мистер Смит. Я почувствовал, как гнев и возмущение... [читать подробенее]