Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Философия Русский космизм
просмотров - 349

В русской науке второй половины XIX века наиболее полно проявились особенности науки уже нового столетия. Задачи были сформированы в духе, опережающем время: во-первых, всœесторонняя космизация научного знания, во-вторых, синтез естественных и гуманитарных наук, движение к «идеалу человеческого знания», в-третьих, превращение науки в непосредственную производительную силу в глобальном, планетарном масштабе.

Русский космизм неоднозначен. На естественно-научной основе строятся космические теории Циолковского, Вернад­ского, Умова, Чижевского. Философско-религиозный космизм представлен творчеством Николая Федорова. Своеобразный подход к проблемам космоса характеризует Павла Флоренского.

В русском космизме осознается серьезная опасность для человечества, появляется тема, которая приобретет особое значение позднее, во второй половинœе XX века, и войдет в число глобальных проблем человечества: человек как «геологический фактор» в истории планеты (В.И. Вернадский). Многолетнее господство над природой привело к появлению периода «мести» природы за это господство. Конец мира придет от человека, а не от «запредельных сущностей». И надежды человечества должны связываться с человеком, его нравственностью.

Центральной фигурой в философии русского космизма стал Н.Ф. Федоров (1828-1903). Особое место в философии Федорова занимает учение «общего дела» - учение цельное, содержащее в себе по­пытку по-новому взглянуть на назначение человека в мире, поста­вить перед ним невиданную задачу, предложить пути ее выполнения. В «Философии общего дела» Федоров провозглашает общечеловеческие общепланетарные задачи эпохи, управление природой («внесение в неё воли и разума»), победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней «эксплуатирующей, а не восстанавливающей» природу цивилизации. «Мы виноваты не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ происходит по нашему бездействию».

Концепция «общего дела» у Федорова базируется на принципах нравственно-этических. Те конкретные формы зла, от которых страдает сам человек, сопровождают главного, «последнего врага» - смерть.

Реальность зла связана со слепыми силами природы, смертью, но нет радикального зла, онтологической злой воли. Зло лишь «недостаток», несовершенство мира, а не одна из первооснов бытия. Противодействие злу - ϶ᴛᴏ борьба против случайности, иррациональности, слепоты; это превращение всœелœенной в целœесообразный, «сознательный», антиэнтропийный мир.

Человек у Федорова не только венец развития природы, но и сам должен стать субъектом обратного воздействия на породившую природу для ее преображения и одухотворения. Само возникновение сознания, как и жизни, считает Федоров, могло быть случайным про­цессом, но раз это произошло, человечество должно поставить себе главной задачей переделать мир согласно высшим, доступным ему нравственным нормам. Это волевой выбор человечест­ва, решившего изменить случайный и стихийный ход вещей. Благода­ря преобразовательной деятельности человека начинается поворот к сознательно планируемой и осуществляемой целœесообразности.

Существенная черта русского космизма - стремление наметить связи между кон­цепциями миракак целого, пространства и времени (их конечности и бесконечности), форм и структурных уровней материи, самоорганизации и эволюции, человека. Эти концепции в науке конца XIX -начала XX века часто выступали как бы «разорванными» между раз­ными науками или сферами познания, существовал разрыв между кар­тиной мира физико-математического естествознания и картиной ми­ра натуралиста - обобщенным образом земной природы. Этот разрыв преодолевал К.Э. Циолковский на основе ряда выдвинутых им глубоко диалектических принципов. Отметим самые основные, составляющие в своей совокупности стержень всœей космической философии.

К новым принципам Циолковский относил:

1. Принцип монизма, единства, важнейшей чертой которого явля­ется единство человека и космоса.

2. Принципы самоорганизации и эволюции.

3. Принцип коэволюции человека и Вселœенной.

4. Принцип бесконечности.

5. Антропологический (антропный) принцип.

Идеи В.И. Вернадского о живом веществе, о космичности жизни, о биосфере и ноосфере, о будущем человечества своими творческими корнямиуходят в новую, начавшую активно создаваться с конца XIX - начала XX века философскую традицию ос­мысления жизни и задач человека как вершинного ее порождения. По мнению Вернадского, идея эволюции и ее социальной вариации - прогресса - возникла сначала в философии и лишь потом проникла в естественные науки, претерпев под воздействием их методов сущес­твенные уточнения и трансформации.

Русский космизм строит понимание мира на основаниях, исключающих потусторонние сущности и невыявленные субстанции бы­тия. Весь мир здесь, и он явен. Для того чтобы он был здесь, на место невыявленного бытия ставится «обладание небесным простран­ством». В XIX веке русский космизм начинает поиски пространства, соразмерного душе человека, он ищет определœение внешней величины, с которой сопряжена внутренняя жизнь людей. Только на уровне ко­смоса исчезает различие между внутренним и внешним. В русском космизме появляется новый поворот в разработке космической темы, который почти столетие спустя, получил название «глобально-эколо­гического». Конструируя множественность миров, русский космизм создает не учение о мире, а определœенную структуру, порождающую в людях человечески осмысленный взгляд на мир.


Читайте также


  • - Русский космизм

    Русские космисты считали, что мир устроен несовершенно, в нём много жестокости и бессмысленности. Чтобы жили одни, должны умереть другие: люди и хищные животные убивают и потребляют в пищу других животных. Природные катастрофы уносят тысячи жизней. Из-за засух и наводнений... [читать подробенее]


  • - Русский космизм

    Русские космисты считали, что мир устроен несовершенно, в нём много жестокости и бессмысленности. Чтобы жили одни, должны умереть другие: люди и хищные животные убивают и потребляют в пищу других животных. Природные катастрофы уносят тысячи жизней. Из-за засух и наводнений... [читать подробенее]


  • - Русский космизм.

    Космизм - совсем другая мысль, обосновывающаяся фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Необходимость - общая черта космистов. Западная философия - пессимистичный взгляд. Россия - гуманистическая, оптимистическая мысль. Космизм:... [читать подробенее]


  • - Русский космизм.

    Космизм - совсем другая мысль, обосновывающаяся фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Необходимость - общая черта космистов. Западная философия - пессимистичный взгляд. Россия - гуманистическая, оптимистическая мысль. Космизм:... [читать подробенее]


  • - Русский космизм.

    Космизм - это философское течение, в котором весь космос рас­сматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития. Сами по себе представления о космосе как едином живом организме восходят к античной филосо­фии, а именно к... [читать подробенее]


  • - Русский космизм.

    Ещё одной самобытной ветвью русской философской мысли стал космизм. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само... [читать подробенее]


  • - Русский космизм

    В русской науке второй половины XIX века наиболее полно проявились особенности науки уже нового столетия. Задачи были сформированы в духе, опережающем время: во-первых, всесторонняя космизация научного знания, во-вторых, синтез естественных и гуманитарных наук, движение к... [читать подробенее]


  • - Русский космизм

    В русской науке второй половины XIX века наиболее полно проявились особенности науки уже нового столетия. Задачи были сформированы в духе, опережающем время: во-первых, всесторонняя космизация научного знания, во-вторых, синтез естественных и гуманитарных наук, движение к... [читать подробенее]


  • - Русский космизм

    Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достиг космизм. Основоположники: Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) и Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935). Циолковский – ученый, изобретатель, основоположник космонавтики – не считал... [читать подробенее]


  • - Русский космизм

    Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достиг космизм. Основоположники: Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) и Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935). Циолковский – ученый, изобретатель, основоположник космонавтики – не считал... [читать подробенее]