Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Философия Русский космизм.
просмотров - 340

Ещё одной самобытной ветвью русской философской мысли стал космизм. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителœей, писателœей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты. Во многом, становлению этого течения способствовала традиционная общинность русского сознания, в соединœении с естественно-научными, конструктивистскими взглядами на мир, присущими началу ХХ века. В конечном итоге, эта противоречивость проявила себя в том, что к нему приписывают весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения базовых ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться. В ключе космизма работали такие звёзды западной философии как Б. Рассел, философы «Римского клуба».

В целом, русский космизм распадается на два направления: религиозное и естественное. Рассмотрим взгляды некоторых представителœей этого направления.

П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции "русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде "образом и подобием Вселœенной" и несущий в себе всё, что есть в мире.

Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, в связи с этим они могут рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - всœелœенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его". В этом заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство). Флоренского, который рассматривает его в рамках традиционного платонического дуализма горнего и дольнего (нашему миру противопоставляется иной, "премирный", который символически приоткрывается в реальностях земного бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: "В ней действительность одухотворяется, освящается, обоживается". "Обоживание" является конечным результатом спасения всœего мира через спасение человека, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть "космическая сторона христианства".

У Флоренского, картина бытия статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон, растягивающийся в века".

По мнению Соловьёва, истинной загадкой для разума является не вечный, или божественный, мир. Напротив, как идеальная полнота всœего и осуществление добра, истины и красоты, он является как ясное и нормальное. Лишь в этой вечной сфере можно обрести безусловное мерило для признания разумной природы как чего—то условного и преходящего. Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и задачей для разума. "Эта задача ... сводится к выведению условного из безусловного, ... случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. ... связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек совмещает в себе всœевозможные противоположности, которые всœе сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество, и ничтожество". Следовательно, для человека крайне важно найти место и значение в общей связи истинно сущего. Соловьёв видит в божественном существе двуединство: "действующее, или производящее, единство божественного творчества Слова (Логоса), и единство произведённое, осуществленное..., - единство органического тела". Иначе говоря, первое единство - это Бог (Логос), второе единство (произведённое единство, София) - "начало человечества, ... идеальный или нормальный человек. И Христос, в этом единстве причастный человеческому началу, есть человек, или, по выражению священного Писания, второй Адам".

Вечность Бога как Логоса и действующего Бога предполагает вечность человечества, но не природного, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникает на Земле в определённый период, а человека умопостигаемого, идеального. Это универсальное существо заключает в себе всœех людей. "Каждый из нас, каждое человеческое существо существенно и действительно коренится и принимает участие в универсальном и абсолютном человеке". Он - всœечеловеческий организм, вечное тело Божие и вечная душа мира, София. По этой причине человек является необходимым и незаменимым звеном в абсолютном целом. Именно это оправдывает допущение двух великих истин: человеческой свободы и человеческого бессмертия.

Исключительное самоутверждение или эгоизм, всœесильный в практической жизни, является коренным злом нашей природы, и так как эгоизм свойственен всœему в природе, то зло - это общее свойство всœей природы.

Мировой космогонический процесс проходит множество последовательных фаз. Начинаясь эпохой звёздной (астральной), когда действием всœемирного тяготения материя стягивается в великие космические тела, он завершается созиданием органической жизни и её совершенством - формой человеческого организма. "В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом в сознании как чистой форме всœеединства... В человеке природа перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного.

Воспринимая и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем по фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с природой внешнего мира, человек является естественным посредником между Богом и материальным бытиём, проводником всœеединящего божественного начала в стихийную множественность, - устроителœем и организатором всœелœенной". Кроме человека всœе иные существа лишены божественного начала и причастны к нему лишь подчинœением внешнему естественному закону. Можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:


Читайте также


  • - Русский космизм

    Русские космисты считали, что мир устроен несовершенно, в нём много жестокости и бессмысленности. Чтобы жили одни, должны умереть другие: люди и хищные животные убивают и потребляют в пищу других животных. Природные катастрофы уносят тысячи жизней. Из-за засух и наводнений... [читать подробенее]


  • - Русский космизм

    Русские космисты считали, что мир устроен несовершенно, в нём много жестокости и бессмысленности. Чтобы жили одни, должны умереть другие: люди и хищные животные убивают и потребляют в пищу других животных. Природные катастрофы уносят тысячи жизней. Из-за засух и наводнений... [читать подробенее]


  • - Русский космизм.

    Космизм - совсем другая мысль, обосновывающаяся фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Необходимость - общая черта космистов. Западная философия - пессимистичный взгляд. Россия - гуманистическая, оптимистическая мысль. Космизм:... [читать подробенее]


  • - Русский космизм.

    Космизм - совсем другая мысль, обосновывающаяся фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Необходимость - общая черта космистов. Западная философия - пессимистичный взгляд. Россия - гуманистическая, оптимистическая мысль. Космизм:... [читать подробенее]


  • - Русский космизм.

    Космизм - это философское течение, в котором весь космос рас­сматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития. Сами по себе представления о космосе как едином живом организме восходят к античной филосо­фии, а именно к... [читать подробенее]


  • - Русский космизм.

    Ещё одной самобытной ветвью русской философской мысли стал космизм. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само... [читать подробенее]


  • - Русский космизм

    В русской науке второй половины XIX века наиболее полно проявились особенности науки уже нового столетия. Задачи были сформированы в духе, опережающем время: во-первых, всесторонняя космизация научного знания, во-вторых, синтез естественных и гуманитарных наук, движение к... [читать подробенее]


  • - Русский космизм

    В русской науке второй половины XIX века наиболее полно проявились особенности науки уже нового столетия. Задачи были сформированы в духе, опережающем время: во-первых, всесторонняя космизация научного знания, во-вторых, синтез естественных и гуманитарных наук, движение к... [читать подробенее]


  • - Русский космизм

    Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достиг космизм. Основоположники: Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) и Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935). Циолковский – ученый, изобретатель, основоположник космонавтики – не считал... [читать подробенее]


  • - Русский космизм

    Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достиг космизм. Основоположники: Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) и Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935). Циолковский – ученый, изобретатель, основоположник космонавтики – не считал... [читать подробенее]