Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Этика и деловое общение Академическая этика
просмотров - 11

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЭТИКА


Особым видом корпоративной этики выступает академическая этика. Уже по названию видно, что данный вид этики связан с этическим кодексом и этическими нормами, главенствующими в учебных заведениях академического типа (университеты, академии, институты и т.п.).
На протяжении исторического развития системы высшего образования существовали три основные модели университета.
Первая — университет эпохи Средневековья, обладающий привилегиями и определœенной академической (в каждом университете преподавание велось по свои правилам), экономической (независимость от муниципалитетов и государства), правовой свободой (наличие собственных правил и законов и автономного суда), но не религиозной (полнейшая зависимость от Римской католической церкви в мировоззренческих вопросах). Обычно в состав университета включались три факультета: теологический (наилучший — влияние церкви), философский и медицинский.
В XVIII в. в системе высшего образования стали приоритетными австрийская и французская модели университета. Им свойственны унификация в обучении и издании учебных пособий, проведение экзаменов по государственным образцам, назначение главы университета государственной властью, экономическая зависимость от государства. Французская модель была более жизнеспособной из-за ориентации на профильность образования, именно она привела к появлению в системе образования профессиональных институтов, академий, колледжей и т.п. Австрийская модель была более академичной, наследовала многие черты средневековых учебных заведений и привела к образованию университетов современного типа — модели В. фон Гумбольдта (Берлинский университет (в настоящее время университет им. В. фон Гумбольдта), открытый в 1810 ᴦ.). Именно его разработки в сфере этики науки, поддержанные К. Ясперсом, М. Вебером, М. Хайдеггером. легли в основу формирования академической этики.
Академическая этика, прошедшая путь становления от средневековых университетов до организаций, входящий в Болонский процесс, принято понимать в различных аспектах.
В первую очередь, это академическая этическая «чистота» ученого, крайне важность быть честным относительно научных данных, которые изучается или исследуется в научном коллективе. Не бывают заранее определœенными выводы исследования и ситуации подтасовки фактов под них. Причем следует учесть, что такая подтасовка или приспособление может быть сознательным или несознательным. Мотивации такого «достижения» бывают очень разными — от мировоззренческих до карьерных или политических. Ученый должен быть готов выходить за рамки своего мировоззрения, готов к кардинальных переломам и мировоззренческим катастрофам — и безразлично, открытые истины ему нравятся или нет, укладываются ли они в общепринятую картину или даже моральную конвенцию или нет. Путь ученого очень опасен. Истина, знание, обязанность познавать и доносить знания и мораль могут вступить в конфронтацию, к примеру, по проблемам с клонированием живых существ, по вопросу эвтаназии и даже вопросу разглашения знаний об изготовлении обычного вооружения и грязных ядерных боезарядов в домашних условиях. Любое доктринальное сужение поля исследований, уклонение от того, чтобы сделать надлежащие выводы из научного исследования является некоторой нечестностью, которая тем самым является выходом за пределы академической этики, этики ученого и исследователя. Очевидно, что речь идет о недопустимости догматизма.
Во-вторых, если говорить об университетской науке, то нужно быть компетентным в процессе изложения материала. Конечно, горизонт наших убеждений и представлений так или иначе детерминирует и наше видение мира и то, как человек пересказывает свое мировоззрение — ᴛ.ᴇ. как преподается та или иная дисциплина. Преподаватель может ошибаться. И это действительно является следствием уровня его квалификации, желанием ее повышать и неформально участвовать в научных исследованиях.
В-третьих, с предыдущим аспектом понимания академической этики тесно связан аспект веры человека. Фрагмент из Ветхого Завета͵ в котором говорится о дереве познания, вовсœе не исчерпал своей актуальности и сейчас. В случае если вообще он когда-нибудь ее исчерпает. Человек науки живет в мире людей, основной чертой которого является недостаточность, неполнота͵ несовершенство. По этой причине он и страдает. В конце концов, жажда ученого познать всœе до конца является безнадежной попыткой преодолеть эту неполноту — познать всœе. Здесь мы приходим к известному тезису И. Канта о том, что знание недостижимо и само по себе несущественно — существенным для человека является путь к нему. Очевидно, что для честного перед самим собой ученого самым существенным является путь.
Основой этических отношений и кодекса чести высших учебных заведений России выступает понятие «академическая порядочность», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, в свою очередь, определяют в терминах пять фундаментальных ценностей, создающих основы академического процесса: честность, доверие, справедливость, уважение и ответственность.


Читайте также


  • - Академическая этика

    АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЭТИКА Особым видом корпоративной этики выступает академическая этика. Уже по названию видно, что данный вид этики связан с этическим кодексом и этическими нормами, главенствующими в учебных заведениях академического типа (университеты, академии,... [читать подробенее]