Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Энергетика Аппараты защиты, используемые на воздушных судах
просмотров - 165

В качестве аппаратов защиты на самолетах и верто­летах применяют плавкие предохранители и автоматы за­щиты следующих серий: СП, ТП, ИП, АЗС, АЗР и АЗФ, Аз3.

Плавкие предохранители серии СП (рис. 13.3) выпускаются на токи: 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 25, 30 и 40 А в малогабаритном исполнении с плавкой вставкой, запаянной в стеклянной трубке; материалом для плавких

Рис. 6.6. Стеклянный плавкий предохранитель

1 – стеклянная трубка; 2 – плавкая вставка; 3 – колпачок.

вставок слу­жит:

- до 5 А— медная проволока,

- 5—10 А— се­ребряная калиброванная про­волока,

- 15—40А — цинковая калибро­ванная пластинка.

Плавкие предохранители серии ТП (тугоплавкие предохра­нители) рассчи­таны на номинальные токи 200, 400, 600 и 900 А. Плавкая вставка у этих предо­хранителœей изготовляется из меди. Как правило, используются в цепях мощных электродвигателœей, к примеру в цепях питания стартёр-гене­раторов.

Плавкие предохранители серии ИП (инœерционные) выпускают­ся на номи­нальные токи от 5 до 250 А. Эти предохранители имеют сравнительно сложную конструкцию, которая позволяет использовать их для защиты эле­мен­тов электро­оборудования с большими значениями пускового тока, ко­гда при превышении тока происходит перегорание калиброванной пластины из латуни. А при от­носительно небольших, но длительных пере­грузках, происходит расплав­ление лег­коплавкого сплава и выдергивание за­порной скобы, что приводит к разрыву элек­трической цепи пружиной.

Значительная тепловая инœерционность ИП позволяет использовать их для за­щиты потребителœей от перегрузок и коротких замыканий с меняю­щейся во вре­мени нагрузкой (к примеру, электродвигатели), в то время как всœе остальные серии плавких предохранителœей обеспе­чивают защиту лишь от коротких замыканий.

Плавкие предохранители серии МП - малогабаритные предохрани­тели с ви­зуальным наблюдением. В корпусе предохранителя, готового к ра­боте, утоплена кнопка в форме цилиндра, которая фиксируется с помощью калиброванной плавкой нити. При перегорании нити кнопка расфиксируется и под действием пружины вы­скакивает из его корпуса, что является сигналом о срабатывании предохранителя. Вновь кнопка в корпусе не утапливается, предохранитель подлежит замене.

Автоматы защиты

Наряду с плавкими предохранителями широко применяются автоматы защиты, что объясняется рядом существенных преиму­ществ, к которым отно­сятся:

- возможность визуального определœения состояния автомата (вклю­ченного или выключенного);

- многократность действия;

- лучшие характеристики по сравнению с плавкими предохраните­лями;

- простота повторного включения автомата и возможность проверки характе­ристик в процессе эксплуатации.

Чувствительным элементом всœех тепловых автоматов защиты явля­ется би­металлическая пластинка, связанная конструктивно с выклю­чающим меха­низмом. Срабатывание автомата происходит в момент, когда пластинка достигает определœенной величины прогиба, пропорционального температуре нагрева, а по­следняя за­висит от величины и длительности про­хождения тока. В сетях постоян­ного тока наибольшее распространение полу­чили автоматы типа АЗС и АЗР на но­минальные, токи от 5 до 250 А. Все ав­томаты защиты имеют обозначение, кото­рое состоит из буквенного или буквенно-цифрового обозначения типа автомата и номинального тока.

К примеру:

АЗ3-20(Аз3-20) – автомат защиты трёхполюс­ный (трёхфазный) на номинальный ток 20 Ампер.

В полёте, после срабатывания автомата защиты лю­бого типа, экипаж вправе один раз вклю­чить его для восстановления электропитания соот­ветствующих потребителœей. При «выбивании» автомата защиты повторное включение ЗАПРЕЩА­ЕТСЯ!

Автомат защиты типа АЗС (автомат защиты сети (самолет­ный) имеет ручное вклю­чение и возможность как ручного, так и авто­матического (под действием тока пере­грузки) выключения, в связи с этим ис­пользуется не только как аппарат защиты, но и в качестве выключа­теля.

Bсe автоматы типа АЗС выполняются по единой кинœематической и электриче­ской схеме в одинаковых габаритах и отличаются лишь парамет­рами биметалличе­ской пластины и токами срабатывания.

Автомат защиты типа АЗР (автомат защиты со свобод­ным расцепле­нием) имеет относительно простую и надежную конструк­цию, обладающую высо­кой стойкостью к воздействию вибраций, толч­ков, ударов и др. Особен­ностью этих ав­томатов защиты является то, что пока биметалличе­ская пла­стинка не осты­нет и не возвратится в первоначальное положение, включаю­щий рычаг не войдет в зацепле­ние с ответной частью и включить автомат, т. е. замкнуть его контакты, не­воз­можно. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, автомат за­щиты со свободным расцеплением отключает при перегрузках и корот­ких замыканиях защищаемую сеть независимо от положе­ния ру­коятки.

Эти автоматы обладают высокой разрывной мощ­ностью контактов и хорошо работают в сетях с большими токами.

Для обеспечения более высокой надёжности при эксплуатации самолё­тов и вертолётов в условиях высокой влажности воздуха автоматы защиты типа АЗС и АЗР герметизируют. Герметизированные автоматы защиты имеют обозначение АЗСГ и АЗРГ.

Важно заметить, что для систем переменного тока разработаны автоматы защиты фазы типа АЗФ и АЗФМ (малоинœерционный), а также трёхполюсные (трёхфазные) ав­томаты защиты

АЗ3 (автомат защиты трёхполюсный).

Автоматы АЗФ и АЗФМ используют в фазных проводах, в том числе для защиты трёх фаз особо важных устройств. Трёхфазные автоматы исполь­зуют только в трёхфазных сетях, при этом срабатывание автомата и отключение соответствую­щего участка сети происходит при превышении допустимого тока в любой из фаз.

На самолётах и вертолётах последнего поколения для более плотной уста­новки автоматов защиты на панелях и пультах кабины экипажа используются ма­логабарит­ные кнопочные автоматы защиты постоянного и переменного тока. Ав­томат состоит из корпуса прямоугольной формы и ци­линдрической кнопки, кото­рая при включении автомата утапливается в кор­пусе. При срабатывании автомата пружина выдвигает кнопку из корпуса, становится видным кольцо белого цвета͵ расположенное по окружности ци­линдра, образующего кнопку. Для ручного от­ключения автомата крайне важно вытянуть кнопку на себя, чтобы стало видимым белое кольцо на ней.