Категории
Электротехника
Двигатель параллельного возбуждения просмотров - 673
Схема включения в сеть двигателя параллельного возбуждения показана на рис. 29.3, а. Характерной особенностью этого двигателя является то, что ток в обмотке возбуждения (ОВ) не зависит от тока нагрузки (тока якоря). Реостат в цепи возбуждения служит для регулирования тока в обмотке возбуждения и магнитного потока главных полюсов.
Эксплуатационные свойства двигателя определяются его рабочими характеристиками, под которыми понимают зависимость частоты вращения n, тока I, полезного момента M2, вращающего момента M от мощности на валу двигателя Р2 при и
(рис. 29.3, 6).
Для анализа зависимости и , которую обычно называют скоростной характеристикой, обратимся к формуле (29.5), из которой видно, что при неизменном напряжении U на частоту вращения влияют два фактора: падение напряжения в цепи якоря
и поток возбуждения Ф. При увеличении нагрузки уменьшается числитель
, при этом вследствие реакции якоря уменьшается и знаменатель Ф. Обычно ослабление потока, вызванное реакцией якоря, невелико и первый фактор влияет на частоту вращения сильнее, чем второй. В итоге частота вращения двигателя с ростом нагрузки Р2 уменьшается, а график
приобретает падающий вид с небольшой выпуклостью, обращенной к оси абсцисс. В случае если же реакция якоря в двигателе сопровождается более значительным ослаблением потока Ф, то частота вращения с увеличением нагрузки будет возрастать, как это показано штриховой кривой на рис. 29.3, б. При этом такая зависимость
является нежелательной, так как она, как правило, не удовлетворяет условию устойчивой работы двигателя: с ростом нагрузки на двигатель возрастает частота вращения, что ведет к дополнительному росту нагрузки и т. д., т. е. частота вращения n двигателя неограниченно увеличивается и двигатель идет «в разнос». Чтобы обеспечить характеристике частоты вращения форму падающей кривой, в некоторых двигателях параллельного возбуждения применяют легкую (с небольшим числом витков) последовательную обмотку возбуждения, которую называют стабилизирующей обмоткой. При включении этой обмотки согласованно с параллельной обмоткой возбуждения ее МДС компенсирует размагничивающее действие реакции якоря так, что поток Ф во всем диапазоне нагрузок остается практически неизменным.
Рис. 29.3. Схема двигателя параллельного возбуждения ( )
и его рабочие характеристики ( )
Изменение частоты вращения двигателя при переходе от номинальной нагрузки к х.х., выраженное в процентах, называют номинальным изменением частоты вращения:
, (29.8)
где — частота вращения двигателя в режиме х.х.
Обычно для двигателей параллельного возбуждения , в связи с этим характеристику частоты вращения двигателя параллельного возбуждения называют жесткой.
Зависимость полезного момента от нагрузки установлена формулой
. При
график
имел бы вид прямой. При этом с увеличением нагрузки частота вращения двигателя снижается, и в связи с этим зависимость
криволинейна.
При вращающий момент двигателя
. Так как рабочие характеристики двигателя строят при условии
, что обеспечивает постоянство магнитных потерь в двигателе, то момент х.х.
. По этой причине график зависимости
проходит параллельно кривой
В случае если принять поток
, то график
является в то же время выражением зависимости
,так как
.
Для получения аналитического выражения механической характеристики преобразуем выражение (29.5):
; (29.9)
подставив в него из (25.24) значение тока якоря
, (29.10)
получим
, (29.11)
где — частота вращения в режиме х.х.;
— изменение частоты вращения, вызванное изменением нагрузки на валу двигателя.
Рис. 29.4. Механические характеристики двигателя параллельного возбуждения:
а — при введении в цепь якоря добавочного сопротивления;
б — при изменении основного магнитного потока;
в — при изменении напряжения в цепи якоря
В случае если пренебречь реакцией якоря, то (так как ) можно принять
. Тогда механическая характеристика двигателя параллельного возбуждения представляет собой прямую линию, несколько наклоненную к оси абсцисс (рис. 29.4, а). Угол наклона механической характеристики тем больше, чем больше значение сопротивления, включенного в цепь якоря. Механическую характеристику двигателя при отсутствии дополнительного сопротивления в цепи якоря называют естественной (прямая 1). Механические характеристики двигателя, полученные при введении дополнительного сопротивления в цепь якоря, называют искусственными (прямые 2 и 3).
Вид механической характеристики зависит также и от значения основного магнитного потока Ф. Так, при уменьшении Ф увеличивается частота вращения х.х. и одновременно увеличивается
, т. е. увеличиваются оба слагаемых уравнения (29.11). Это приводит к резкому увеличению наклона механической характеристики, т. е. к уменьшению ее жесткости (рис. 29.4, б).
При изменении напряжения на якоре U меняется частота вращения , а
остается неизменной. В итоге жесткость механической характеристики (если пренебречь влиянием реакции якоря) не меняется (рис. 29.4, в), т. е. характеристики смещаются по высоте, оставаясь параллельными друг другу.
Читайте также
Для пуска в ход двигателей постоянного тока применяют двух-, трех- и четырехзажимные пусковые реостаты. На рисунке 16.4 представлена схема включения трехзажимного пускового реостата для двигателя параллельного возбуждения. Рисунок 16.4 – Диаграмма процесса пуска... [читать подробенее]
Схема включения в сеть двигателя параллельного возбуждения показана на рис. 29.3, а. Характерной особенностью этого двигателя является то, что ток в обмотке возбуждения (ОВ) не зависит от тока нагрузки (тока якоря). Реостат в цепи возбуждения служит для регулирования тока... [читать подробенее]