Категории
Электроника
ВЫБОР ТОКА СРАБАТЫВАНИЯ ЗАЩИТЫ просмотров - 633
Исходным для выбора тока срабатывания максимальной токовой защиты от к. з. является требование, чтобы она надежно работала при повреждениях, но в то же время не действовала при максимальных токах нагрузки и ее кратковременных толчках, вызываемых пуском и самозапуском двигателей, колебанием нагрузки потребителей и другими причинами.
Излишняя чувствительность защиты из-за недостаточной отстройки ее от токов нагрузки может приводить к неправильным отключениям при неопасных перегрузках, что наносит ущерб потребителям. Слишком чувствительная защита сама становится источником аварий и перебоев в питании потребителей.
Из этого следует, что главная задача при выборе тока срабатывания состоит в надежной отстройке защиты от токов нагрузки. Для этой цели крайне важно выполнить два условия:
1) Токовые реле защиты не должны приходить в действие при максимальном рабочем токе нагрузки Iн.макс, для чего ток срабатывания защиты1 Iс.з должен быть больше максимального тока нагрузки:
Iс.з > Iн.макс (4-1)
2) Токовые реле, сработавшие при к. з. в сети, должны надежно возвращаться в исходное положение после отключения к. з. при оставшемся в защищаемой линии рабочем токе. Так, например, при к. з. в токе К сети (рис. 4-8) срабатывают токовые реле защит 1 и 2. После отключения повреждения защитой 2 прохождение тока к. з. прекращается и пришедшие в действие токовые реле защиты 1 должны возвратиться в начальное положение, так как иначе произойдет неправильное отключение неповрежденной линии. По этой причине ток возврата реле должен быть больше тока нагрузки линии, проходящего через защиту 1 после отключения к. з.
Этот ток в первый момент времени после отключения к. з. имеет повышенное значение из-за пусковых токов электродвигателей. Асинхронные электродвигатели, составляющие значительную часть нагрузки, во время к. з, тормозятся вследствие возникающего, при к. з. понижении напряжения. После отключения к. з. напряжение восстанавливается и все оставшиеся в работе электродвигатели (часть неответственных электродвигателей отключается защитой от понижения напряжения) самозапускаются, потребляя повышенный пусковой ток (рис. 4-9). Этот ток I3 постепенно затухает, и в линии устанавливается рабочий ток, который в худшем случае может иметь максимальное значение Iн.макс
Увеличение Iн.макс, вызванное самозапуском двигателей, оценивается коэффициентом запуска кз. Учет самозапуска двигателей является обязательным. Исходя из этого
Iвоз > kзIн.макс. (4-2)
При выполнении условия (4-2) выполняется также условие (4-1), так как ток возврата максимальных реле всегда меньше тока срабатывания. По этой причине для отстройки защиты от нагрузки за исходное принимается условие (4-2). Руководствуясь им, ток возврата выбирают равным:
Iвоз = kнkз Iн.макс (4-3)
Коэффициент надежности kн учитывает возможную погрешность в величине тока возврата реле и принимается равным 1,1 – 1,2.
1 Здесь и в дальнейшем под током срабатывания защиты подразумевается наименьший первичный ток в фазе линии, необходимый для действия защиты.
![]() |
Как видно из выражения (4-4), значение Iс.з зависит от kвоз и Iн.макс. Ток срабатывания обратно пропорционален kвоз, поэтому в целях уменьшения Iс.з стремятся применять токовые реле с высоким коэффициентом возврата: примерно 0,85 и выше.
Существенное значение для надежной отстройки защиты от нагрузки имеет правильная оценка величины Iн.макс.
Определяя максимальное значение тока нагрузки, нужно учитывать тяжелое, но в то же время реально возможное увеличение нагрузки, обычно возникающее в результате нарушения нормальной схемы сети. К примеру, при двух параллельных линиях (рис. 4-10, а) крайне важно учитывать, что в случае автоматического отключения одной из них нагрузка на оставшейся линии удвоится. При наличии АВР, включающего выключатель Б (рис. 4-10, б), крайне важно предусматривать наброс мощности на линию Л1 при отключении Л2 и наоборот. При наличии АПВ (рис. 4-10, в) крайне важно учитывать самозапуск электродвигателей после повторного включения линий от АПВ.
Чувствительность защиты. Ток срабатывания, выбранный по условию отстройки от нагрузки, проверяется по условию чувствительности защиты. Проверка ведется по мин и м а л ь н о м у значению тока Iк.мин при повреждении в конце зоны защиты. Зона действия максимальной токовой защиты должна охватывать защищаемую линию и следующий второй участок, т. е. линию Л2 и трансформаторы, отходящие от шин приемной подстанции (рис. 4-11). Максимальный ток рассчитывается для реального минимального режима на электростанциях и в сетях, питающих линию. Чувствительность защиты оценивается коэффициентом чувствительности:
kч= (4-6)
Коэффициент чувствительности для защищаемой линии считается допустимым, если Iк.мин в 1,5 раза больше тока срабатывания защиты. Снижение kч ниже 1,5 не рекомендуется, так как действительный ток в реле при к. з. может оказаться меньше расчетного Iк.мин из-за неточности расчета токов к. з., влияния сопротивления в месте повреждения (не учитываемого при расчете) и погрешности трансформаторов тока, уменьшающей вторичный ток. При к. з. на резервируемом участке согласно ПУЭ допускаются kч = 1,2.
Читайте также
Одно-релейная схема Двухрелейная схема Рис. 4.2.3 Рис. 4.2.3 (продолжение) Достоинства 1. Схема реагирует на все междуфазные КЗ на линиях. 2. Экономичнее трехфазной схемы. Недостатки Меньшая чувствительность при 2 – фазных КЗ за трансформатором с... [читать подробенее]
Исходным для выбора тока срабатывания МТЗ является требование, чтобы защита надежно срабатывала при повреждениях на защищаемом участке, но в то же время не действовала при максимальном рабочем токе нагрузки и кратковременных перегрузках, вызванных пуском и самозапуском... [читать подробенее]
Исходным для выбора тока срабатывания максимальной токовой защиты от к. з. является требование, чтобы она надежно работала при повреждениях, но в то же время не действовала при максимальных токах нагрузки и ее кратковременных толчках, вызываемых пуском и самозапуском... [читать подробенее]
Исходным для выбора тока срабатывания максимальной токовой защиты от к. з. является требование, чтобы она надежно работала при повреждениях, но в то же время не действовала при максимальных токах нагрузки и ее кратковременных толчках, вызываемых пуском и самозапуском... [читать подробенее]