Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Экология Административно-контрольный механизм управления природопользованием
просмотров - 213

Административно-контрольные методы управления включают государственную экологическую экспертизу и государственный инспекционный контроль.

Экологическая экспертиза — установление соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определœение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и Других последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Теоретически экологическая экспертиза основывается на концепции приемлемого экологического риска. Эта концепция получила широкое распространение в индустриально развитых странах как средство поиска баланса между стратегиями экономического и экологического развития. Приемлемый уровень экологического риска (нулевым он быть не может) зависит от того, какие выгоды получает населœение при увеличении риска а счет повышения уровня социально-экономического благополучия и какие издержки необходимы для того, чтобы уровень экологического риска не превышал уровень социально приемлемого риска.

Экологическая экспертиза реализует вторую часть рассматриваемой концепции — управление риском, что подразумевает перенос приоритетов благополучия людей на приоритеты государственной политики. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, экологическая экспертиза — это процесс принятия решений в которых оценивается экологический риск и возможности его предупреждения.

Правовой основой экологической экспертизы является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» и Закон РФ «Об экологической экспертизе». Виды экологической экспертизы: государственная экологическая эксперт за и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза находится в компетенции специально уполномоченного государственного органа (Министерство природных ресурсов) и проводится образованными им экспертными комиссиями. Объектами государственной экспертизы являются материалы, носящие проектный характер (проекты инвестиционных программ, комплексных схем охраны природы и природопользования, схем развития отраслей хозяйства и пр.).

Результатом проведения экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы — документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможностях реализации объекта экспертизы. При наличии положительного заключения открывается финансирование реализации объекта.

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций. Ее проводит экспертный коллектив, который осуществляет экологическую оценку как строящихся, так и функционирующих объектов, а также любых действий, связанных с влиянием на окружающую среду и возникновением экологических конфликтных ситуаций. Из объектов общественной экспертизы исключаются те, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную тайну. Заключение общественной экспертизы приобретает силу закона после утверждения его специально уполномоченным органом по охране окружающей среды.

Государственная экологическая экспертиза финансируется из средств заказчика документации. Общественная экспертиза осуществляется за счет собственных средств общественных организаций, добровольных денежных взносов граждан и т.п.

Экологический контроль — это система мер по надзору за состоянии ем окружающей природной среды. Его основные задачи: наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной деятельности; проверка выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей среды. Экологический контроль подразделяется на четыре уровня:

1) государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды, или мониторинг окружающей природной среды;

2) государственный инспекционный контроль;

3) производственный контроль;

4) общественный контроль.

Цель мониторинга — контроль за процессами, происходящими в воздухе, воде, почве, уровнем их загрязнения, влиянием этих процессов на растительный и животный мир, а также обеспечение населœения текущей и экстренной информацией, прогнозированием состояния окружающей среды. Мониторинг осуществляют органы исполнительной ветви власти (в частности, Министерство природных ресурсов, федеральная служба земельного кадастра, продовольствия и др.)

Государственный инспекционный контроль осуществляет надзор за следующими объектами и направлениями:

• воспроизводством и оздоровлением природной среды, охраной и рациональным использованием природных ресурсов;

• соблюдением законодательно установленного режима особо охраняемых территорий;

• возникновением, использованием, переработкой и захоронением токсичных отходов;

• выполнением предприятиями экологических программ и планов;

• соблюдением предприятиями независимо от ведомственной принадлежности законодательства РФ и решений местных администраций и исполнительных органов в области охраны природы;

• соблюдением экологических нормативов.

Государственный инспекционный экологический контроль входит в состав Единой республиканской системы (ЕРС) наблюдения и контроля за состоянием природной среды.

Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций. Его задача — проверка выполнения планов и мероприятий по следующим направлениям:

· охрана окружающей среды;

· рациональное использование природных ресурсов;

· соблюдение нормативов качества окружающей среды;

· выполнение требований природоохранного законодательства.

Общественный контроль осуществляется общественными объединœениями, трудовыми коллективами с целью проверки выполнения требований Закона «Об охране окружающей среды» министерствами, предприятиями и другими организациями независимо от их форм собственности и подчинœенности.

В целях укрепления государственной системы управления природоохранной деятельностью с 1994 ᴦ. в России начала формироваться Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) В ее задачи входит контроль над состоянием воспроизводства и оздоровления природной среды и природных ресурсов; соблюдением экологических нормативов источниками загрязнения; выполнением требований по охране окружающей среды и природопользованию при различных видах хозяйственной деятельности; соблюдением природоохранного законодательства и др.

6.7. Экономический механизм управления природопользованием (общая характеристика)

Экономический механизм — это совокупность плановых, финансовых, товарно-рыночных, организационно-административных и иных мер, воздействующих на поведение людей в сфере производства товарной продукции и способных создать материальную заинтересованность товаропроизводителœей и иных участников процесса материального производства в соблюдении экологических требований.

В классическом виде ни планово-регулируемая, ни тем более рыночная экономика не создают у товаропроизводителœей материального интереса к тому, чтобы строго соблюдать в производственно-хозяйственной деятельности экологические требования, ᴛ.ᴇ. требования по рациональному природопользованию и природоохране. Каждый товаропроизводитель заинтересован в том, чтобы произвести как можно больше товарной продукции, реализуемой по высокой цене, при наименьших издержках производства. Мероприятия по рационализации природопользования и охране природы, стоимость которых достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию, входят в издержки производства, но, как правило, не увеличивают производимой продукции, а в связи с этим товаропроизводителю невыгодны.

Чтобы преодолеть такую негативную с точки зрения принципов устойчивого развития ситуацию, вводится в действие экономический механизм природопользования (рис. 6.6). Существует три типа экономического механизма природопользования.

Первый тип — ограничивающий, или догоняющий. Это довольно мягкий в экологическом отношении механизм. Он ставит самые общие экологические рамки для экономического развития отраслей, практически не тормозя его. Данный тип экономического механизм* направлен главным образом на ликвидацию негативных экологических последствий, слабо влияя при этом на темпы и масштабы развития. Именно такой механизм природопользования и формируется сейчас в России.

Второй тип можно охарактеризовать как жесткий, подавляющий. Этот механизм посредством жесткой налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет развитие определœенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Такой механизм характерен для ряда природоэксплуатирующих комплексов в западных странах.

Третий тип — стимулирующий. Он благоприятствует развитию экологосовместимых и природоохранных производств и видов деятельности. Такой механизм природопользования способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов.

Экономические методы управления природопользованием и охраной окружающей среды
Финансово-кредитный механизм Экологическое страхование Экономическое стимулирование
Система бюджетного финансирования Фонды страхования техногенных аварий Льготы (налоговые, кредитные и др.)
Система экологических фондов Фонды страхования стихийных бедствий Специальное налогообложение экологически вредной продукции и технологии
Система экологических банков Фонды перестрахования Поощрительные цены и надбавки на экологически чистую продукцию
Фонды экологического страхования   Механизм купли-продажи разрешений на право выброса, сброса загрязняющих веществ
Иностранные инвестиции   Государственная поддержка предприятий, производящих природоохранное оборудование
Собственные средства предприятий   Экологическая сертификация
Система льготных экологических инвестиционных кредитов   Экологические субсидии

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ