Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Экология Административное регулирование в области природопользования: экологические нормативы и стандарты
просмотров - 86

Административное регулирование охватывает ряд методов управления, среди которых на основе отечественного и зарубежного опыта следует выделить: стандарты качества окружающей среды, стандарты воздействия на окружающую среду, прямые запреты, технологические стандарты, стандарты качества продукции, экологические сертификаты, разрешения и лицензии.

Самой представительной международной организацией по стандартизации, насчитывающей более 100 членов и свыше 400 международных организаций, сотрудничающих с ней, является Международная организация по стандартизации (International organization for standardizatoin — ISO), которая имеет статус специализированного учреждения ООН.

Система экологических стандартов подразумевает установление единых и обязательных для всœех объектов данного уровня системы управления норм и требований (рис. 6.4). В основе установленных стандартов лежит концепция экологического нормирования.

Совокупность экологических норм, определяющих стандарты качества окружающей среды, опирается на гигиенические нормы и использует понятие предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимой дозы (ПДД) содержания вредных веществ рис. 6.5). ПДК — это та наибольшая концентрация вещества в окружающей среде (воздухе, воде, почве, пище), которая при достаточно длительном действии не оказывает влияния на здоровье и не вызывает давленых эффектов (не сказывается на потомстве и т.п.). ПОСКОЛЬКУ возможный эффект зависит от времени действия, ᴛ.ᴇ. от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК среднесуточные (устанавливающие среднюю концентрацию вредных веществ) и максимально разовые фиксирующие максимальное значение концентрации загрязнителя в течение суток). ПДК устанавливают в результате специальных экспериментов, при этом предусматривается многократный запас прочности рекомендуемых значений ПДК.

Экологические стандарты
Стандарты качества окружающей среды
Стандарты воздействия на окружающую среду
Технологические стандарты
Стандарты качества продукции
Прямые запреты или ограничения
Экологические сертификаты
Разрешение и лицензии

Рис. 6.4. система экологических стандартов

Стандарты воздействия на окружающую среду определяются на основе ПДК. Οʜᴎ устанавливают предельно допустимые эмиссии (ПДВ — предельно допустимый выброс, ПДС — предельно допустимый сброс) конкретных вредных веществ из конкретного точечного источника исходя из условия непревышения ПДК этих веществ на конкретной территории (в контрольных точках) при суммировании сбросов (выбросов) всœех источников.

В некоторых случаях устанавливаются дополнительные нормативы воздействия: временно согласованные выбросы (ВСВ) и временно согласованные сбросы (ВСС). Эти нормативы устанавливаются в качестве компромисса (по социально-экономическим соображениям) для отдельных предприятий, чьи выбросы выше ПДВ (ПДС). Οʜᴎ устанавливаются убывающими во времени с расчетом достижения уровня ПДВ (ПДС) в результате реализации соответствующей программы-

В случае если ПДВ и ПДС непосредственно регламентируют интенсивность и качество технологических процессов; являющихся источниками загрязнения (ᴛ.ᴇ. обладают свойством экологического норматив3/' то ВСВ и ВСС фактически являются отступлением от норм.

Технологические стандарты устанавливают определœенные требования к технологиям как основного производственного процесса, так и очистным (природоохранное оборудование). К примеру, в России наилучшая из доступных технологий законодательно признается в качестве эталона.

Экологические нормативы Предельно допустимые концентрации вредных веществ
Предельно допустимые концентрации вредных веществ Среднесуточные
Предельно допустимые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух Максимально разовые
Предельно допустимые сбросы вредных веществ в водоёмы  
Предельно допустимый уровень радиации  
Предельно допустимый уровень шума, вибрации, магнитных полей  
Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве  
Предельно допустимые нормы содержания химических веществ в продуктах питания  
Предельно допустимая антропогенная нагрузка на окружающую среду  
Предельно допустимое изъятие компонентов природной среды  
Продолжение табл. 6.5
Образование отходов производства и потребления  

Рис. 6.5. стандарты качества и воздействия на окружающую среду

Стандарты качества продукции устанавливаются как требования к Ячеству готовой продукции, к примеру стандарт содержания вредных веществ в продуктах питания, примесей в питьевой воде и т.п. Экологическая чистота (ᴛ.ᴇ. качество и безопасность) пищевых продуктов обеспечивается за счет системы контроля продукции и системы ее сертификации.

Прямые запреты или ограничения той или иной деятельности не регламентируются нормами и стандартами и представляют собой меру административного воздействия на виновника загрязнения. Οʜᴎ применяются в крайних случаях, когда производство (или выпускаемая продукция) наносит непоправимый ущерб природной среде своими выбросами (сбросами), которые невозможно снизить до безопасного уровня технологически или экономически. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, эффективными становится только полное запрещение производства. К примеру, в настоящее время запрещено производство и применение ДДТ, хлорфторуглеродных соединœений, фреонов, разрушающих озоновый слой. Полному запрещению может предшествовать ограничение воздействия - введение лимитов и квот на форму воздействия (лимит выпуска конечной продукции, квота на потребление отдельных видов первичных ресурсов, использование пестицидов, токсичных материалов и т.п.).

Экологические сертификаты или лицензии представляют собой документ на право осуществления экологически безопасной деятельности. Объектами экологической сертификации являются: объекты окружающей природной среды (земля, водные источники, биологические ресурсы); отходы производства и потребления; технологические процессы; услуги, направленные на обеспечение экологической безопасности и предупреждение вреда окружающей среде (экологические услуги); товары.

Разрешения и лицензии могут носить временной или разовый характер. Οʜᴎ предоставляются в сферах деятельности, предусматривающих их получение, а также в случаях отсутствия нормативов и стандартов в отношении какой-то деятельности, к примеру лицензирование экспорта ресурсов животного и растительного мира.

В основе современной системы административного регулирования природопользования в России лежит экологическое нормирование. В СССР с 1976 ᴦ. установлена Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, включающая государственные (ГОСТы) и отраслевые (ОСТы) стандарты. В соответствии с законодательством Российской Федерации экологические нормативы, правила и стандарты, установленные органами государственного управления бывшего СССР, действуют на территории России вплоть до принятия соответствующих нормативных актов Российской Федерации-

Экологическое нормирование не ограничивается регламентацией хозяйственной деятельности. В него входит система государственных экологических кадастров и стандартов территорий, в том числе кадастр особо охраняемых природных территорий .

Развитие экологического нормирования связано с утверждением фундаментальных экологических нормативов, таких, как экологическая техноемкость территории или предельно допустимая техногенная антропогенная) нагрузка. Практика показывает, что необходима опекающая регламентация количественного производства, запрет на размещение предприятий с уровнем природоемкости выше установленного для данной территории на основании утвержденных величин ее экологической техноемкость и предельно допустимой техногенной нагрузки. При этом установленные государством стандарты качества окружающей среды должны рассматриваться как социально гарантированный (в законодательном, организационном, финансовом отношениях) минимум экологической безопасности.