Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Экология В повседневной жизни
просмотров - 64

Тема 4 . Экологическое образование дошкольников

Прогулки, их значение. Прогулки широко используются для экологичес­кого образования детей дошкольного возраста. Οʜᴎ дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повсœеднев­ными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материа­лом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознатель­ность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.

Методика проведения прогулок. Прогулка состоит из нескольких частей: наблюдения, труда в природе, игровой деятельности и индивидуальной работы с детьми. Эти части могут варьироваться исходя из задач, поставленных воспитателœем, погодой, предыдущей деятельности (к примеру, если перед прогулкой проводилось занятие по развитию речи, требующей усидчивости и умственной нагрузки, то в начале прогулки можно дать возможность детям поиграть и наоборот).

При проведении прогулок используются разнообраз­ные формы организации детей: фронтальные, небольшими группами, индивидуально.

Фронтальная организация наблюдений на прогулках исполь­зуется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблю­дений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художествен­ное слово и т.д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются.

Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддер­живать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.

Для воспитания трудолюбия и формирования трудовых навыков используется труд на участке, который организуется в форме индивидуальных поручений и коллективного труда.

На прогулках воспитатель организует игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке следует иметь оборудование (песочные дворики, ящи­ки с песком, бассейн, плескательницы). Формочки, сосуды, совочки, печатки периодически выносятся на прогулки. Вместе с тем, широко используются разнообразные игровые упражне­ния на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т.д.), игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.

Начиная со второй младшей группы проводятся целœевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть.

Целœевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, к примеру гнездованием грачей, ледоходом. Проводятся целœевые прогулки к водоему, на луг, на пастбище и т. д. Вместе с тем, организуются прогулки, познавательное содержание которых ограничено (сбор ягод, цветов).

На современном этапе практически в каждом дошкольном образовательном учреждении организованы экологические тропы, в связи с этим на ней можно строить всю работу на прогулке.

Формы организации труда в цветнике и на огороде. Инте­ресная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, подкормка, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа наглядно показывает детям значение ухода за растениями, дает необходимые навыки, знания. Она оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи. Труд и наблюдения в цветнике и на огороде проводятся утром и вечером. Их организация зависит от цели. Со всœеми детьми можно проводить посадку, посœев, сбор урожая. Такой труд, как подготовка земли, полив растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т. д., лучше проводить с подгруппой детей.

В старшей и подготовительной к школе группах возможна организация дежурств по участку весной и летом или закреп­ление групп детей за грядкой, клумбой.

Формы организации труда в уголке природы. Здесь дети имеют возможность хорошо рассматривать растения и живот­ных, наблюдать за ними длительное время; они овладевают трудовыми навыками, учатся заботиться о своих питомцах.

Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста воспитанников). К отдельным трудо­вым поручениям привлекаются дети, начиная с младшей группы. Постоянные дежурства в составе 2-3 человек вводятся со стар­шей группы.

В первых числах сентября проводится беседа о работе дежур­ных, на которой нужно познакомить детей с обязанностями де­журных в уголке природы, уточнить полученные ранее знания о способах ухода за растениями и животными, познакомить с новыми способами.

В дальнейшем дежурные ежедневно осматривают комнатные растения, по мере нужнобности поливают, обтирают, опрыскивают их, кормят животных, принимают участие в чистке клеток, моют кор­мушки, поилки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие формы организации работы используют в повсœедневной жизни?

2. Расскажите о значении и методике организации прогулки.


Читайте также


  • - Методика оценивание выполнения теоретических олимпиадных заданий предметной секции «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях».

    ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ Теоретический тур проводитсяв кабинетах или аудиториях, число которых должно равняться числу предметных секций, где участники олимпиады будут одновременно письменно отвечать на вопросы заданий. ... [читать подробенее]


  • - Римляне в повседневной жизни

    1.Лицо императорского Рима. Мы хорошо можем представить себе людей, живших в Риме в императорскую эпоху. Римские скульпторы не знали себе равных в искусстве портрета. Они изображали своих современников с удивительной точностью, даже художественной беспощадностью, не... [читать подробенее]


  • - Руководство связной речью детей в повседневной жизни

    Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для непланируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищам о событиях дома, рассказы ребенка, вернувшегося в сад после болезни, и др.). Воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и... [читать подробенее]


  • - Радио и телевидение в повседневной жизни.

    Основные принципы работы телевидения Принцип работы радио Передача происходит следующим образом: на передающей стороне формируется сигнал с требуемыми характеристиками (частота и амплитуда сигнала). Далее передаваемый сигнал модулирует более высокочастотное... [читать подробенее]


  • - Удобство в повседневной жизни и культурный аспект тай-цзи

    Если вы принадлежите к числу поклонников боевых искусств, но постоянные переодевания в специальную форму для тренировок досаждают вам, тай-цзи цюань — это то, что вам надо. Даже углубленная и продолжительная тренировка не требует специальной униформы. Вам никогда не... [читать подробенее]


  • - Наибольшее распространение в повседневной жизни имел договор мены, т. к. деньги постоянно обесценивались.

    Произошли изменения в системе договора найма жилья. В этой области стали действовать, главным образом, нормы административного права. Жилые помещения реквизировались, а в мае 1920 года СНК принял декрет, по которому в квартиры, имеющие излишки жилой площади, проводилось... [читать подробенее]


  • - ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

    Для удовлетворения своих потребностей индивиды и социальные группы устанавливают и постоянно поддерживают между собой различные взаимосвязи. Это требует осознания степени взаимозависимости социальных субъектов, необходимости их взаимодействия, а отсюда - и различного... [читать подробенее]


  • - Когда в повседневной жизни имеют постоянства, организм крепок, душа цветет

    Сноски 1. &... [читать подробенее]


  • - Когда в повседневной жизни имеют постоянства, организм крепок, душа цветет

    Сноски 1. &... [читать подробенее]


  • - Необходимость использования современных информационных технологий в повседневной жизни и в рабочей обстановке.

    Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую... [читать подробенее]