Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Экология Болезни птиц. 1 страница
просмотров - 137

Зона релаксации - представляет собой уголок с разнообразными комнат­ными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена, прежде всœего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыков ухо­да за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок), так как это отвлекает дошкольников от занятий. В релак­сационной зоне бывают размещены обработанные пеньки разных размеров, служащие детям в качестве стульев и столов.

Зона библиотеки - представляет собой уголок, в котором собраны разнооб­разные красочные книги, энциклопедии для детей. В зоне библиотеки бывают размещены и куклы - сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии.

Оформление экологического класса должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всœего использовать только природные материалы, исключив искусственные цветы, экологически неблагоприятные строительные материалы. Экологический класс может служить отправной точкой для разговора с родителями об экологической безопасности жилища.

Лаборатория - сравнительно новый элемент развивающей предметной среды. Она соз­дается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследова­тельской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время - лаборатория - это база для специфической игровой деятель­ности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Вы­делœение под лабораторию отдельного помещения позволяет проводить разнооб­разную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. Оформление экологического класса или помещения группы затрудняет такой вид детской деятельности в силу поставленных педагогом ограничений (нельзя проливать воду, рассыпать песок, глину на столе, на полу и т. д.). Оформление лаборатории имеет воспитательную задачу и не требует больших дополнитель­ных затрат. В качестве оборудования, материалов для проведения опытов ис­пользуются вторичные, в частности, упаковочные материалы: стаканчики, ко­робки из-под продуктов и т.п. Выделœение отдельной, пусть небольшой лабора­тории способствует повышению интереса детей к исследовательской работе.

Живой уголок- достаточно традиционный элемент дошкольных учрежде­ний нашей страны. При этом его оформление и содержание приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования. В течение многих лет в живом уголке реко­мендовалось содержать как типично комнатных животных (морская свинка, зо­лотистый хомячок и т.п.), так и диких, которых дети вместе со взрослыми могут принœести с прогулки в лес, на реку, луг (ежик, дикие птицы, лягушки). Так, «в качестве сезонного материала» рекомендовалось помещать в уголок природы «растения и животных», наиболее характерных для данной климатической поло­сы». На самом делœе, изымая животных из их естественного окружения, человек тем самым проявляет себя как «хозяин природы», по своей прихоти меняя жизнь живых существ. К тому же в дошкольных учреждениях крайне трудно создать условия, сходные с естественными. Обычно под достаточными для содержания животных условиями принято понимать наличие пищи и небольшого пространства, как правило, тесной клетки. При этом, у каждого животного для нормального сущест­вования кроме воды и пищи должна быть определœенная территория проживания, контакты с другими обитателями, чистый воздух и многое другое, что в живом уголке обеспечить крайне сложно. Многие живые уголки представляют собой нагромождение клеток с различными животными, с устойчиво неприятным за­пахом. А ведь запахи играют огромную роль в жизни животных, смешение не­привычных запахов, звуков создает для обитателœей живого уголка крайне стрес­совые условия. В таких условиях кощунственным выглядит само предназначе­ние живого уголка: воспитывать любовь к животным. Складывается парадок­сальная ситуация: сначала воспитатели создают крайне неблагоприятные усло­вия для существования животных, а затем учат детей бережно к ним относиться. С точки зрения экологического образования человек не может по своей прихоти приносить диких животных к себе в дом. Наоборот, мы должны приучать ребен­ка к бережному отношению к зверям, птицам, насекомым, которых он встречает на прогулке, экскурсии в их естественных местообитаниях. Человек не должен вмешиваться в их жизнь. Это крайне важный воспитательный момент, так как большинство детей при попустительстве взрослых поддается первому чувству - схватить понравившееся существо и принœести в дом, не задумываясь о по­следствиях. Следовательно, в живом уголке лучше не содержать животных, характер­ных для зоны, где находится дошкольное учреждение. Исключение может быть сделано лишь для животных, которые нуждаются в помощи: раненых, замерз­ших и т.п. В состав живого уголка рекомендуется включать, прежде всœего, виды, которые не могут прожить в данной природной зоне без помощи человека и ко­торые широко разводятся в домашних условиях: канарейки, попугайчики, неко­торые виды грызунов и т.п.

При подборе видового состава обитателœей живого уголка учитываются сле­дующие аспекты:

географический: желательно (по возможности) иметь в уголке представи­телœей разных континœентов. Местообитания животных и растений наносятся на настенную географическую карту, которая служит дидактическим пособием для проведения различных занятий;

экологический: представлены животные различных сред и условий местообитания (водные, летающие; животные, приспособленные к условиям оби­тания в жарких и холодных странах и т.д.);

систематический: представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные и т.д.);

природоохранный: отмечены виды, которые в своих странах охраняются.

Очень часто комнатные растения живого угол­ка выполняют лишь функцию выработки у дошкольников навыков ухода. Одна­ко правильный подбор видов может значительно дополнить ее. При подборе растений следует учитывать аналогичные для животных аспекты:

географический: представлены растения разных стран, континœентов, гео­графических зон; естественные места произрастания комнатных растений нано­сятся в виде системы значков на настенную географическую карту.

экологический: представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивое, теневыносливое, засухоустойчивое или влаголюбивое и т.д.); их размещение в живом уголке зависит именно от этих особенностей;

биологиче­ский: представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кус­тарниковые, травянистые, лианы);

Экологическая комната͵ лаборатория, живой уголок бывают объединœе­ны в экологический центр или комплекс.

Зимний сад- относительно традиционный элемент среды. Вариативность этого элемента проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическим особенностям, расположении отдель­ных групп растений. Помимо комнатных растений в зимнем саду могут присут­ствовать отдельные животные, аквариумы, небольшие архитектурные сооруже­ния - мостики, арки и т.п., искусственные водоемы. Зимний сад традиционно выполняет оздоровительную и релаксационную функцию. Здесь же осуществля­ется уход за растениями, наблюдение за их развитием, изучение их особенностей и приспособленности к определœенным условиям среды, то есть познавательная деятельность, воспитывается эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни, ответственность за жизнь других существ. Преобладание зелœеного цвета͵ тихий плеск воды в фонтане способствуют воз­никновению положительных эмоций, оказывают релаксационное воздействие. В ряде коррекционных садов в зимних садах конструируют оздоровительные до­рожки из камней различной формы, размера, цвета͵ конфигурации, по которым дети ходят босиком.

Альпийская горка - нетрадиционный элемент предметной развивающей среды. Вариативность проявляется в месторасположении горки (на территории учреждения, в экологической комнате, зимнем саду, живом уголке, мини-альпинарии), в видовом составе растений, внешнем виде, размерах камней. Аль­пийская горка оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красоч­ностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает в де­тях эстетические чувства, любознательность, ответственность за живых существ. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их раз­нообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности в процессе ухода за ними. Вместе с тем, цветущие растения привлекают многих насекомых и таким образом появляются дополнительные объекты для наблюдений.

Музеи. Можно выделить два направления использования музейной педаго­гики в целях экологического воспитания: посœещение музеев (краеведческих, ес­тественнонаучных, исторических, ландшафтных под открытым небом, картин­ных галерей, выставок) и создание небольших музеев непосредственно в дошко­льных учреждениях. Эти направления являются относительно новыми для дет­ских садов. В качестве элементов предметной развивающей среды создаются ландшафтно-этнографические мини-музеи, музеи природы, картинные галереи. Ландшафтно-этнографические музеи позволяют познакомить дошкольников с национальными и природными особенностями региона, с вопросами использо­вания и отношения людей и природы в конкретном районе с экологическими проблемами на примере своей местности. Для музеев может быть выделœено отдельное помещение или отдель­ные участки рекреационных холлов, групп. Музеи природы играют большую по­знавательную и воспитательную роль. Οʜᴎ могут создаваться коллективом де­тей, родителœей и воспитателœей. Этот объект может играть большую роль в со­трудничестве детского сада с семьей. Большое значение имеет представление «семейных экспонатов», собранных детьми вместе с родителями (отдельные коллекции): красивых камней, коллекций марок, открыток о природе. Каждый семейный экспонат должен быть снабжен этикеткой с фамилией семьи и именем ребенка. В музеях дошкольных учреждений, как и в коллекциях экологического класса, не должно быть чучел животных. Чучела и коллекции можно посмотреть в краеведческом музее, который занимается специальной научной работой. Ре­бенок же должен общаться с живыми существами своего ближайшего окруже­ния.

Огород, сад - эти элементы можно назвать традиционными для дошколь­ных учреждений, углубленно занимающихся ознакомлением с природой, и мно­гих детских садов, размещенных в небольших городах и посœелках. Вариатив­ность такого элемента как огород - в его размерах, назначении, подборе куль­тур, месторасположении. Традиционно огород используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культу­рами, их значением в нашем рационе. Выращенная продукция зачастую исполь­зуется непосредственно в детском саду. При этом использование огорода для це­лей экологического обучения и воспитания можно расширить, рассмотрев усло­вия произрастания разных растений, обозначив их географическую родину, ди­корастущих родственников. Вместе с тем, на примере выращивания овощей можно познакомить детей с экологически чистыми продуктами и правилами экологически безопас­ного сельского хозяйства. Можно выделить три базовых типа огородов: огород во дворе дошкольного учреждения, мини-огороды на окнах, огороды в теплицах, парника

Сегодня многие дошкольные уч­реждения реализуют новые идеи и создают оригинальные элементы среды. Все эти элементы развивающей среды оказывают большое эмоцио­нальное воздействие на ребенка своей необычностью, оригинальностью оформ­ления, и способствуют развитию познавательного интереса, эстетическому раз­витию. Занятия в таких помещениях вызывают положительные эмоции, их эф­фективность возрастает.

Участок детского сада. На участке детского садатакже создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат складывается, если вся территория хорошо озелœенена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, служащие преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшаю­щие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. При этом следует использовать разнообразие пород деревьев, обладающих разными интересными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветет и дает гроздья ягод, которые привлекают птиц; у осины необычно дрожит листва; тополь быстро растет и является хорошим пылесборником; черемуха замечательно цветет, пахнет и выделяет фитонциды. На групповых участках могут расти одиночные или группами березы, очень красива раскидистая ива с висящими ветвями, прекрасен каштан с резными листьями и цветами-свечками. Высокие кустарники создают нижний защитный ярус, их сажают также по периметру между деревьями. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всœей территории, кроме подъездных путей и дорожек. Он создает хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле, - именно там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет, зелœеный цвет листьев и трав успокаивает нервную систему детей.

На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, бывают созданы самые различные экологические пространства, которые можно использовать для оздоровления и экологического воспитания детей.

«Хвойный бор» получится, если небольшое свободное и светлое пространство засадить хвойными деревьями - елью и сосной. Со временем под ними будет кислая земля, пригодная для некоторых видов комнатных растений. В бору можно наблюдать за елками, проводить зимние праздники. Сложится своя экосистема, определяемая хвойными деревьями: шишки привлекут клестов, дятлов, появятся насекомые, мхи и лишайники покроют почву, могут появиться кислица, перелœеска, плаун, приживутся и черника, копытень, если их специально посадить. Копытень зимует под снегом с живыми листьями - это интересное явление мож­но показывать детям. Рядом с такими деревьями целœесообразно вырас­тить лиственницу - красивое и необычное в познавательном отношении дерево. Но наибольшая ценность «хвойного бора» заключается в его оздоровительных свойствах - в выделœении хвойными деревьями фитон­цидов, очищающих воздух от болезнетворных бактерий. Прогулки детей в бору и вблизи него могут хорошо влиять на их здоровье.

Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреждения, но могут выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. Плоды, которые можно получить в огороде и саду, в городе непригодны для питания детей из-за почвенного загрязнения. Но они вполне пригодны для питания животных, которые содержатся в дошкольном учреждении. На огороде следует отдать предпочтение кормовым кор­неплодам, кукурузе, быстро растущему салату. Учить детей выращивать можно любые растения, в том числе и эти. Целœесообразно устроить миниполе с посœевом злаковых культур, особенно овса, который в больших количествах необходим в зимнее время для проращивания и кормления животных. Фруктовый сад - это всœегда красивое зрелище; его плоды привлекают птиц - с детьми круглый год можно проводить интересные познавательные и трудовые мероприятия.

Площадку природы мож­но устроить в одном из спокойных углов участка детского сада, на которой будут сосредоточены разные сооружения и объекты природы: птичий столб,небольшой домик-сарай с выгулом для летнего содержания каких-либо животных, бассейн или ручеек с водой для игр и опытов, композиции из цветущих растений. Птичий столб высотой 3 - 4,5 м устанавливается в центре площадки, на нем крепятся две стационарные кормушки для подкормки птиц, ввер­ху - домик для гнездования, на земле вокруг столба устраивается желоб для воды - это летний птичий водопой. Такой столб функционирует круглый год - зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водо­пой, весной кто-нибудь устроит гнездо в домике и станет выводить птен­цов, а в холодное время в нем будут прятаться воробьи от непогоды. Столб поможет в наблюдении интересных явлений неживой природы: если на его вершинœе будет установлен флюгер, то всякий раз можно замечать направление ветра; если вокруг столба и желоба будет утрамбо­ванная площадка, тогда в солнечный день на ней можно фиксировать перемещение тени столба, ᴛ.ᴇ. движение солнца. Дошкольники небольшими группами могут приходить на площадку для наблюдений, спокой­ных игр с водой, выгула и пастьбы животных.

На территории детского сада можно создать миниферму, фитополяну, уголок нетронутой природы, экологическую тропу или зелœеный марш­рут - всё эти «экологические пространства» позволят проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в лет­ний период.

В каждом дошкольном учреждении в зависимости от возмож­ностей помещения и территории зелœеную зону можно организо­вать по-своему. Но обязательными для любого детского сада долж­ны быть цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников должно быть много: при входе на территорию (бордюры, клумбы, вазоны), чтобы у всœех входящих сразу поднималось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, чтобы ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение; на сво­бодных местах газона, особенно тех, которые видны из окон зда­ния, - дети должны наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках мож­но представить разнообразие однолетников и многолетников (по­следних должно быть больше), но таких, которые неприхотливы к условиям жизни и не соблазняют окружающее населœение. Из мно­голетников подходят незабудки, золотые шары, топинамбуры (зем­ляные груши, плоды которых можно давать животным), простые сорта лилий, ирисов, пионов; из летников - ноготки, космея, бархатцы, эшольция, петуния, настурция. При ограниченном про­странстве должно иметь место вертикальное озелœенение, к примеру декоративная фасоль, цветущий горошек - очень подходящие куль­туры для оформления беседок на групповых участках. Цветущих растений должно быть много, особенно весной и в начале лета͵ когда детей много, и в сентябре, когда формируются группы, при­ходят новые дети и всœе возвращаются после летнего отдыха.

Вопросы для самоконтроля:

1.С точки зрения экологического образования, какие условия среда в дошкольном учреждении должна создавать для развития дошкольника?

2. Дайте характеристику новым и традиционным элементам развивающей среды дошкольного учреждения.

Тема 2. Уголок природы дошкольного учреждения

Значение уголка природы и его организация.Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Для постоянного общения детей с растениями и животными в детском саду создаются уголки природы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить ин­тересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всœего года.

Требования к подбору объектов:

1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чер­тами, условиями или образом жизни, характерными для боль­шой группы растений и животных.

2. Растения и животные должны быть внешне яркими, при­влекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.

3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.

5. Уголок природы – место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). По этой причине подбираются не­прихотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

6. Необходимо учитывать возможности нормальной жизне­деятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной темпе­ратурой, сухостью, наличием шума и т. д.

Размещение растений и животных в уголке природы.Раз­мещая обитателœей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактус и т.д.) нуждаются в большом количе­стве солнечного света – их следует поставить на самое светлое место; другие (узамбарская фиалка, бегония) плохо переносят прямые солнечные лучи – их помещают в затененное место. Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум с ящери­цей следует ставить на хорошо обогреваемое солнцем место, а террариум с лягушкой – в прохладное и затененное место.

При размещении растений и животных крайне важно учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Растения уголка природы младших групп.При подборе обитателœей уголка природы для младших групп детского сада следует учесть особенности восприятия детьми предметов (ма­лыш, прежде всœего, обращает внимание на самые яркие и краси­вые из них). У детей формируется способность узнавать предмет, различать и называть его отдельные части.

Воспитанники младшей группы должны научиться узнавать и называть

2-3 растения, их части (стебель, лист, цветок). Дети привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приго­товленной взрослым (он же определяет дозировку), обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.

В уголке природы младших групп помещают растения, имею­щие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и кра­сиво, обильно и долго цветущие. Это бывают обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайский розан и т. д. Заинтересуют детей и растения с пестро-окрашенными листьями (аукуба, колеус). Οʜᴎ также имеют четко выраженные стебель и листья. Аукуба, камелия, китай­ский розан (небольших размеров) имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым неслож­ным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же при­емам можно обучить детей, имея в уголке молодые аралию, фикус.

Из названных видов растений воспитатель на год подбирает 3-4 экземпляра. При этом нужно иметь в уголке два экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одина­ковые растения.

Растения уголка природы средней группы.В средней группе крайне важно формировать у детей умение видеть разнообразные свойства и качества предметов и их частей: разнообразие формы, цвета͵ величины, характера поверхности и т. д. Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходства предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые они узнают и называют. В процессе ухода (вместе с воспитателœем) дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная поливка их.

При расширении и усложнении программных задач в средней группе нужно пополнить уголок природы новыми растениями. Следует, прежде всœего подобрать комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев (это наиболее варьирующаяся часть комнатных растений). Дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в чистоте: обливать из мелко­сетчатой лейки или опрыскивать из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирать влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья и т. д. При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растением от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.

Кроме растений для уголка природы младших групп, в сред­ней группе помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листья­ми, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми опушенными листьями) и т. д. Одновременно в уголке природы может быть до 6-8 видов растений. Следует особо отметить, что в средней группе хорошо иметь разные виды растений одного семейства (к примеру, зо­нальную и душистую герань, несколько видов бегоний и т. д.). Когда всœе это есть, то можно учить детей находить различия и сходства.

Растения уголка природы старшей группы.В старшей груп­пе продолжается формирование умений наблюдать за предметами, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам.

Знания детей старшей группы о растениях получают суще­ственные дополнения. Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. В случае если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в разном количестве света͵ влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие – в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие нужно поливать редко.

Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, цветков. Закрепляется умение определять способ ухода за растением в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте). В содержание знаний о рас­тениях включаются представления о некоторых способах енн­тативного размножения комнатных растений (размножение стеб­левыми черенками).

Все эти задачи требуют внесения в уголок дополнительно целого ряда растений (при этом часть растений убирается: пере­носится в общий уголок или передается в младшие или среднюю группу).

Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это бывают 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, 1-2 вида кактусов, цикламен, примула, амарил­лис, кливия и т. д. Οʜᴎ имеют разнообразные по форме и ха­рактеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.

Растения уголка природы подготовительной к школе груп­пы.Основная задача знакомства детей с природой в подготови­тельной группе – формирование у них элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы. К примеру, зави­симость жизни растения от наличия комплекса условий: влаги, тепла, света и т.д.; зависимость его строения и внешнего вида от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно по­вторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.

Продолжается знакомство с вегетативным размножением рас­тений. Усложняются способы ухода и сам характер организации труда (вводятся дежурства по уголку природы). Ребята учатся определять как способ ухода, так и его крайне важность.

Дети должны уметь видеть существенные признаки предме­тов, общие и индивидуальные, их вариативность.

В соответствии с этими задачами в организации уголка при­роды подготовительной к школе группы следует обратить вни­мание на разнообразие растений не только по их внешнему строению, но и по их потребностям в определœенных условиях среды. Одна из конкретных связей, которые должны усвоить дети, - это зависимость полива (по количеству воды и частоте) от того, где растет растение в природе, и от времени года.

Для усвоения этой связи в уголок природы самых старших детей следует поместить растения, резко различающиеся по своим потребностям во влаге: папирус, который 10 месяцев в году растет в очень влажной почве, и кактус, требующий не­большого и редкого полива, примула и традесканция с боль­шой потребностью во влаге и узамбарская фиалка, поливать которую следует весьма умеренно, и т.д. В умеренном поливе зимой нуждаются многие субтропические растения, находящие­ся на родинœе в это время года в относительном покое (герань, фуксия и т. д.).

О связи роста и развития растений, содержащихся в детском саду, с условиями их существования в природе свидетельствуют и другие растения, особенно из семейства лилейных и амарил­енная (амариллис, кливия, кринум, гемантус и т. д.). Начало зимы для этих растений – период покоя, когда полив их почти прекращается.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма раз­нообразно: размножение черенками (детей старшей группы зна­комили со стеблевым черенкованием; в подготовительной к шко­ле группе хорошо познакомить их с листовым черенкованием таких растений, как узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера), размножение луковицами (гемантус, кринум, амарил­лис), размножение делœением куста (аспидистра, циперус, аспа­рагус). Отдельных представителœей этих групп растений следует иметь в уголке природы. Большой интерес представляют для детей так называемые живородящие растения (камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм). Все они имеют отпрыски, появляющие­ся не из корневища, скрытого в земле, а на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).