Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Экология Виды наблюдений по характеру познавательных задач.
просмотров - 112

1. Анализирующие или распознающие наблюдения.

Цель данных наблюдений - формирование у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств.

2. Наблюдение за ростом и развитием растений и животных, а так же изменениями в неживой природе.

Цель данных наблюдений - формирование знаний об этапах роста и развития растений и животных, сезонных изменениях в природе.

3. Воссоздающие наблюдения.

Цель данных наблюдений - формирование умения устанавливать (воссоздавать) целое явление или объект природы по отдельным его признакам (частям). К примеру, определить по цвету, зрелый или незрелый плод, узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу - какое животное прошло, и т. д.

Виды наблюдений по длительности:

1. кратковременные;

2. длительные.

Виды наблюдений по количеству детей:

1. фронтальные;

2. групповые;

3. индивидуальные.

Общие требования к организации наблюдения.Каждый вид на­блюдений требует своеобразного руководства со стороны воспита­теля. Вместе с тем есть общие требования для проведения всœех видов наблюдений:

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всœех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю крайне важно отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы форми­руются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать систем­ность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформи­руется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта͵ проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности.

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами бывают рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте или явлении природы.

8. В процессе наблюдения крайне важно помнить о воспитании эмоционально-положительного и грамотного отношения к природе в целом.

Подготовка к наблюдению.Воспитатель должен:

- опреде­лить место наблюдения в системе предстоящей работы;

- содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой;

- выбирать объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интерес­ным и в то же время доступным для восприятия;

- продумать организацию детей - как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всœем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним (покормить, поиграть и т.д.);

- подготовить всœе необходимые в ходе на­блюдения предметы (термометр, лупа, миски с кормом, водой для наблюдений за животными и т.д.).


Читайте также


  • - Виды наблюдений по характеру познавательных задач.

    1. Анализирующие или распознающие наблюдения. Цель данных наблюдений - формирование у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств. 2. Наблюдение за... [читать подробенее]


  • - Виды наблюдений по характеру познавательных задач.

    1. Анализирующие или распознающие наблюдения. Цель данных наблюдений - формирование у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств. 2. Наблюдение за... [читать подробенее]