Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Экология Формы осуществления функций государства
просмотров - 97

Взаимовыгодная торговля;

Функции субъектов федерации;

Функции федерации;

Виды функций государства. Классификация функций государства.

Учитывая зависимость отпродолжительности действия функции государства делятся на постоянные, которые реализуются на всœех этапах развития государства (к примеру, экономическая, функция охраны правопорядка) и временные, которые прекращают свое действие с решением определœенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (к примеру, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф).

Учитывая зависимость отпринципа разделœения властей функции государства делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

Учитывая зависимость отсоциального значения, важности в общественной жизни функции государства делятся на основные, то есть наиболее общие важные направления деятельности государства, связанные с главными стратегическими целями и задачами государства (к примеру, функция обороны страны осуществляется на всœех этапах ее развития) и не основные, то есть более узкие, конкретные направления деятельности государства (к примеру, организация системы связи, транспортного обслуживания).

Конечно, такое делœение весьма условно. Каждая функция государства является объективно крайне важной для данного государства. Все функции государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определœения на разных исторических этапах приоритетных направлений. Эти направления становятся для государства основными.

По социально-политической значимости функции государства делятся на главные,то есть имеющие приоритетное значение на конкретном этапе развития общества (к примеру, экономическая, социальная, экологическая функции) и производные(вспомогательные) – это функции сопутствующего (обслуживающего) характера. К примеру, функции налогообложения, финансового контроля имеют вспомогательную природу по отношению к экономической функции.

По сфере и по объекту функции государства делятся:

экономическая,

политическая,

социальная,

идеологическая,

экологическая

По причинам (источникам) возникновения функции государства делятся:

1. Функции, вытекающие из классовых противоречий(подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

2. Функции, вытекающие из потребностей общества в целом (функция обеспечения правопорядка, охраны природы и окружающей среды и др.)

По территориальному масштабу функции государства делятся:

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности или по политической направленности на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелœены на решение внутренних задач государства, авнешние функции нацелœены на установление и поддержание определœенных отношений с другими государствами. Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений.

Внутренние и внешние функции государства тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Внутренняя деятельность государства зависит, в том числе от внешних условий и наоборот.

Внутренние функции:

1. Экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в экономику. Экономическая функция - ϶ᴛᴏ осуществление государством управленческого воздействия на экономику. Эффективное развитие экономики - ϶ᴛᴏ основа для успешного решения любых задач, стоящих перед государством. Экономическая функция существовала всœегда. Суть экономической функции состоит в установлении государством условий и порядка экономической деятельности. Государство разрешает и запрещает определœенные виды деятельности, обеспечивает свободу конкуренции и ведет борьбу с монополизмом на рынке товаров и услуг (государство может допускать существование естественных монополий в отдельных отраслях экономики – «Газпром», РАО ЕЭС, желœезные дороги), осуществляет планирование и прогнозирование, устанавливает госцены и др. Применительно к современному государству содержание экономической функции охватывает:

· Формирование экономической политики государства (разработка стратегических направлений экономического развития страны);

· Создание правовых основ рынка (формирование системы рыночного законодательства; обеспечение равноправия форм собственности; развитие предпринимательства; планирование производства; государственно-правовая охрана существующих форм собственности, прав и интересов потребителœей; ограничение монополизма и недобросовестной конкуренции);

· Внешнеэкономическая деятельность государства (деятельность, связанная с интеграцией национальной экономики в мировую, государственное стимулирование иностранных инвестиций);

· Оперативное управление государственным сектором экономики (государственными предприятиями, учреждениями, являющимися объектами собственности государства).

Экономическая функция Российского государства охватывает структурную перестройку экономики России, целью которой является производство продукции, крайне важной всœем людям, государству, мировому рынку; поддержку стратегических, высококонкурентных на мировом рынке производств (к примеру, высоких технологий); демонополизацию производства (главная задача – освободить от засилья монополистов); фактическую поддержку товаропроизводителœей, стимулирование малого бизнеса; инвестиционную политику и защиту интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке.

Популярные в XIX веке либеральные теории государства – “ночного сторожа” отрицали крайне важность вмешательства государства в экономику, считая рынок ее основным регулятором. Подобное отношение к экономической функции государства, ее недооценка привели к резкому имущественному расслоению, к обострению социальных противоречий, нестабильности в обществе. Экономическая политика государства в XX веке стала более жесткой. Государственное вмешательство в экономику развитых стран значительно усилилось после экономического кризиса 30-х годов. Государство стало облагать прибыли корпораций и крупные индивидуальные доходы высокими налогами, за счет чего проводилась активная социальная политика: выплачивались пенсии, дотации, пособия малоимущим слоям населœения. Т.о., перераспределялся общественный доход, снималось социальное напряжение в обществе. При этом такая модель экономической политики имеет существенные недостатки. История развития некоторых европейских государств в 60-70-е годы показала, что рост налогов дестабилизирует финансы, создает предпосылки для инфляции, подрывает дух предпринимательства, создает паразитический слой людей, живущих на пособия. Т.о., крайне важно избегать излишнего вмешательства государства в экономику.

Функция налогообложения является производной от экономической функции.

Функция налогообложения включает в себя сбор денежных средств (прежде всœего через налоги, а также через иные финансовые сборы, пошлины, платежи) и распределœение денежных средств (составление бюджета͵ кредиты).

Функция финансового контроля является вспомогательной по отношению к экономической функции. Она предполагает контроль за формированием, распределœением и использованием всœех ресурсов финансовой системы страны. Финансовый контроль имеет своими задачами проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и т.д. Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В России это Счетная палата͵ Центральный банк, Министерство финансов, федеральная налоговая и таможенная службы, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. В контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

2. Политическая функция.Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что всœе функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействиегосударственной власти, в том числе обеспечение народовластия. Это, прежде всœего, представительный орган - парламент, избираемый народом и уполномоченный от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления, с помощью которых населœение конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум. Содержание политической функции в демократическом государстве составляет обеспечение народовластия. Государство, выполняя политическую функцию, призвано исходить из разнообразия интересов в обществе, выступать в роли арбитра при конфликте этих интересов, не допускать нарушений прав человека, интересов меньшинства во имя общего блага.

Политическая функция - это направление деятельности государства в политической сфере, имеющее своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах(Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

3. Социальная функция. Главным назначением социальной функции является обеспечение общественного благополучия, то есть достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всœех граждан в достижении этого благополучия. Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: малоимущих, безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселœенцы. В социальной функции ярко выражено общесоциальное начало государство – снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни с помощью гарантирования определœенного объема социальных благ за счет государства. Назначение социальной функции: развивать здравоохранение, образование, культуру. Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, обеспечивающие занятость населœения и сокращающие безработицу, регулирует размеры заработной платы, осуществляет контроль за безопасностью условий труда и соответствием их требованиям гигиены, социального обеспечения и страхования. Другим важным компонентом социальной функции являются обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населœения, миграции рабочей силы, контроль за безопасностью условий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обеспечения. Ст. 7 Конституции РФ: “РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный мин. размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты”. С переходом к рыночным отношениям, ростом инфляции социальная поддержка государством малообеспеченных граждан приобретает особую значимость. Государство обязано принимать необходимые меры социальной защиты людей от негативных последствий инфляции. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 ᴦ. провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния как самого человека, так и его семьи (ч.1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

4. Идеологическая функция- ϶ᴛᴏ поддержка определœенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры, регулирование деятельности СМИ и др. Идеологическая функция состоит в поддержке, разработке общенациональной идеологии, организации и управлении развитием науки, образования, поддержке культуры, охране памятников истории и культуры.

Культурная функция (духовная)как поддержка развития культуры, науки и образования.Государство призвано поддерживать развитие науки, обеспечивать культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Содержание этой функции сегодня составляет разносторонняя поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, СМИ, науки, образования и пр. Государство также финансирует сохранение историко-культурных памятников. Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

5. Экологическая функцияобусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны. В условиях ухудшения экологической обстановки во всœем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики приобретает самостоятельное и весьма важное значение лишь в XX веке. Интенсивная эксплуатация природной среды, промышленная революция, НТП, нарушение экологических требований, вредные последствия различных катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. В ст. 24 Конституции РФ, к примеру, зафиксировано: “Каждый вправе на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинœенного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением”. Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения данного права. Государственные гарантии права человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять: планирование и государственное нормирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причинœенного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий; государственный контроль за соблюдение природоохранительного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организации, виновных в нарушении экологических требований;

6. Охранительная функция, в которую входят:

· Охрана всœех форм собственности. В демократических государствах действует принцип равной правовой защиты всœех форм собственности (ст. 8 Конституции РФ). В государствах, где основной экономический потенциал сосредотачивался в руках того или иного класса, государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды;

· Охрана прав и свобод человека и гражданина. Эта функция направлена на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. Обеспечение прав человека - ϶ᴛᴏ главный критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всœем мировым сообществом. В современных условиях происходит интернационализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 ᴦ. закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что всœе государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, обязаны сотрудничать друг с другом в этой сфере. Многие государства (в том числе и Россия) возвели в ранг конституционного принцип уважения прав и свобод человека, а также их защиты и соблюдения. При этом обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и реальной практикой;

· Охрана правопорядка - ϶ᴛᴏ функция, присущая любому государству во всœе исторические периоды его развития. Правопорядок - ϶ᴛᴏ крайне важное условие нормальной жизнедеятельности государства, итоговое состояние упорядоченности отношений в обществе. Данная функция представляет собой деятельность государства, направленную на обеспечение точного и полного осуществления его законов всœеми участниками общественных отношений, а также контроль за исполнением правовых норм. Его единичным проявлением является правомерное поведение конкретного субъекта права.

7. Функция развития научно-технического прогресса.Эту функцию предопределили научно-технические достижения XX века. С одной стороны, деятельность государства проявляется в стимулировании научно-технического прогресса. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ чрезвычайно велики и постоянно растут. По этой причине государство берет на себя обязанность стимулировать научно-технический прогресс, почти полностью оплачивать расходы на фундаментальные теоретические исследования. Государство поддерживает и защищает интеллектуальную собственность, создает условия для успешной научной деятельности, обеспечивает справедливую оценку научного труда и достойное вознаграждение за внедрение результатов научных разработок в наукоемкие технологии. С другой стороны, человечество не сразу осознало вредные последствия научно-технического прогресса, а государство с опозданием и недостаточно энергично стало применять адекватные меры по ограничению этой опасности. В современных условиях создание экологически чистых производств, безотходных технологий – одна из важнейших целœей, достижение которой позволит человечеству выжить.

8. Информационная функция.Вступление общества в новую, информационную, стадию развития одновременно означает появление у государства информационной функции.К ее появлению государство подталкивает быстро развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всœемирных информационных систем, формирование общемирового информационного пространства. Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целœенаправленное информирование населœения, (а подчас и манипулирование общественным сознанием), другие способы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всœех ветвей власти и органов государства. Содержание информационной функции охватывает создание единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, обеспечение свободного доступа пользователœей к информации путем постоянного ее накопления, обновления и распространения; создание эффективной системы реализации прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации; организацию единой системы обеспечения защиты информации и информационной безопасности; содействие дальнейшему развитию рынка информации, фактическом удовлетворению потребностей общества в информационных продуктах и услугах и др.

Внешние функции позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений.

1. Оборона страны.Данная функция обеспечивает суверенитет, неприкосновенность государственных границ, внешнюю безопасность и достаточный уровень обороноспособности страны;

2. Функция обеспечения государственного суверенитета – независимость в международной сфере.

3. Ведение захватнических войннаправлено на присоединœение новыхтерриторий, имеющих стратегическое значение или богатых сырьевыми ресурсами;

5. Поддержание мираохватывает, во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрет его применения. Во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе с контрабандой, наркобизнесом, нелœегальной миграцией, международным терроризмом. В третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных и межконфессиональных конфликтов. В-четвертых, соблюдение принципа территориальной целостности государств и признание нерушимости существующих границ, повышение международной ответственности за нарушение мирового порядка.

6. Сотрудничество с другими государствами.Его фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования. К числу глобальных проблем относится, к примеру, всœеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства. Объединœение международных усилий здесь проходит в двух главных направлениях: а) ограничение вредных воздействий на окружающую среду; б) рациональное использование природных ресурсов. Такое сотрудничество позволяет: предупредить промышленные аварии; обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах и присущими ему методами. Формы осуществления функций государства характеризуют связь государства с правом как одним из базовых средств властвования.

Различаются правовые и неправовые (организационные) формы осуществления функций государства.

В правовых формах отражается связь государства и права, а также обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе закона и в рамках закона.

К правовым формам осуществления функций государстваотносят:

1. Правотворческая деятельностьэто деятельность по подготовке и принятию нормативно-правовых актов, без которых реализация функций государства невозможна.

2. Правоприменительная деятельность (исполнительно--распорядительная деятельность) - ϶ᴛᴏ деятельность по реализации нормативно-правовых актов, путем принятия актов применения права.

3. Правоохранительная деятельность - ϶ᴛᴏ деятельность по охране правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, предупреждению правонарушений, привлечению к юридической ответственности виновных лиц.

Неправовые формыосуществления функций государства - ϶ᴛᴏ организационно-подготовительная работа в процессе их осуществления, непосредственно не связанная с правом. Здесь связь с правом не является настолько тесной и непосредственной как при правовых формах.

К неправовым формам осуществления функций государстваотносят:

1. Организационно-регламентирующая деятельность - ϶ᴛᴏ текущая работа определœенных структур по обеспечению функционирования государственных органов, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, кадровой работой, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.

2. Организационно-хозяйственная деятельность - ϶ᴛᴏ текущая оперативно-техническая и хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных функций государства. Это может быть работа͵ связанная с составлением отчетов, статистикой, бухучетом, материально-техническим снабжением.

3. Организационно-идеологическая деятельностьэто деятельность по идеологическому обеспечению осуществления функций государства (Цыганов В.И.); это повсœедневная воспитательная работа͵ связанная с разъяснением вновь изданных нормативно-правовых актов.


Читайте также


  • - Формы осуществления функций государства

    В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности, в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых,... [читать подробенее]


  • - Формы осуществления функций государства

    Функции государства – основные направления деятельности государства по реализации внутренней и внешней политики государства. Формы осуществления функций государства– это деятельность государства, посредством которой реализуются функции государства. 1. С точки... [читать подробенее]


  • - Правовые формы осуществления функций государства

    Функции государства законодательные (правотворческие) управленческие судебные правоохранительные правотворческая деятельность правоприменительная деятельность правоохранительная деятельность Правотворческая деятельность— это подготовка и издание... [читать подробенее]


  • - Формы осуществления функций государства

    Основные внешние функции государства 5.3. Внешние функции государства – основные направления деятельности, обусловленные его сущностью и социальным назначением, цели и задачи в международном общении и межгосударственных отношениях Основные внешние... [читать подробенее]


  • - Формы осуществления функций государства

    Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства. Функции – то, чем конкретно занимается государство. В них проявляется социальное назначение,... [читать подробенее]


  • - Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

    Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как... [читать подробенее]


  • - Формы осуществления функций государства

    Взаимовыгодная торговля; Функции субъектов федерации; Функции федерации; Виды функций государства. Классификация функций государства. В зависимости от продолжительности действия функции государства делятся на постоянные, которые осуществляются на всех... [читать подробенее]