Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Экология Формы, экологические функции и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды
просмотров - 33

Формы управления представляют собой внешнее проявление регулирующей деятельности, имеющее применительно к праву правовую и неправовую формы.

Неправовые формы регулирования выражаются в двух базовых видах:

а) оперативно-хозяйственное распорядительство, осуществляемое в вопросах экологопользования и охраны окружающей природной среды, решение которых не носит правовой природы, а значит, находится за пределами правового регулирования. К примеру, вопрос об отнесении земель к той или иной категории является вопросом экономическим, и если такое отнесение не противоречит установленным в законе правилам экологопользования и охраны окружающей природной среды, то принимаемые решения по этому вопросу не имеют правовой природы. При обращении недовольных этим решением лиц, к примеру, в прокуратуру прокурор не сможет принœести протест на это решение, поскольку оно находится за пределами закона;

б) обеспечение исполнителœей необходимыми средствами для выполнения ими своих функций. Оно также не вправевой природы, хотя и без совершения этого управленческого действия может оказаться нереализованным закон, к примеру, о повышении плодородия почв из-за необеспеченности минœеральными удобрениями.

В подавляющем большинстве формы регулирования бывают по своей природе неправовыми, поскольку правовые формы применяются там, где возникают противоречия, устранимые только правовым путем.

Правовые формы выражаются в трех базовых видах:

а) в правотворческой – в принятии таких решений, которые имеют значение закона и его форму;

б) в правоприменительной – в принятии правоприменительных актов, посредством которых правотворческий акт реализуется в жизнь;

в) в правоохранительной – в применении санкций правовых норм в случаях, когда эти нормы нарушаются.

Правовые методы регулирования бывают четырех видов:

а)метод обязательных предписаний, который иначе можно назвать императивным методом. Он предполагает точное и неукоснительное выполнение управленческого решения, не допуская каких-либо отступлений от него. Такой метод применяется в случаях, когда не требуется учета местных условий и особенностей при выполнении решения. К примеру, осуществление авторского надзора за реализацией проектов землеустройства является обязательным требованием закона независимо от местных условий и особенностей;

б)метод рекомендаций выражается в вынесении таких управленческих решений, в ходе реализации которых допускается учет местных условий и особенностей. Так, установленный ЗК РФ режим категорий земель может изменяться в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, ᴛ.ᴇ. общее положение о категориях земель может изменяться в зависимости от местных условий и особенностей, а значит, эти положения ЗК РФ носят рекомендательный характер;

в)метод санкционирования, или метод ограниченного самоуправления, при котором управленческие решения принимает сам управляющий орган, однако они обретают юридическую силу лишь после утверждения этих решений компетентным органом. К примеру, решение о проекте внутрихозяйственного землеустройства принимает сам коллектив. При этом утверждение этого проекта осуществляется соответствующими органами по земельным ресурсам и землеустройству;

г)метод разрешения (полного делœегирования прав) означает полное самоуправление органов, при котором они сами принимают управленческие решения, не нуждающиеся в чьем-либо утверждении.

Формы и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды реализуются через функции управления, которыми наделœены данные органы. Независимо от видов и компетенции органов управления каждый из них прямо или косвенно выполняет или принимает участие в выполнении нижеперечисленных семи функций.