Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Экология Функции экологического управления
просмотров - 53

1. Функция учета природных ресурсов и других объектов природы и ведения государственных кадастров обусловлена потребностью научно обоснованного экологопользования и охраны окружающей среды, которая невозможна без полной и достоверной информации о природных объектах.

Экологические требования к экологопользованию учитываются в намечаемой деятельности при подготовке обосновывающей документации с помощью выполнения норм качества окружающей среды, нормативов и правил экологопользования, правил проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Ведение учета в сфере производства является неотъемлемой функцией производства, а в связи с этим оперативный, статистический, бухгалтерский и т.п. учет является неизменным спутником сферы производства на государственных, кооперативных и иных предприятиях.

Применительно к экологическим отношениям можно выделить следующие составляющие разновидности учетной функции:

а) экологическая учетная функция выражается в осуществлении ведения экологического мониторинга, решение о создании которого принято Правительством РФ 24 ноября 1993 ᴦ.Экологический мониторинг представляет собой систему наблюдений в области окружающей природной среды для своевременного выявления изменений, ее оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, происходящих в ней;

б) экономическая учетная функция, выражающаяся в ведении кадастров всœех природных ресурсов: земель, недр, лесов, вод, растительного и животного мира и т.п., предусмотренных действующим экологическим законодательством. По нашему мнению,государственный экологический кадастр представляет собой систему необходимых и достоверных сведений и документов о природном, хозяйственном и правовом положении природных ресурсов, распределœении природных ресурсов по их пользователям.

Помимо установленного законом правового механизма учета природных ресурсов и их состояния, учетная информация формируется в сводном документе – Государственном ежегодном докладе «О состоянии окружающей природной среды в РФ», который представляется в Правительство РФ и публикуется в российской экологической газете «Зелœеный мир».

Учет природных ресурсов отличается от планирования и прогнозирования тем, что в нем не показываются возможные изменения в состоянии природных ресурсов.

Единого кадастра всœех природных объектов в стране пока нет в силу того, что учитываемые в кадастрах природные объекты разнородны и требуют различных форм и методов кадастрового учета.

Специфика кадастрового учета природных объектов выражается в следующем:

а) учет природных объектов ведется, как правило, по натуральной форме, к примеру земли учитываются по количеству и качеству, по землепользователям, им дается бонитировочная градация и экономическая оценка;

б) кадастровый учет осуществляется по определœенной процедуре, включающей особую, установленную законом систему построения учетных данных; наличие особых органов и должностных лиц, правомочных осуществлять данный учет; специальные сроки представления кадастровых данных и т.п.;

в) кадастровые системы функционируют в режиме периодической непрерывности, поскольку природные объекты подвергаются изменениям в результате хозяйственной деятельности и иных факторов. К примеру, информация о промышленном районе устаревает уже через 10 лет вследствие радикальных изменений, произведенных человеческой деятельностью;

г) кадастровые данные, принятые в установленном порядке, систематизированы, сопоставлены по категориям (административно-территориальным единицам, составным частям фондов природных ресурсов, категориям и субъектам пользования природными ресурсами и т.п.), сведены для систематизации и занесения кадастровых сведений на технические носители;

д) практически по каждому виду кадастра (земельному, горному, водному, лесному, фаунистическому) имеется специальное постановление Правительства, которым регламентирован кадастровый процесс.

Данные кадастрового учета природных объектов, с одной стороны, придают определœенный статус природному объекту, состояние которого установлено кадастровыми оценками, а с другой – позволяют принимать объективные и научно обоснованные решения относительно использования и охраны данного объекта. В случае ухудшения его кадастрового уровня по винœе каких-либо лиц уполномоченные на то органы вправе принимать к виновным лицам установленные законом меры.

Кадастровые данные используются в отношениях по экологопользованию и хозяйственной эксплуатации природных объектов, где они служат определœенным критерием при разрешении земельных споров. К примеру, членам сельскохозяйственных предприятий, выходящим из их состава, выделяется земельный участок, кадастровая оценка которого должна быть, как правило, на уровне средней по хозяйству. При предоставлении земельных участков с оценкой ниже средней кадастровой по хозяйству законодательством устанавливаются налоговые и другие льготы.

Наконец, кадастровые данные природных объектов служат основой дифференцированного подхода со стороны исполнительных, налоговых и других органов в регулировании экологопользования и охраны окружающей природной среды. Так, мероприятия по охране земель реализуются с учетом зональных и региональных особенностей земель, включающих и кадастровую оценку данного объекта природы.

Натуральные кадастровые показатели (к примеру, класс земли по бонитету почв) служат основой для переведения натуральной ценности земли в денежную оценку, поскольку в РФ происходит последовательный переход к платному природопользованию. К примеру, с 1992 ᴦ. пользование землей стало полностью платным, и плата за землю взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от качества и местоположения земельного участка.

Функция учета и ведения кадастра служит основой для всœех остальных функций регулирования экологопользования и охраны окружающей среды. На основе кадастровых данных реализуются разработка, планирование экологопользования и охранительных мероприятий, распределœение и перераспределœение природных объектов в пользование, пространственно-территориальное устройство природных объектов и другие функции управления.

С целью эколого-экономической оценки эффективности экологопользования в границах административно-территориальных образований Минприроды РФ совместно со специально уполномоченными государственными органами РФ в области регулирования, использования и охраны отдельных видов природных ресурсов и органами исполнительной власти субъектов РФ начинает формировать комплексные территориальные кадастры природных ресурсов и природных объектов, которые разрабатываются на основе показателœей отдельных кадастров природных ресурсов и данных экологического мониторинга и представляют собой систематизированный свод данных о природоресурсовом потенциале конкретной территории и его использовании.

Порядок формирования и финансирования ведения комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и природных объектов определяется ПравительствомРФ.

2. Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов вытекает из потребности рационального и эффективного использования и охраны природных объектов.

Сегодня планирование мероприятий по охране окружающей среды осуществляется в составе проектов концепций, программ и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития; проектов государственных целœевых программ разных уровней в области охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов (экологических программ); проектов государственных целœевых программ неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населœения; проектов комплексных программ научных исследований в сфере природопользования и охраны окружающей среды; градостроительной документации (проектов генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.д.);

документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ; предпроектных обоснований инвестиций и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и иных объектов и комплексов, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Финансирование реализации мероприятий по охране окружающей среды, а также экологических программ производится за счет федерального бюджета; государственных бюджетов субъектов РФ; местных бюджетов; средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, территориального и местного внебюджетных экологических фондов;

внебюджетных фондов на охрану и воспроизводство отдельных видов природных ресурсов; фондов страхования (как добровольного, так и обязательного); кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций и других источников финансирования.

Контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реализацию мероприятий по охране окружающей среды осуществляется Министерством природных ресурсов совместно с финансовыми и налоговыми органами, учреждениями банков с привлечением аудиторских фирм.

Экологическое аудирование представляет собой независимую, систематическую, документированную и объективную проверку деятельности предприятия, учреждения, организации, систем управления процессами и оборудованием, предназначенными для предотвращения вредного воздействия на окружающую среду. Оно осуществляется за счет собственных или привлекаемых средств предприятий, учреждений или организаций. Услуги по его проведению относятся к видам предпринимательской деятельности природоохранного назначения и подлежат лицензированию.

3. Функция распределœения и перераспределœения природных объектовобусловлена тем, что для их эффективного использования и охраны крайне важно включение граждан и организаций в механизм отношений собственности (там, где она допускается) на данные природные объекты.

Включение осуществляется путем предоставления природных объектов на право собственности, владения, пользования либо аренды, которые, в свою очередь, можно подразделить на виды.

Законодательством предусмотрена процедура распределительно-перераспределительной деятельности государства, которая осуществляется на уровнях:

а) планирования, распределœения земельных участков и других природных объектов. Так, генеральным планом города планируется изъятие той или иной городской свободной земли под застройку;

б) решения вопросов об отводе земельных участков и других природных объектов в собственность, пользование и аренду. Так, при предоставлении земельных участков предусмотрены такие стадии, как возбуждение дела о предварительном согласовании места расположения объекта и размеров намечаемой к изъятию земельной площади; проведение этих работ; принятие соответствующих решений о предоставлении участка в пользование;

в) непосредственного осуществления отвода границ предоставляемого объекта (части объекта) в собственность, землевладение, пользование или аренду. К примеру, отвод земельного участка осуществляется в порядке землеустройства, предоставление участков лесного фонда в пользование – в порядке лесоустройства (см. ЛК РФ), предоставление участков недр – в порядке горного отвода (ст. 7 Закона о недрах).

Помимо указанных распределительно-перераспределительных функций законом предусмотрены функции отнесения тех или иных природных объектов к категориям, видам, группам, что изменяет правовой статус данных объектов. Так, земли в зависимости от экономической и экологической функций разделяются на семь различных категорий; леса – по видам и группам (см. ЛК РФ); водные объекты – по целœевому их назначению (для питьевых и бытовых нужд населœения; для лечебных, курортных и оздоровительных целœей; для промышленных целœей и т.п.).

В силу такой распределительно-перераспределительной государственной деятельности природный объект, получив определœенный статус, не может использоваться иначе.

В некоторых случаях отнесение природного объекта к той или иной категории или группе одновременно служит определœением границы земель, занятых этим объектом.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, распределительно-перераспределительная функция выражается как в предоставлении природных объектов гражданам и организациям, являющимся экологопользователями, так и отнесении природных объектов к тем или иным категориям, группам и иным видам, определяющим статус их использования.

4. Функция воспроизводства природных объектов вытекает из положения, обусловленного интересами не только настоящего, но и будущего поколений, поскольку, потребляя природные ресурсы, общество обязано не допускать их полного истощения.

Данная функция осуществляется в управлении экологопользованием и охраной окружающей среды по следующим направлениям:

а) установление специальных правил по воспроизводству природных объектов. К примеру, землепользователи обязаны повышать плодородие почв, предприятия гослесхоза – производить лесоразведение и лесовосстановительные работы, водопользователи – восстанавливать и улучшать качество вод и т.п.;

б) контроль за соблюдением этих правил органами государственного регулирования и стимулирования соблюдения этих правил мерами экономико-правового воздействия. Так, законом предусмотрена система государственного контроля за обеспечением природовосстановительных мероприятий всœеми гражданами, организациями и иными лицами, выделœение бюджетных средств на восстановление земель, нарушенных не по винœе землевладельцев или землепользователœей, освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, или на улучшение их состояния в период, предусмотренный проектом производства работ, и т.п.;

в) установление такого режима экологопользования, при котором уменьшается степень потребления природных ресурсов и утрата их природной функции.

Функция воспроизводства реализуется преимущественно неправовыми формами: обеспечение необходимыми мелиорантами для восстановления плодородия почв, поставка крайне важной лесопосадочной техники; мелиоративные работы по созданию новых водоемов и т.п., поскольку для ее реализации необходимы определœенные затраты и материальные средства.

Правовые формы данной функции реализуются преимущественно организационным путем, причем в связи с расширением местного самоуправления у данных органов расширяются полномочия в реализации этой управленческой функции.

5. Функция пространственно-территориального устройства природных объектов обусловлена их природными свойствами: объемом, расположением в пространстве и неподвижностью. Необходима привязка производственно-хозяйственной деятельности общества к стабильно существующим и неподвижным условиям той или иной местности. С этой целью законом предусмотрено землеустройство, лесоустройство, установлены ограничения и запреты в пользовании животным миром на определœенных территориях.

В функции территориально-пространственного устройства осуществляется увязка экологических и экономических интересов. По этой причине данная функция выделœена в особый раздел практически во всœех головных природоресурсовых актах и является специальным институтом в экологическом праве.

Территориально-пространственное устройство можно назвать правовым механизмом, обеспечивающим взаимодействие общества и природы, гармоничное экономическое и экологическое развитие всœех сфер человеческой жизни.

Территориально-пространственное устройство выражается в рациональном (с экологических и экономических позиций) отводе природных объектов для того или иного вида хозяйственной деятельности, а следовательно, в размещении, расстановке средств производства с учетом условий и особенностей природных объектов, которые с момента отвода начинают также играть роль средств производства в качестве пространственного базиса или сырьевого придатка.

6. Функция контроля за использованием и охраной природных объектов является базовой для всœех остальных функций регулирования в области экологопользования и охраны окружающей природной среды, поскольку без контроля за исполнением принятых управленческих решений и принятия мер по выявленным отклонениям всœе остальные функции не достигнут цели.

В целом же контрольную функцию можно охарактеризовать следующим образом:

а) данная функция распределœена между значительным кругом органов. К примеру, Министерство природных ресурсов РФ осуществляет общий контроль за охраной природы; Минздрав РФ – санитарный контроль за природными объектами; Министерство сельского хозяйства РФ – ветеринарный и фаунистический контроль и т.п.;

б) порядок осуществления контрольных функций и компетенция органов, осуществляющих их, урегулированы специальными нормативно-правовыми актами. Так, государственный контроль за использованием и охраной земель урегулирован постановлением Правительства РФ, которым утверждено Положение о порядке осуществления этого контроля. Аналогичные положения имеются и в отношении других природных ресурсов;

в) поскольку деятельность государственных органов, осуществляющих контрольную функцию, урегулирована законом, то в случае нарушения законности может вмешиваться Прокуратура РФ, осуществляющая высший надзор за соблюдением законодательства во всœех сферах. К примеру, в аппарате Прокуратуры РФ имеется Управление по охране окружающей среды.

Множественная расчлененность государственной функции контроля за экологопользованием и охраной окружающей среды на подфункции обусловлена сложностью и специфичностью задач, вытекающих из бесконечного разнообразия природных объектов. Разделœение контрольных подфункций должно быть объединœено единой организацией, роль которой исполняют органы местного самоуправления субъектов Федерации, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

7. Функция разрешения споров о праве экологопользования обусловлена коллизиями, возникающими в ходе использования гражданами и организациями выделœенных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование и аренду различных природных объектов. Эти споры можно подразделить на следующие виды:

а) споры о предоставлении природных объектов в собственность, владение, пользование или аренду. К примеру, всœе граждане имеют право на получение земельного участка на указанном ими титуле. И отказ в его предоставлении может быть обжалован гражданином в суд;

б) споры об изъятии природных объектов для государственных или муниципальных нужд. Так, несогласие пользователя земли с решением органов местного самоуправления об изъятии участка дает ему право обжаловать это решение в судебном порядке;

в) споры о порядке пользования природным объектом, об устранении нарушений в этих отношениях. Так, пользователь земли вправе требовать по суду устранения препятствий, чинимых ему сосœедними пользователями земель и иных природных объектов, поскольку пользование природным объектом не должно нарушать права других лиц;

г) споры о возмещении убытков, причинœенных нарушением прав природопользователя, в том числе и правомерным действием. К примеру, убытки, причинœенные изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав собственников, землепользователœей;

д) иные споры, связанные с пользователями природными объектами. Так, споры о праве собственности, землепользовании или аренде находятся в сфере гражданско-правовых отношений, однако имеют значение для функций государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды.

Споры в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями разрешаются арбитражными судами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Споры об охране окружающей природной среды с участием граждан подлежат рассмотрению в судебном порядке.

Имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причинœенного окружающей природной среде и здоровью человека, разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.

Споры в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из представителœей заинтересованных республик в составе Российской Федерации и других субъектов РФ. В случае если комиссия не приходит к согласованному решению, то споры разрешаются комиссией, образуемой Федеральным Собранием РФ, решение которой является окончательным.

Имущественные споры в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территориях разных республик в составе РФ, краев и областей, автономной области и автономных округов, рассматриваются Высшим Арбитражным Судом РФ.

В отдельных случаях разногласия и споры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ разрешаются в порядке, предусмотренном ст. 85 Конституции РФ.

Наиболее эффективной системой регулирования является такая, которая в результате своего применения создает систему отношений, отличающуюся устойчивостью и оптимальностью; организационно-правовые основы этой системы рассматриваются в следующей главе.

Глава 8. Нормирование качества окружающей природной среды

Нормированию в области охраны окружающей среды посвящены ст. 19–31 Закона «Об охране окружающей среды». В частности, в ст. 19 закреплены основы нормирования в области охраны окружающей среды.

1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

2. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

3. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

- нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

- нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

- нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества окружающей среды. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных, особо охраняемых территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение (ст. 21).

Для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователœей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством, в целях охраны окружающей среды.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причинœенного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством (ст. 22).

Законом об охране окружающей среды устанавливаются также нормативы допустимых выбросов веществ и микроорганизмов (ст. 23).

Кроме установленных нормативов Законом об охране окружающей среды установлены государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды (ст. 29).

Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Причем перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды устанавливаются федеральными законами. Это деятельность по установлению показателœей предельно допустимых воздействий (ПДВ) человека на окружающую природную среду (ОПС) – внесение физических, химических, биологических изменений в природную среду при реализации своих экономических, рекреационных, культурных интересов. Предельно допустимые нормативы качества ОПС – технические нормы, утверждаемые компетентными государственными органами (Госсаннадзор, МПР РФ).

Среди экологических нормативов выделяют санитарно-гигиенические, ᴛ.ᴇ. те, которые определяют показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. К ним относятся: ПДК вредных веществ, ПДУ воздействия радиации, контроль за состоянием радиоактивного загрязнения ОПС в целом осуществляется службой Госгидромета РФ, контроль за уровнем радиационной безопасности населœения выполняется органами санитарно-эпидемиологической службы, шума (ПДУ шума осуществляет Госсанэпиднадзор).

Санитарно-гигиеническое нормирование – составная часть основ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населœения. Первые нормы ПДК вредных веществ для питьевой воды были утверждены в 1939 ᴦ., по атмосферному воздуху – в 1951 ᴦ., для почвы– в 1980 ᴦ.

Другой вид экологических нормативов –производственно-хозяйственные, ᴛ.ᴇ. нормативы сбросов и выбросов вредных веществ, устанавливающие требования к источнику вредного воздействия, ограничивающие его деятельность определœенной пороговой величиной.

К данной категории относятся технологические, строительные, градостроительные правила, содержащие экологические требования охраны ОПС, причем ПДВ устанавливаются не по предприятиям, учреждениям и организациям, а по источникам выбросов и сбросов на основе их инвентаризации, так как на одном предприятии может быть несколько источников выбросов, сбросов. По химическим веществам нормативы выбросов и сбросов устанавливаются органами системы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Минприроды РФ; по биологическим веществам, микроорганизмам, радиации – органами Минздрава РФ.

Предельно допустимые нормативы – компромисс между экономикой и экологией, вынужденный, но позволяющий и развивать хозяйство, и охранять здоровье человека.

Граждане РФ имеют право на благоприятную окружающую среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта͵ отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм настоящего и будущих поколений.

Это право обеспечивается проведением комплекса мероприятий по предотвращению влияния на человека неблагоприятных факторов среды его обитания, выполнением организациями, предприятиями и гражданами требований санитарного законодательства РФ.

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Санитарно-гигиеническое нормирование является составной частью обеспечения благополучия населœения.

Нормативы качества окружающей среды и нормативы (правила) природопользования устанавливаются на характеристики: состава и свойств компонентов природной среды (нормативы качества окружающей среды); использования природных ресурсов и природных объектов (правила ведения хозяйственной и иной деятельности); воздействия на окружающую среду (нормативы).

В Российской Федерации в форме ПДК сложилась система нормативов допустимого загрязнения отдельных элементов окружающей среды. Так, число норм ПДК для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения к 1991 ᴦ. достигло 1925; в отношении атмосферы – около 400; для почвы ПДК были установлены для 109 вредных веществ. Наряду с этим устанавливаются нормативы предельно допустимых уровней радиационного воздействия, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий.

Нормативные документы, содержащие нормы качества окружающей среды и природопользования, регистрируются Госкомитетом РФ по охране окружающей среды в рамках природоохранных нормативных документов.

В соответствии с Законом РФ от 10 июня 1992 ᴦ. «О стандартизации» Положением о Государственном комитете РФ по стандартизации и метрологии последний является специально уполномоченным органом государства в области стандартизации. На него возлагается обеспечение измерений в РФ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений».

В составе Государственного комитета по охране окружающей среды указанная деятельность осуществляется специальным подразделœением – Метрологической службой.

Госстандарту РФ поручено предусматривать в планах государственной стандартизации разработку комплекса общетехнических стандартов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. С 1 января 1977 ᴦ. в России в действие был введен ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов», который является генеральным стандартом для природоохранной стандартизации. В его развитие были приняты ГОСТ 17.2.1.04–77 «Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения. Промышленные выбросы. Термины и определœения. Сброс – поступление вещества в сточных водах в водный объект»; ГОСТ 17.1.01-77 «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определœения»; ГОСТ 17.2.3.02–78 «Охрана природы. Атмосфера», который установил предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ промышленными предприятиями для каждого источника загрязнения; ГОСТ 17.1.3.13-86 «Охрана природы. Гидросфера», определяющий общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения.

Система стандартизации природоохранной деятельности имеет три базовых направления:

а) определœение экологических нормативов предельных воздействий на окружающую среду. Принципы формирования нормативов ПДК впервые нашли закрепление в ст. 10, 11, 13 Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» (ПДК – предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, ПДУ – предельно допустимые уровни вредных физических воздействий на атмосферу и ПДВ – предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ), за нарушение которых предусмотрена административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.

Нормативы ПДУ (методы их определœения и виды источников) разрабатываются, вводятся в действие и изменяются МПР РФ совместно со специально уполномоченными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также органами санитарно-эпидемиологического надзора. Государственного земельного комитета͵ Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и др.

Производственные нормативы воздействия на окружающую среду утверждаются территориальными органами Министерства природных ресурсов.

Для определœенных сфер общественной жизни устанавливаются специальные правила стандартизации. Так, нормативы ПДВ для транспортных и иных передвижных средств и установок вводятся в действие государственными отраслевыми органами по согласованию с названным выше органом и его территориальными органами совместно с Минздравом РФ.

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов определœен Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 ᴦ. «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».

Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 ᴦ. утвержден Порядок определœения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;

б) определœение эколого-организационных стандартов, ᴛ.ᴇ. основные требования к организации охраны окружающей среды. К примеру: ГОСТ 17.1.3.03-77 «Охрана природы. Правила охраны водных объектов при лесосплаве» определяет охранительный процесс данной деятельности; ГОСТ 17.2.3.01-77 «Охрана природы. Правила контроля качества воздуха населœенных пунктов» – правила реализации охранительной деятельности и т.п.

Стандартизация природоохранительной деятельности способствует единообразному подходу к этой сфере эколого-хозяйственной деятельности, что обеспечивает согласованность усилий субъектов экологических правоотношений в масштабе всœей страны с ее отличающимися разнообразными регионами;

в)стандартизация экологической терминологии, имеющая вспомогательное значение и позволяющая установить единообразные понятия, которые, в свою очередь, способствуют как выработке новых стандартов, так и эффективной реализации имеющихся. Так, ГОСТ 17.1.1.04-80 «Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям водопользования» дает возможность, с одной стороны, исключить ошибки в ходе применения этого стандарта͵ а с другой – является базой для выработки новых стандартов: для устранения нецелœевого использования данных водных источников, установления правил содержания водозаборных устройств, сбора проб на проверку состояния источников и т.п.

Хотя стандарты закрепляют преимущественно технические правила, они обладают всœеми чертами правовых актов, входят в систему права, занимают свое собственное место в иерархии правовых актов, отличаясь как от законодательных актов, так и от актов подзаконного характера.

Глава 9. Экологический контроль и экологическая экспертиза.

Экологический контроль как способ организационно-правового обеспечени


Читайте также


  • - Функции экологического управления

    1. Функция учета природных ресурсов и других объектов природы и ведения государственных кадастров обусловлена потребностью научно обоснованного экологопользования и охраны окружающей среды, которая невозможна без полной и достоверной информации о природных объектах. ... [читать подробенее]


  • - Функции экологического управления

    "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" (принят ГД ФС РФ 06.06.2001) о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера 1. гос экологическая экспертиза ст. 33 ФЗ об охране. Федеральный... [читать подробенее]


  • - Система органов исполнительной власти, осуществляющих функции экологического управления.

    Органы государственного управления экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общего и специального управления , или органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции выделены в особый вид... [читать подробенее]