Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Экология Юридическая ответственность за экологические правонарушения
просмотров - 58

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения принято понимать отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующих взысканий. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Институт ответственности за экологические правонарушения выполняет ряд базовых функций:

- стимулирующую - к соблюдению норм экологического права;

- компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде и на возмещение вреда здоровью человека;

- превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Юридическая ответственность служит одним из базовых средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит прежде всœего от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В Федеральном законе N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" среди видов ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды названы имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная. По-видимому, под имущественной ответственностью здесь принято понимать гражданско-правовая ответственность, а также материальная ответственность рабочих и служащих, а также работодателœей. Останавливаясь на понятии ответственности за экологические правонарушения, следует сказать, что в Законе от 10 января 2002 ᴦ. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" понятие экологического правонарушения отсутствует, а ответственность предусматривается за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В большинстве случаев под экологическими правонарушениями принято понимать ":виновные противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека", эта формулировка дана в ст. 81 Закона "Об охране окружающей природной среды" (отменен).

Из этого определœения усматриваются основные элементы состава правонарушения: противоправность деяния (действия или бездействия), ᴛ.ᴇ. нарушение природоохранительного законодательства, виновность, причинœение вреда окружающей среде и здоровью человека.

Б. В. Ерофеев, рассматривая определœение экологического правонарушения, отмечает крайне важность предусмотреть ответственность за потенциальный вред (материальный ущерб или вред здоровью)*(127). Данное предположение было обусловлено особенностями окружающей среды, не имеющей стоимости, в смысле затрат человеческого труда, форм проявления экологического вреда. М.М. Бринчук обращает внимание на такие обстоятельства, как-то: экологически значимое противоправное деяние не всœегда должно быть виновным и совершение экологического правонарушения не всœегда сопровождается причинœением вреда*(128).

При этом вредные последствия противоправных действий являются элементом объективной стороны правонарушения. Принцип вины в действующем гражданском законодательстве закреплен в качестве общего принципа гражданско-правовой ответственности. Безвиновная ответственность (за вред, причинœенный источником повышенной опасности) является исключением из общего принципа виновной ответственности*(129).

Экологическое правонарушение характеризуется признаками, которые определяют его состав. Оно включает в себя объект, субъект правонарушения, объективную, субъективную стороны.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Субъектами экологического правонарушения бывают любые юридические и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушение, связанное с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России. Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста͵ на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста͵ нарушившее требования экологического законодательства.

Вопрос об ответственности юридических лиц за правонарушение долгое время казался неразрешимым. Многие из цивилистов представляли эту ответственность исключительно как ответственность за чужую вину: вина должностных лиц, работников юридического лица рассматривается как вина самого юридического лица. При этом деликтное обязательство может быть вызвано волей всœего коллектива юридического лица, к примеру, если вследствие принятого решения общего собрания акционеров причинœен вред. Именно на этих принципах строится уголовная ответственность юридических лиц за экологические правонарушения во Франции, Великобритании и ряде штатов США. При этом цель уголовного преследования в отношении значительной части правонарушений, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды, состоит по сути в том, чтобы под угрозой наказания заставить юридическое лицо немедленно прекратить противоправные действия*(130).

Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечной целью экологического законодательства и отдельной его статьи является охрана от загрязнения, обеспечение правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства является окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды. Субъективная сторона правонарушения выражается в форме вины: неосторожности либо прямого или косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных последствий и сознательно допускает их наступление или относится к этому безразлично. Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

- противоправность поведения;

- причинœение или реальная угроза причинœения экологического вреда либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

- причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинœения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, имущественную ответственность, а предприятия - административную и имущественную ответственность за экологические правонарушения.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами. К нарушителям в соответствии с Трудовым кодексом РФ бывают применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды. Дисциплинарное взыскание может быть применено к нарушителю не позднее одного месяца со дня обнаружения (не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске). Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения более строгих видов ответственности при наличии правовых оснований - административной, уголовной, имущественной.

Материальную ответственность (входящую в имущественную) несут должностные лица и иные работники предприятия, по винœе которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причинœенного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственности регулируется как экологическим законодательством, так и Кодексом РФ об административных правонарушениях 2002 ᴦ. (гл. 8). Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; за невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также за предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений; за несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки и др.

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причинœенного вреда.

Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ и др. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Институт административных правонарушений и административного права имеют различные предметы правового регулирования в сфере охраны природы. Это обуславливает специфику правовых режимов, наличие различных способов правового регулирования- дозволения, запреты или позитивные обязательства. Для отраслей гражданско-правового профиля характерна ориентация на дозволительный метод, для отраслей административно-правового профиля- на обязывающий, а для уголовно-правового - на запретительный*(131). С этой точки зрения институт административных экологических правонарушений основан на запретительном методе правового регулирования, а административное право - на обязывающем, оказываясь в различных правовых режимах.

Одним из важных направлений в разграничении полномочий в области охраны окружающей среды является возможность наделœения органов государственной власти субъектов Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования полномочиями по привлечению к административной ответственности лиц, виновных в нарушении требований законодательства, в том числе нарушении правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях регионального значения. Сегодня данные полномочия в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях предоставляются только федеральным органам исполнительной власти.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения устанавливается Уголовным кодексом РФ 1997 ᴦ. (УК РФ). Им посвящена отдельная гл. 26 УК РФ. В нем предусмотрена уголовная ответственность:

- за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ;

- нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов;

- нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами;

- загрязнение вод;

- загрязнение атмосферы;

- загрязнение моря;

- нарушение законодательства о континœентальном шельфе;

- порчу земли;

- незаконную добычу водных животных и растений;

- нарушение правил охраны рыбных запасов;

- незаконную охоту;

- незаконную порубку деревьев и кустарников;

- уничтожение или повреждение лесных массивов.

Так, по ст. 247 УК РФ производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинœения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление окружающей среды, причинœение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологически неблагополучной ситуации, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Состав преступления введен в уголовное законодательство впервые, хотя некоторые формы подобного общественно опасного поведения влекли уголовную ответственность как должностные преступления и преступления экологические, связанные с загрязнением вод или атмосферного воздуха.

Преступление, предусмотренное ст. 247 УК, посягает на экологическую безопасность в целом. Ущерб в результате его совершения может быть причинœен любому из непосредственных объектов экологических преступлений: стабильности окружающей среды, природно-ресурсному потенциалу, гарантированному Конституцией РФ праву каждому на благоприятную окружающую среду.

Диспозиция статьи о нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов носит бланкетный характер. Для уяснения сути состава преступления крайне важно обращение к федеральным законам: "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населœения", "О радиационной безопасности населœения", "Об использовании атомной энергии", "О промышленной безопасности опасных промышленных объектов", "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" и др. и ряду подзаконных нормативных актов, к примеру к постановлениям Правительства РФ: от 1 июля 1996 ᴦ. "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" с соответствующим Положением от 13 сентября 1996 ᴦ. "О федеральной целœевой программе "Отходы"; от 16 июня 2000 ᴦ. "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" с соответствующими Правилами; от 26 октября 2000 ᴦ. "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов"; к Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденным приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 ᴦ. (с изм. от 14 октября 1999 ᴦ.), к Порядку выдачи и аннулирования разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов, утвержденного приказом председателя ГК РФ по охране окружающей среды от 31 декабря 1998 ᴦ., к Порядку контроля и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов, утвержденному федеральными министерствами и ведомствами 31 декабря 1998 ᴦ., к Положению о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденному Министром РФ по атомной энергии от 11 октября 1999 ᴦ. Введена ответственность за данные нарушения и на уровне субъектов. В Законе N 1 Москвы действует ст. 7 "Самовольный сброс мусора". Она предусматривает для граждан штрафы от 3 до 5 МРОТ, для должностных лиц от 30 до 40 МРОТ, а для юридических - от 80 до 100 МРОТ.

При этом на практике уголовная ответственность никогда не играла существенной роли в обеспечении выполнения требований экологического законодательства. А в последние годы наблюдается четко выраженная тенденция к постоянному снижению числа осужденных за экологические преступления, особенно по статьям, предусматривающим ответственность за загрязнение окружающей среды.

Вместе с тем охрана окружающей природной среды является приоритетной задачей УК РФ наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: 1) за нарушение; 2) за нарушение, повлекшее значительный ущерб; 3) за нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия).

Положения об ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды выделœены в гл. 14 Федерального закона от 10 января 2002 ᴦ. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Смерть человека как следствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Экологические преступления небольшой тяжести наказываются лишением свободы не более чем на два года, средней тяжести - до пяти лет, тяжкие - до десяти лет, особо тяжкие - свыше десяти лет или более строгое наказание. Видами наказаний при экологических нарушениях бывают штраф, лишение права занимать определœенные должности, лишение права заниматься определœенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы, лишение свободы. Как видим, в отечественном уголовном праве вопрос о классификации экологических преступлений разработан достаточно фундаментально. Одним из самых тяжких преступлений, несущих экологические последствия, является экоцид. Экоцид - массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет (ст. 358 УК РФ).

Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира. Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Статьей 19 Уголовного кодекса РФ четко установлено, что субъектом преступления может быть лишь физическое лицо. При этом на сегодняшний день актуален вопрос об установлении уголовной ответственности юридических лиц за экологические преступления, так как уголовно-правовые санкции, применяемые за экологические преступления, должны сделать экономически невыгодным для всœего предприятия, всœех его работников занятие экологически вредной производственной деятельностью. Существующие штрафные санкции (размер которых ничтожно мал), применяемые к конкретным должностным лицам, никоим образом не могут способствовать восстановлению нарушенного преступной деятельностью экологического баланса. Штрафы, которые могли бы быть наложены на юридическое лицо, в силу их многократно большего размера были бы способны выполнять восстановительную функцию*(132).

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причинœенного нарушением экологического законодательства.


Читайте также


  • - Юридическая ответственность за экологические правонарушения

    Ответственность за экологические правонарушения – это предусмотренные законодательством меры принуждения государственно-правового характера, вызванные совершением экологического правонарушения. Эколого-правовая ответственность предусмотрена экологическим... [читать подробенее]


  • - Юридическая ответственность за экологические правонарушения

    Ответственность за экологические правонарушения – это предусмотренные законодательством меры принуждения государственно-правового характера, вызванные совершением экологического правонарушения. Эколого-правовая ответственность предусмотрена экологическим... [читать подробенее]


  • - Юридическая ответственность за экологические правонарушения

    Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и... [читать подробенее]


  • - Тема 11. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

    План. 1. Понятие и состав экологического правонарушения. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения. 2. Уголовная ответственность за экологические преступления. 3. Административная ответственность за экологические правонарушения. 4.... [читать подробенее]


  • - Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

    Экологическое срахование. Статья 18. Экологическое страхование 1. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. 2. В Российской Федерации может осуществляться... [читать подробенее]


  • - Юридическая ответственность за экологические правонарушения

    Требования к уничтожению химического оружия. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения хим оружия и о его уничтожении. 13 января 1993 год. Во исполнение был принят 2 мая 1997 года ФЗ «Об уничтожении хим оружия». Химическое оружие - в... [читать подробенее]


  • - ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

    Юридическая ответственность — это обязатель­ство юридических и физических лиц перед обще­ством и государством относительно соблюдения дей­ствующих законов по охране окружающей среды. При отсутствии мер наказания, предусмотренных за невы­полнение законов, эти законы... [читать подробенее]


  • - Юридическая ответственность за экологические правонарушения

    Нарушение правовых экологических требований влечет применение мер юридической ответственности. Под юридической ответственностью понимается система принудительных мер, применяемых к нарушителям экологического законодательства в целях наказания виновных, пресечения... [читать подробенее]


  • - Основы экологического права. Экологическое законодательство и юридическая ответственность за экологические правонарушения

    Экологическое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и права. Экологическое право является важнейшим инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования... [читать подробенее]


  • - Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

    Формы охраны окр. среды Правовое регулирование охраны окружающей среды. 1.Мониторинг окружающей среды. Мониторинг - система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окр.среды и его изменений. 2.Экологическое нормирование и стандартизация(см. раздел... [читать подробенее]