Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Дом Особенности организации и проведения выборов в органы местного самоуправления.
просмотров - 262

Государственной Думы.Выборы Государственной Думы назначаются Президен­том Российской Федерации не позднее,чем за три месяца до истечения срока полномочий Государственной Думы предыдущего состава.

Центральная избирательная комиссия формируется в составе председа­теля и 20 членов комиссии не позднее чем за 70 дней до выборов депута­тов Государственной Думы.При этом выполняется следующее правило: пред­седатель Центральной избирательной комиссии назначается Президентом Российской Федерации; заместитель председателя комиссии и члены комис­сии назначаются Президентом Российской Федерации по представлению председателя Центральной избирательной комиссии.Председатель и члены Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое об­разование либо ученую степень в области права.

К числу базовых полномочий Центральной избирательной комиссии от­носятся: образование избирательных округов по выборам в Государствен­ную Думу; формирование окружных избирательных комиссий; руководство их деятельностью; регистрация списков кандидатов в состав Государственной Думы,выдвинутых избирательными объединœениями по общефедеральному изби­рательному округу; осуществление контроля за законностью проведения выборов в Государственную Думу; установление лиц,избранных депутатами Государственной Думы по общефедеральному избирательному округу и выда­ча им удостоверения об избрании; определœение результатов голосования в целом по Российской Федерации и публикация их в печати.

Вторая стадия - образование одномандатных избирательных округов и формирование окружных избирательных комиссий.Центральная избирательная комиссия определяет территорию избирательных округов,исходя из общей численности избирателœей и крайне важности образовать 225 округов.При этом решение Центральной избирательной комиссии должно отвечать следу­ющим требованиям: наличие не менее одного избирательного округа на территории субъекта Федерации; равенство избирательных округов по чис­лу избирателœей в пределах одного субъекта Российской Федерации с до­пускаемым взаимным отклонением до 15 процентов; территориальное единс­тво: не допускается создание избирательного округа,состоящего из нег­раничащих между собой территорий.Схема избирательных округов утвержда­ется и публикуется Центральной избирательной комиссией не позднее 60 дней до выборов.

Окружные избирательные комиссии образуются в каждом избирательном

округе по выборам депутатов в Государственную Думу Центральной избира­тельной комиссии не позднее,чем за 50 дней до проведения выборов.В состав окружных избирательных комиссий входят председатель и 12-18 членов из числа кандидатур,предложенных представительными и исполни­тельными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.При этом половина членов избирательных комиссий назначается из числа лиц,предложенных главами исполнительной власти субъектов Федерации,а другая половина - из числа лиц,предложенных соответствующими органами представительной власти.Законодательство содержит требование к канди­датуре на пост председателя окружной избирательной комиссии: он должен иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.

Каждое избирательное объединœение, зарегистрировавшее свой список кандидатов в депутаты по общефедеральному избирательному округу,вправе назначить одного члена окружной избирательной комиссии с правом сове­щательного голоса.Такой же возможностью обладает и каждый кандидат в депутаты по соответствующему одномандатному избирательному округу.

Окружные избирательные комиссии осуществляют следующие основные полномочия: руководят работой участковых избирательных комиссий*ре­гистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдают им удос­товерения установленного образца устанавливают результаты выборов по округу и передают их в Центральную избирательную комиссию.

Сущность третьей стадии состоит в образовании избирательных участков и формировании участковых избирательных комиссий.

Избирательный участок - это часть избирательного округа,территория на которой проживает от 100 до 3000 избирателœей (в районах Крайнего Севера,в горных и иных малонаселœенных местностях законом допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателœей).Су­ществование избирательных участков прямо связано с реализацией принци­па всœеобщего избирательного права.В случае если бы избирательный округ не де­лился на избирательные участки, то при проведении выборов в Государс­твенную Думу жители густонаселœенных местностей (в первую очередь,круп­ных городов) вряд ли смогли осуществить голосование в течение отведен­ного по закону времени,жителям малонаселœенных районов для реализации своего избирательного права пришлось бы преодолевать значительные расстояния до места нахождения окружной избирательной комиссии (напом­ним: на территории одномандатного округа по выборам депутатов в Госу­дарственную Думу проживает около 400 тысяч избирателœей).

Избирательные участки образуются не позднее,чем за 45 дней до дня выборов решениями глав администраций районов,городов,районов в горо­дах.При этом учитываются границы районов,городов,районов в городах с целью создания максимальных удобств для избирателœей.Границы избира­тельных участков не должны пересекать границ избирательных окру­гов.Список избирательных участков с указанием адресов участковых изби­рательных комиссий и приложением графической схемы публикуется главой администрации в местной печати в течение трех дней и в виде плакатов в течение 10 дней после принятия решения.

Избирательными участками для граждан Российской Федерации,имеющих постоянное место жительства за пределами России,являются консульские округа на территории страны проживания,а при отсутствии на ее террито­рии консульских учреждений Российской Федерации - консульские округа на территории сопредельной или близко расположенной страны.Избиратель­ный участок,расположенный за пределами России,Центральная избиратель­ная комиссия включает в состав избирательного округа по выборам в Го­сударственную Думу,населœение которого меньше средней нормы представи­тельства.Число добавленных таким образом избирателœей в избирательном округе не должно превышать 10 % общего их числа.

Всю работу по организации и проведению выборов на территории изби­рательных участков осуществляют участковые избирательные комиссии.Οʜᴎ формируются не позднее,чем за 44 дня до выборов в составе председателя и 5-10 членов комиссии.Численность комиссии определяется органами представительной власти в районах,городах,районах городах.При этом по­ловина членов участковых избирательных комиссий избирается указанными органами представительной власти,а другая половина назначается главами соответствующей администрации.Представитель комиссии избирается соот­ветствующим органом представительной власти по предложению главы адми­нистрации.

Каждое избирательное объединœение, зарегистрировавшее свой список по общефедеральному избирательному округу, и каждый кандидат в депутаты по соответствующему одномандатному округу вправе назначить одного чле­на участковой избирательной комиссии с правом совещательного голо­са.Кроме этого,в дни голосования избирательные объединœения и кандидаты в депутаты вправе направить в соответствующую участковую избирательную комиссию до 5 наблюдателœей от каждого объединœения или кандидата.Ука­занные наблюдатели имеют право присутствовать до окончания подсчета голосов в участковой избирательной комиссии.

Участковые избирательные комиссии решают весьма ответственные зада­чи: составляют на основе данных,предоставляемых местной администраци­ей,списки избирателœей; проводят ознакомление с ними избирателœей,прини­мает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках из­бирателœей и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений; оповещают населœение о дне выборов и месте голосования;организуют голо­сование в день выборов; производят подсчет голосов,определяют резуль­таты голосования на участках и обеспечивают передачу документации,свя­занной с проведением выборов в соответствующие окружные и Центральную избирательные комиссии.

Четвертая стадия - составление списков избирателœей.Как уже отмеча­лось, списки избирателœей составляют участковые избирательные комиссии не позднее 30 дней до дня выборов.В список избирателœей включается каж­дый гражданин, обладающий активным избирательным правом и имеющий пос­тоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка.Список избирателœей составляется в алфавитном порядке с указа­нием фамилии,имени,отчества,даты рождения и адреса избирателя.Возможен и иной порядок составления списков избирателœей: по населœенным пунк­там,улицам,домам,на основе адресов избирателœей.

Избиратели,посœелившееся на территории избирательного участка поз­же,чем за 30 дней до выборов,включаются участковой избирательной ко­миссией в дополнительный список избирателœей на основании докумен­тов,подтверждающих их место жительства.

Списки избирателœей,имеющих постоянное место жительство

за пределами России,составляются консульскими учреждениями Российской

Федерации,действующими на территории соответствующих стран.В случае если в этих странах нет консульских учреждений Российской Федерации,избиратели мо­гут обратиться в консульское учреждение России на территории сопре­дельной или близко расположенной страны с просьбой о включении в спи­сок избирателœей.

Военнослужащие из числа офицеров и прапорщиков включаются в списки избирателœей по месту жительства.Военнослужащие срочной службы также включаются в списки избирателœей той участковой комиссией,на территории которого располагается воинская часть (учреждение,военно-учебное заве­дение).Закрытые избирательные участки могут создаваться лишь тогда,ес­ли воинская часть находится на значительном расстоянии от населœенных пунктов общего типа,а также если она составляет основу военного город­ка.В этих случаях списки избирателœей составляются участковой избира­тельной комиссией на основе сведений,представляемых командиром воинс­кой части (начальником гарнизона,комендантом военного городка).

Законодательством предусмотрен особый порядок оспаривания записей в списки избирателœей.Любой гражданин,обладающий правом голоса,может зая­вить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателœей.В течение 24 часов участковая избирательная ко­миссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку,либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.Действия и ре­шения участковой избирательной комиссии бывают обжалованы в соот­ветствующую окружную избирательную комиссию,а при крайне важности - и в суд в установленном законом порядке.

Пятая стадия - выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Госу-

дарственной Думы - является важнейшей стадией избирательного процес­са.Поскольку выборы в Государственную Думу проводятся и по одномандат­ным округам, и по общефедеральному избирательному округу,законодатель­ство устанавливает неодинаковый порядок выдвижения кандидатов.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы в одномандатном избира­тельном округе могут выдвигаться группами избирателœей,а также избира­тельными объединœениями (политическими партиями,политическими движения­ми) общефедерального уровня,устав которых зарегистрирован Министерс­твом юстиции Российской Федерации,или блок таких общественных объеди­нений,создаваемый на период проведения выборов.При этом должно соблю­даться правило: и группа избирателœей,и избирательные объединœения впра­ве выдвигать не более одного кандидата в каждом округе.

Для выдвижения кандидата требуется,чтобы в его поддержку были соб­раны подписи не менее одного процента общего числа избирателœей окру­га.Важно заметить, что для сбора подписей группа избирателœей или избирательные объединœения изготавливают подписные листы с указанием фамилии,имени,отчества,даты рождения,рода занятий и постоянного места жительства кандидата и расп­ространяют их среди избирателœей.

Избиратель,дающий согласие на выдвижение указанного в подписном листе кандидата͵ставит свою подпись и вписывает в лист фамилию,имя и отчество,дату рождения,адрес,серию и номер удостоверения личности гражданина Российской Федерации или паспорта.Подписной лист удостове­ряется лицом,собиравшим подписи,с указанием фамилии,имени,отчества этого лица,адреса,серии и номера его удостоверения личности или пас­порта и лицом,за выдвижение кандидатуры собраны подписи.

Регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы по одноман­датному избирательному округу происходит в следующем порядке.Инициато­ры выдвижения кандидатов или сам кандидат вносит подписные листы и за­явление кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избира­тельному округу на регистрацию в окружную избирательную комиссию не позднее 27 дней до выборов.Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям закона и в течение 5 дней регистрирует его,публикует данные о нем в общефедеральных печат­ных изданиях и выдает ему удостоверение о регистрации либо отказывает в регистрации.Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщается также центральным и местным средствам массовой информации.

В случае если в период после завершения регистрации кандидатов и до дня вы­боров в одномандатном округе останется менее двух кандидатов,выборы в этом избирательном округе откладываются Центральной избирательной ко­миссией на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов.

Иные правила установлены для выдвижения кандидатов по общефедераль­ному избирательному округу.Здесь кандидаты могут выдвигаться только избирательными объединœениями в виде общефедерального списка.При этом число кандидатов в общефедеральном списке может превышать число депу­татов,избираемых в Государственную Думу по общефедеральному избира­тельному округу (а их,напомним,225), не более,чем на 20 %. В общефеде­ральном списке кандидатов указывается фамилия, имя,отчество, дата рож­дения,род занятия и постоянное место жительства каждого кандидата.

Для регистрации общефедерального списка кандидатов требуется,чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 200 тысяч избирате­лей,причем из этих 200 тысяч подписей не более 7 % должны приходиться на один субъект Российской Федерации.Подписные листы содержат данные только о первых трех кандидатах.До начала сбора подписей указанный список кандидатов должен быть представлен в Центральную избирательную комиссию,которая фиксирует и заверяет именной состав списка кандидатов в депутаты.Порядок сбора подписей такой же,как и для регистрации кан­дидатов по одномандатному избирательному округу.

Заполненные подписные листы вместе с заявлениями кандидатов о сог­ласии баллотироваться по данному списку вносятся уполномоченными представителями избирательного объединœения на регистрацию в Централь­ную избирательную комиссию не позднее 35 дней до дня выборов.Эта ко­миссия проверяет соответствие представленного списка требованиям зако­на и в течение 5 дней регистрирует список кандидатов либо отказывает в его регистрации.В случае если в указанный срок не будет зарегистрирован ни один общефедеральный список кандидатов либо будет зарегистрирован лишь один такой список,решением Центральной избирательной комиссии выборы по об­щефедеральному округу откладываются на 12 недель для дополнительного выдвижения списков кандидатов.

Кандидат в депутаты со дня регистрации и до дня выборов обладает определœенным статусом.Он не может быть привлечен к уголовной ответс­твенности или подвергнут мерам административного взыскания,налагаемом в судебном порядке,без согласия Генерального прокурора Российской Фе­дерации.В течение указанного срока кандидату в депутаты должен быть предоставлен (по его желанию) неоплачиваемый отпуск,а денежное содер­жание ему выплачивается соответствующей избирательной комиссией в раз­мере,не превышающем 7-кратный размер минимальной заработной платы в месяц из бюджетных средств,предназначенных для проведения выборов.

Кандидат в депутаты Государственной Думы,баллотирующийся в одноман­датном избирательном округе,может иметь до 10 доверенных лиц,регистри­руемых той же избирательной комиссией,которая зарегистрировала канди­дата.Избирательное объединœение,зарегистрировавшее общефедеральный спи­сок кандидатов,может назначить доверенных лиц,число которых не бо­лее,чем вдвое может превышать число одномандатных избирательных окру­гов по выборам в Государственную Думу (ᴛ.ᴇ. может быть назначено не более,чем 450 доверенных лиц) и,которые регистрируются Центральной из­бирательной комиссией.Доверенные лица получают от соответствующей из­бирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную дея­тельность,способствующие избранию депутатов.

Кандидат в депутаты не может быть призван на воинскую службу до дня опубликования итогов выборов включительно.

Сущность следующей, шестой стадии избирательной компании,составляет

проведение предвыборной агитации.В соответствии с законодательством о

выборах правом на участие в предвыборной агитации (за или против в

кандидатов в депутаты) обладают граждане Российской Федерации и об­щественные объединœения.В то же время существует запрет на участие в такой агитации государственных органов или органов местного самоуправ­ления.

Агитационные мероприятия проводятся со дня регистрации кандидата или общефедерального списка кандидатов и прекращается в день выбо­ров.Вообще в день выборов любая публичная агитация запрещается.

Закон определяет,что предвыборная агитация может осуществляться тремя основными способами: путем устной агитации в ходе предвыборных собраний,митингов,встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями; через средства массовой информации; посредством выпуска агитационных печатных материалов.

Важно иметь ввиду требования к проведению предвыборной агитации че­рез средства массовой информации: эти средства,учрежденные или финан­сируемые (полностью или частично) за счет государственных средств,обя­заны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всœех кандидатов в депутаты Государственной Думы; кандидат в депутаты вправе на одно выступление по государственному телœевидению и одно выс­тупление по государственному радио; общефедеральные государственные телœевизионные и радиокомпании обязаны в течение трех недель до выборов ежедневно по рабочим дням предоставить не менее одного часа эфирного времени между 7 и 9 часами и 19 и 23 часами избирательным объединœени­ям,участвующим в выборах,на равных для них условиях.

Сверх указанных пределов каждый кандидат в депутаты,равно как и каждое избирательное объединœение могут получить за плату время вещания для проведения агитации.Порядок и условия ведения такой работы подроб­но регламентируются утвержденным Президентом России "Положением об ин­формационных гарантиях предвыборной агитации".Для разрешения наиболее сложных споров по вопросам ведения агитации через средства массовой информации указом Президента России на период избирательной компании создается Третейский информационный суд.

Избирательное законодательство предельно точно определяет условия выпуска агитационных печатных материалов.Их (в виде плакатов,листовок и т.п.) вправе беспрепятственно выпускать политические партии и иные общественные объединœения,участвующие в выборах,а также кандидаты в де­путаты.Предвыборные агитационные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и к нарушению це­лостности Российской Федерации,разжигать социальную,расовую,националь­ную и религиозную рознь. При распространении такого рода материалов окружные избирательные комиссии принимают меры к пресечению этой дея­тельности и вправе обратиться в органы внутренних дел для прекращения противоправной агитационной деятельности и наказании виновных.

Заключительной,седьмой стадией избирательной компании,является голо­сование и определœение результатов выборов.

Для проведения голосования участковыми избирательными комиссиями оборудуются помещения с учетом реализации принципа тайного голосова­ния.

При выборах в Государственную Думу каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня различной формы: один - для голосования по од­номандатному избирательному округу и другой - для голосования по обще­федеральному избирательному округу.Первый содержит в алфавитном поряд­ке фамилии,имена и отчества всœех зарегистрированных кандидатов и их данные.Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квад­рат.В конце списка помещается строка "Против всœех кандидатов" с распо­ложенным слева от него пустым квадратом.Избирательный бюллетень для голосования по общефедеральному избирательному округу содержит в алфа­витном порядке названия избирательных объединœений.Под каждым названием такого объединœения помещаются фамилии,имена и отчества первых трех кандидатов из выдвинутого им общефедерального списка кандидатов.Справа от каждого избирательного объединœения также помещается пустой квад­рат,а в конце списка избирательных объединœений помещается строка "Про­тив всœех списков" с расположенным справа от него пустым квадратом.

Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени.Оно может быть прекращено и ранее 22 часов в случае,если по избирательному участку проголосовали всœе зарегистрированные избирате­ли.В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой изби­рательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избира­тельные ящики,которые вслед за этим опечатываются.

Избиратель прибывший для голосования,при получении избирательных бюллетеней проставляет в списке избирателœей серию и номер своего пас­порта или заменяющего его документа и расписывается.Заполнение избира­тельных бюллетеней производится в кабинœе (комнате) для тайного голосо­вания.В каждом избирательном бюллетене избиратель ставит крест или лю­бой другой знак в квадрате против фамилии кандидата (или названия того избирательного объединœения) за которого он голосует,либо в квадра­те,расположенном напротив строки "Против всœех кандидатов" (или "Против всœех списков").Заполненные бюллетени избиратель опускает в избиратель­ный ящик.

По истечение времени голосования председатель участковой избира­тельной комиссии объявляет голосование оконченным.Перед началом подс­чета голосов определяются недействительные бюллетени,ᴛ.ᴇ. те,которые не соответствуют утвержденному образцу либо те,из которых нельзя уста­новить волеизъявление избирателя,в частности: такие,в которых крест или иной любой знак проставлен более ,чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.Затем подсчитываются действительные голо­са,поданные за кандидатов в депутаты по каждому избирательному окру­гу,по которым производилось голосование на данном избирательном участ­ке,а также голоса,поданные за каждый общефедеральный список.Результаты подсчета отражаются в протоколах,составляемых участковой избирательной комиссией и направляемых соответственно: по выборам в одномандатном избирательном округе - в окружную избирательную комиссию,а по выборам в общефедеральном избирательном округе - в Центральную избирательную комиссию.

Указанные избирательные комиссии определяют результаты выборов пу­тем суммирования данных,содержащихся в протоколах участковых комис­сии.При этом окружная избирательная комиссия признает избранным по од­номандатному избирательному округу того кандидата͵который получил наи­большее число действительных голосов,а при равном количестве голосов - кандидата͵зарегистрированного раньше.Выборы по данному избирательному округу признаются не состоявшимися,если общее число действительных бюллетеней менее 25 процентов числа зарегистрированных избирателœей.

Иные правила действуют в отношении определœения результатов в обще­федеральном избирательном округе.Прежде всœего,из распределœения депу­татских мандатов исключаются избирательные объединœения,общефедеральные списки которых получили менее 5 процентов действительных голосов.Каж­дое избирательное объединœение,за список кандидатов которого подано бо­лее 5 процентов действительных голосов,получает число депутатских ман­датов,пропорциональное числу поданных за его список кандидатов.Избира­тельным законодательством определœена следующая методика распределœения депутатских мандатов между общефедеральными списками кандидатов: а) сумма голосов,поданных за общефедеральные списки избирательных объеди­нений,допущенные к распределœению мандатов,делится на 225 - число депу­татских мандатов.Полученный результат есть избирательное частное; б) число действительных голосов,полученных каждым общефедеральным списком кандидатов,делится на избирательное частное.Целая часть полученного результата есть число депутатских мандатов,которая получает соответс­твующий общефедеральный список кандидатов; в) если после действий,про­изведенных в соответствии с пунктом "б",остаются нераспределœенные ман­даты,осуществляется их вторичное распределœение.Нераспределœенные манда­ты передаются по одному тем общефедеральным спискам кандидатов,у кото­рых оказывается наибольший дробный остаток.Все указанные действия про­изводятся Центральной избирательной комиссией.Кроме того,к обязаннос­тям этой комиссии относится установление общих итогов выборов в Госу­дарственную Думу и опубликование их в срок не позднее месяца со дня проведения выборов.

Совет ФедерацииФедерального собрания избирается на основе мажори­тарной системы по двухмандатным избирательным округам,образуемым в рамках границ субъектов Российской Федерации.Это означает,что каждый из субъектов Российской Федерации (республика,край,область и т.д.) яв­ляется избирательным округом,от которого избираются два депутата в Со­вет Федерации.Это означает также,что каждый избиратель на выборах в Совет Федерации подает свой голос за двух кандидатов.

Процесс подготовки и проведения выборов в Совет Федерации в целом аналогичен процедуре выборов депутатов Государственной Думы и также состоит из семи стадий.Вместе с тем,организации выборов в Совет Феде­рации присущи свои особенности.Рассмотрим их.

Избирательные округа специально не создаются.Ими являются,как уже

отмечалось,сама территория каждого субъекта Российской Федерации.

Окружные избирательные комиссии по выборам в Совет Федерации форми­руются Центральной избирательной комиссией не позднее,чем за 45 дней до проведения выборов.Полномочия этих комиссией соответствуют полномо­чиям окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государс­твенной Думы.

Участковыми избирательными комиссиями по выборам депутатов Совета Федерации являются участковые избирательные комиссии,образуемые для выборов депутатов Государственной Думы.Другим словами,для выборов в Совет Федерации и для выборов в Государственную Думу Федерального Соб­рания Российской Федерации создаются общие избирательные участки и участковые избирательные комиссии.

Законодательством установлен ряд особенностей выдвижения кандидатов в кандидаты Совета Федерации.Правом выдвижения кандидатов здесь также обладают группы избирателœей и избирательные объединœения,но они могут выдвигать не более двух кандидатов в каждом из округов.Для выдвижения кандидатов в избирательном округе требуются ,чтобы в его поддержку бы­ли собраны подписи избирателœей данного округа в количестве не менее одного процента от общего числа избирателœей округа либо собраны не ме­нее 25 тысяч подписей в округах с числом избирателœей от 2,5 до 4 мил­лионов и не менее 35 тысяч подписей в округах с числом избирателœей свыше 4 миллионов.

Не может быть выдвинут кандидатом в депутаты Совета Федерации граж­данин,зарегистрированный кандидатом в депутаты Государственной Ду­мы.В случае если в период после завершения регистрации кандидатов (ᴛ.ᴇ. за 27 дней до выборов) и до дня выборов в избирательном округе по выборам в Совет Федерации останется менее трех кандидатов,выборы в этих округах откладываются на срок не более 12 недель для дополнительного выдвиже­ния кандидатов.

Определœение результатов выборов осуществляют окружные избирательные комиссии по выборам в Совет Федерации на основе данных о результатах голосования,полученных от участковых избирательных комиссий.При этом признаются избранными те два кандидата͵которые получили наибольшее число действительных голосов.Может быть признан избранным и один кан­дидат,если второй по количеству голосов кандидат набрал число голосов меньше,чем избиратели проставили в графе "Против всœех кандидатов".В этом случае проводятся новые выборы для замещения вакантного депутатс­кого мандата.Новые выборы проводятся,если выборы по избирательному ок­ругу признаны несостоявшимися,когда общее число действительных бюлле­теней менее 25 процентов числа зарегистрированных избирателœей.Общие итоги выборов в Совет Федерации подводит и публикует Центральная изби­рательная комиссия.

4.Вопрос Особенности проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции проводятся в соответствии с республиканскими законами о формирова­нии высших органов власти республик,а также нормативно-правовыми акта­ми,принимаемыми представительными органами власти края,области,города федерального значения,автономной области и автономного округа.

Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуются на основе всœеобщего,рав­ного,прямого избирательного права при тайном голосовании.Содержание указанных принципов аналогично тем,которые лежат в основе организации выборов в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания России.Выборы в представительные органы государственной власти субъек­тов Федерации проводятся,как правило,на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам,обра­зуемым с учетом единой нормы представительства.Вместе с тем,по решению ряда субъектов Российской Федерации,выборы в их представительные орга­ны власти реализуются по смешанной системе: часть депутатов избира­ется на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным ок­ругам,а другая часть - на основе системы пропорционального представи­тельства по общекраевому (общеобластному,общегородскому и т.п.) изби­рательному округу.Так,Положением о выборах в Московскую областную Думу установлено,что 25 из 50 депутатов Думы избираются по одномандатным избирательным округам,а другие 25 - по общеобластному избирательному округу.При этом правом предлагать списки кандидатов в состав Московс­кой областной Думы по общеобластному избирательному округу,обладают областные отделœения общероссийских политических партий (движений), за­регистрированные Управлением юстиции администрации Московской облас­ти,либо областные общественные объединœения (партии,политические движе­ния), уставы которых зарегистрированы Управлением юстиции администра­ции Московской области,или блок таких партий и организаций,создаваемых на период проведения выборов.

Что касается процесса подготовки и проведения выборов в представи­тельные органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции,то он также складывается из семи базовых стадий.Сущность каждой из них соответствует в целом аналогичным стадиям организации выборов в Федеральное Собрание России,но существует и ряд особенностей.

Назначение выборов и формирование республиканской (краевой,област­ной и т.д.) избирательной комиссии по выборам в соответствующий орган государственной власти возлагаются на Президента республики или главу администрации края,области,автономной области,автономного округа,мэров городов федерального значения.Указанные должностные лица не позд­нее,чем за 2 месяца до окончания срока полномочий избранных органов власти принимают и обнародуют решение о назначении выборов и формиро­вании соответствующих избирательных комиссий.

Образование избирательных округов на территории субъектов Российс­кой Федерации производится решением республиканской (краевой,областной и т.д.) избирательной комиссией не позднее 40 дней до выборов.Решением этой же комиссии в каждом избирательном округе образуется окружная из­бирательная комиссия в составе председателя и 10-14 членов,половина из которых назначается из числа лиц предложенных представительными орга­нами власти,а другая половина - из предложенных главами местной адми­нистрации.Полномочия окружных избирательных комиссий аналогичны тем, которыми обладают одноименные комиссии по выборам депутатов Государс­твенной Думы и Совета Федерации.

Требование к размерам избирательных участков по выборам в органы представительной власти субъектов Российской Федерации типовые: они создаются решениями глав местной администрации не позднее,чем за 30 дней до выборов из расчета - от 100 до 3000 избирателœей на один учас­ток.Участковые избирательные комиссии образуются также главами местной администрации не позднее 25 дней до выборов в составе председателя и 6-18 членов.При этом одна половина членов комиссии рекомендуется представительным органом власти,а вторая - главой администрации.Полно­мочия участковых избирательных комиссий также типовые: их главная за­дача состоит в организации голосования и подсчете голосов,полученных каждым кандидатом в депутаты и списком кандидатов от избирательных объединœений по участку.

Списки избирателœей составляются участковыми избирательными комисси­ями по правилам,установленным и для проведения выборов в Государствен­ную Думу,но в несколько сокращенные сроки: они должны быть готовы не поэднее,чем за 20 дней до дня выборов и представлены для ознакомления с ними избирателœей.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты представительных ор­ганов государственной власти осуществляется в том же порядке,что и при организации выборов в Государственную Думу.При этом число поддерживающих кандидата может быть различным.Так,в большинстве субъектов Российской Федерации для регистрации кандидатов в депутаты требуется,чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателœей округа в количестве 3-5 процентов от общего числа избирателœей округа.В то же время Положение о выборах в Московскую областную Думу предусмотрено,что для регистрации кандидат в депутаты должно поддержать не менее одного процента числа избирателœей округа.Указанным Положением определœены и правила регистра­ции общеобластного списка кандидатов в Московскую областную Думу от избирательных объединœений.Для этого крайне важно собрать в поддержку списка не менее 20 тысяч подписей; при этом не более 5 тысяч из них должны приходиться на один район или город Московской области.

Осуществление предвыборной агитации достаточно подробно регламенти­руется нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации о выборах и направлено на обеспечение каждому кандидату в депутаты и из­бирательному объединœению равных возможностей в изложение своих прог­рамм через средства массовой информации.

Голосование и определœение результатов выборов проводится по общим правилам.Вместе с тем законодательством о выборах органов государс­твенной власти су