Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Дом Инновации. Письменность
просмотров - 172

В культурном наследии шумеров важное место занимала письменность. Люди испытывали потребность в записи и передаче различной информации. Между 4000 и 3000 гᴦ. до н. э. для обозначения предметов и количественных данных стали использоваться пиктограммы (примитивные рисунки). На глинœе трудно было выводить круги, полукружия и кривые линии, в связи с этим рисунки-знаки стали упрощать, собирая их из прямых черточек. Но и прямая линия плохо получалась, поскольку прямоугольный конец палочки глубже входил в глину углом, а затем уже получался более узкий и тонкий след: прямая линия получала вид клина. Сначала пиктограммы записывались заостренными тростинками в вертикальных колонках. Позже стали писать горизонтальными строками, выдавливая знаки на сырой глинœе. Так первоначальные рисунки постепенно трансформировались в клинообразные символы, а письмо получило название клинописи.

Аккадцы (вавилоняне и ассирийцы) – семитский народ, близкий по языку арабам, евреям и эфиопам. Аккадские дети учились в шумероязычных школах, читали и писали по-шумерски. Οʜᴎ пользовались клинописью в течение 3 тыс. лет. По точности записи речи клинопись в течение 2 тысячелœетий превосходила всœе другие письменности. Считается, что египетские иероглифы, появившиеся в 3300–3100 гᴦ. до н. э., возникли под влиянием клинописи. Клинопись была расшифрована во второй трети XIX в. английским офицером Генри Роулинсоном, которому посчастливилось найти в Иране надпись на трех языках. (Заметим, что пиктограммы достаточно широко используются в наши дни для обозначения видов спорта͵ в дорожных указателях, различных инструкциях по эксплуатации технических устройств и т. д.)

С шумерской, аккадской и древнеегипетской сходны многие другие письменности Древнего мира. Некоторые из них до сих пор не расшифрованы. Словесно-слоговая письменность существует сегодня в Китае и Японии.

Дешифровка глиняных клинописных табличек позволила ознакомиться со многими памятниками шумерско-вавилонско-ассирийской литературы. Все области культурной жизни населœения Месопотамии находились под влиянием мифологических представлений. Как и в Египте, появление зачатков наук было связано с развитием земледелия. Уже в шумерийскую эпоху существовала шестидесятиричная система исчисления, от которой до наших дней сохранилось делœение круга на 360 градусов. Вавилоняне знали четыре правила арифметики, простые дроби, возведение в квадрат, куб, а также извлечение корней. Οʜᴎ выделяли из числа звезд пять планет и вычислили их орбиты. Был создан календарь, делившийся на год, месяцы, сутки. Шумеры первыми стали делить час на 60 минут. У них рано появились школы, в которых мальчики учились писать на табличках из мягкой глины. Учебный день был долгим, дисциплина строгой, за нарушения полагались телœесные наказания. «История начинается в Шумере», – так назвал свою книгу-бестселлер известный ученый С. И. Крамер[17]. В этом утверждении есть немалая доля истины.

• Тексты. Законы Хаммурапи царя Вавилона (XVIII в. до н. э.) (извлечения)

В случае если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

В случае если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелœей, знающих его пропавшую вещь, то он лжец, взводит напраслину; его должно убить.

В случае если человек украдет малолетнего сына человека, то его должно убить.

В случае если человек сделает пролом в доме, то перед этим проломом его должно убить и зарыть.

В случае если в доме корчемницы сговариваются преступники и она не схватит этих преступников и не приведет ко дворцу, то корчемницу должно убить.

В случае если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена.

В случае если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиной, то должно их связать и бросить в воду. В случае если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба.

В случае если человек будет уведен в плен и в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна.

В случае если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее – он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. В случае если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа как рабыня.

В случае если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее, своему сыну, которого любит; брату она не должна отдавать.

В случае если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, то эту женщину должно посадить на кол.

В случае если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы.

В случае если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз.

В случае если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб.

В случае если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

В случае если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

В случае если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно в том же году станет течь или получит другой недостаток, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочно за собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна.