Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Дом Из истории вопроса
просмотров - 282

184.

Категория залога

Способы глагольного действия

183.

Двувидовые глаголы

182.

Глаголы, совмещающие значения совершенного и несовершенного вида, являются двувидовыми, но в условиях контекста могут выступать со значением, свойственным одному виду. Это глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): организовать, телœефонировать и т.п.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -и(ть), -е(ть): обещать, венчать, женить, казнить, молвить, ранить, велœеть.

В некоторых глаголах различие видового значения связывается с определœенным лексическим значением; ср.: Народ... толпою бежал за нами (П.) (несовершенный вид) - Кто-то бежал из Москвы, и ведено всœех задерживать(П.) (совершенный вид), а иногда выражается лишь в отдельных формах (ср.: родила - совершенный вид и родила - несовершенный вид).

С грамматической категорией вида взаимодействует лексико-грамматическая категория глагола, выражающая способы глагольного действия, ᴛ.ᴇ. те значения, которые связаны с процессом действия (какой-либо момент его осуществления, интенсивность проявления, внутренняя расчлененность и др.). Основные значения, связанные с выражением способа глагольного действия:

1) значение начинательности у глаголов совершенного вида, образованных при помощи приставок воз-, вз-, за-, по-, к примеру: возгореться, воспылать, взмахнуть, вскрикнуть, зашагать, загреметь, побежать, подуть;

2) значение ограничения действия во времени, в полноте проявления у глаголов совершенного вида, образованных с приставкой по- или несколькими приставками, к примеру: полежать, помечтать, посидеть, попридержать, пораздумать;

3) значение результативности (законченности действия, завершенности процесса) у глаголов совершенного вида, образованных с приставками про-, от-, у-, из-, к примеру: проспать, отлежать (руку), отгрузить, умаяться, измокнуть, исписать;

4) значение распределительное (дистрибутивное) у глаголов совершенного вида с приставками пере-, по- и несколькими приставками, к примеру: перебелить, перемыть, покусать, позакрывать;

5) значение интенсивности начала действия у глаголов совершенного вида, образованных при помощи суффикса -ну-, к примеру: грянуть, хлынуть;

6) значение прерывистости действия у глаголов несовершенного вида с приставкой по- и суффиксом -ив(а)-, к примеру: побаливать, покашливать, постукивать;

7) значение сопроводительное у глаголов несовершенного вида, образованных при помощи приставок при-, под- и суффиксов -ив(а)-, -ыв(а)-, к примеру: приговаривать, притаптывать, подмигивать, подпрыгивать.

Категория залога была и остается до настоящего времени предметом пристального внимания многих лингвистов. «...Разные грамматисты по-разному понимали объем и грамматическое содержание категории залога; одни видели в залоге лишь отражение отношений действия к объекту, другие включали в круг залоговых значений, сверх объектных отношений, и разные отношения действия к субъекту, третьи стремились ограничить понятие залога выражением отношения к субъекту».

Традиционное учение о залогах, ведущее начало от шести залогов М.В. Ломоносова, сохраняется до начала XIX в. и завершается работами Ф.И. Буслаева, у которого эта теория получает наиболее глубокую разработку.

Категория залога языковедами этого периода принято понимать как категория, которая выражает отношение действия к объекту. В связи с этим понятия залога и переходности-непереходности отождествлялись. Параллельно с переходностью-непереходностью в основу выделœения залога был положен и другой принцип - различение глаголов с аффиксом -ся и глаголов без этого аффикса. Смешение этих двух принципов и не дало возможности построить последовательную теорию залогов.

Принципиально иное толкование категория залога получает в работах К.С. Аксакова и особенно Ф.Ф. Фортунатова.

Ф.Ф. Фортунатов в статье «О залогах русского глагола» говорит о залогах как глагольных формах, которые выражают отношение действия к субъекту. Взамен лексико-синтаксического принципа Ф.Ф. Фортунатов в основу классификации залогов положил грамматическую соотносительность форм. Формальным признаком залога является аффикс -ся, в связи с этим выделяются два залога (возвратный и невозвратный). Ф.Ф. Фортунатов отказывается от отождествления залога и переходности-непереходности, но указывает на связь залоговых значений со значениями переходности-непереходности.

Другие исследователи (А.А. Потебня, А.А. Шахматов) рассматривали залог как категорию, выражающую субъектно-объектные отношения.

А.А. Шахматов в основу учения о залоге кладет признак переходности-непереходности и выделяет три залога (действительный, страдательный, возвратный). Шахматов дает тонкий анализ базовых значений аффикса -ся у возвратных глаголов.


Читайте также


  • - Из истории вопроса

    184. Категория залога Способы глагольного действия 183. Двувидовые глаголы 182. Глаголы, совмещающие значения совершенного и несовершенного вида, являются двувидовыми, но в условиях контекста могут выступать со значением, свойственным одному виду.... [читать подробенее]


  • - Из истории вопроса

    Демографическая история—органическая часть процесса метрического развития человечества, отражающая изменения динамики численности и воспроизводства населения в ее социально-исторической обусловленности. Начальные периоды демографической истории человека... [читать подробенее]


  • - Из истории вопроса.

    Основное содержание конкретных функций управления фирмой Понятие и классификация функций управления ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые... [читать подробенее]


  • - Из истории вопроса.

    Аборт – неблагоприятный фактор, влияющий на ЗОЖ Аборт (лат. abortus – выкидыш) – у человека прерывание беременности в сроки до 28 недель (т.е. до момента, когда возможно рождение жизнеспособного плода). Этосамопроизвольный аборт. Искусственный медицинский аборт производят... [читать подробенее]


  • - Из истории вопроса. Методология

    Разрыв между странами Западной Европы и США по уровню экономического развития фактически образовался более 100 лет назад и существует до сих пор. Известный западный экономиста. Мэддисонсчитает, что уже в 1870 г. США были крупнейшей страной мира, на которую приходилось 20 % ВНП... [читать подробенее]


  • - Из истории вопроса. Методология

    Разрыв между странами Западной Европы и США по уровню экономического развития фактически образовался более 100 лет назад и существует до сих пор. Известный западный экономиста. Мэддисонсчитает, что уже в 1870 г. США были крупнейшей страной мира, на которую приходилось 20 % ВНП... [читать подробенее]


  • - Из истории вопроса 6 страница

    лении схему расположения планок (хотя еще с большим трудом и далеко не во всех случаях). Существенные различия психологических форм мышления отчетливо обнаруживаются особенностями ориентировки в ситуации в зависимости от того, на какую часть субъектного результата... [читать подробенее]


  • - Из истории вопроса 5 страница

    Подробнее об эмоциональной оценке см.: Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969 (экспериментальные данные получены О. К. Тихомировым совместно с Ю. Е. Виноградовым). Первый уровень наиболее интуитивен. На линии, символизирующей данный уровень... [читать подробенее]


  • - Из истории вопроса 4 страница

    При оценке результатов опытов кроме прямого показателя— успеха или неуспеха в решении основных серий экспериментальных задач принимались во внимание следующие особенности деятельности испытуемых: степень развития способности к произвольному представлению, степень... [читать подробенее]


  • - Из истории вопроса 3 страница

    С одной стороны, мы вправе утверждать, что в основе принципа построения поведения животных лежит потенциальная связь оригинал —копия: если бы модели действительности, формирующиеся в мозгу высокоразвитого животного, не соответствовали этой действительности, не... [читать подробенее]