Категории
Дом
Б. Правила диспозиции. просмотров - 290
Фаза выбора и фаза погружения
В фазе выбора начинается этап самоограничений, на котором нужно определить:
• главное — второстепенное
• существенное — несущественное
• старое — новое
• известное — неизвестное
• общепринятое — оригинальное
• понятное — непонятное.
Далее, по мнению классической риторики, можно приступить к работе с энциклопедическим материалом, словарями, справочниками, монографиями, научными и деловыми документами, которые дают устоявшиеся представления о действительности.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, уже отобранный и упорядоченный корпус фактов получает перспективу — историческую, культурную, научную.
Задачей фазы погружения является гармонизация материала разного
происхождения: сейчас нужно проверить достаточность фоновых сведений и самостоятельных наблюдений, наличие противоречий.
Итак, на этапе «инвенция»,
· во-первых, происходит определение того, материал какого рода и в каких пропорциях составит сообщение;
· во-вторых, тема предстает как единство определенного количества аспектов, которые бывают представлены на разном уровне глубины,
· в-третьих, позиция автора получает завершенное выражение.
Подводя итоги, подчеркнем, что инвенция отвечала за то, что подготовленный материал доброкачествен, систематизирован и может быть основой будущей речи. Организовать само сообщение была призвана диспозиция.
Cледующий после инвенции этап создания речи — диспозиция.
Еще древние риторики сравнивали деятельность говорящего с деятельностью полководца. Выбор «воинов — идей» осуществлялся на этапе изобретения, а вот расстановка и передвижение этих войск — на этапе диспозиции. Этот раздел риторики фактически представлял собой «науку развития мысли, давая ощутить сообщение как процесс».
Основные требования к диспозиции были таковы:
• установить четкое членение сообщения;
• обеспечить внутреннюю связность между частями.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникает вопрос о соотношении плана и композиции речи.
Классическая и современная риторика не отождествляет эти понятия.
«План отражает внутреннюю структуру речи, это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому, содержательная схема речи…» (20, 33).
«В отличие от плана — внутренней структуры речи (что из чего вытекает), композиция выступления — это его реально — речевая, внешняя структура (что, за какой частью и как излагается)» (20, 34).
Для того чтобы понять, чем отличается план от композиции, представим себе, что вы задумали построить дом. Для этого сначала вы обсуждаете свои замыслы (идеи) с архитектором: что должно быть в этом доме, как он должен выглядеть и т.д. Затем вместе с архитектором составляете план дома. Т.е. план будущего дома можно рассматривать как идею. Но чтобы реализовать эту идею в жизни, нужно продумать план строительства будущего дома. В
риторике реализация идеи-плана и называлась композицией.
За многовековую историю риторика разработала множество образцов, которые помогают структурно организовать речь. Но в основе любого из них лежит простейшая композиционная схема:
• вступление;
• основная часть;
• заключение.
Композиция описания и повествования
Н. Ф. Кошанский в«Общей реторике» дает такие рекомендации для описания:
Как описывать предмет.