Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Дом Б. Правила диспозиции.
просмотров - 180

Фаза выбора и фаза погружения

В фазе выбора начинается этап самоограничений, на котором нужно определить:

• главное — второстепенное

• существенное — несущественное

• старое — новое

• известное — неизвестное

• общепринятое — оригинальное

• понятное — непонятное.

Далее, по мнению классической риторики, можно приступить к работе с энциклопедическим материалом, словарями, справочниками, монографиями, научными и деловыми документами, которые дают устоявшиеся представления о действительности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, уже отобранный и упорядоченный корпус фактов получает перспективу — историческую, культурную, научную.

Задачей фазы погружения является гармонизация материала разного

происхождения: сейчас нужно проверить достаточность фоновых сведений и самостоятельных наблюдений, наличие противоречий.

Итак, на этапе «инвенция»,

· во-первых, происходит определœение того, материал какого рода и в каких пропорциях составит сообщение;

· во-вторых, тема предстает как единство определœенного количества аспектов, которые бывают представлены на разном уровне глубины,

· в-третьих, позиция автора получает завершенное выражение.

Подводя итоги, подчеркнем, что инвенция отвечала за то, что подготовленный материал доброкачествен, систематизирован и может быть основой будущей речи. Организовать само сообщение была призвана диспозиция.

Cледующий после инвенции этап создания речи — диспозиция.

Еще древние риторики сравнивали деятельность говорящего с деятельностью полководца. Выбор «воинов — идей» осуществлялся на этапе изобретения, а вот расстановка и передвижение этих войск — на этапе диспозиции. Этот раздел риторики фактически представлял собой «науку развития мысли, давая ощутить сообщение как процесс».

Основные требования к диспозиции были таковы:

• установить четкое членение сообщения;

• обеспечить внутреннюю связность между частями.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникает вопрос о соотношении плана и композиции речи.

Классическая и современная риторика не отождествляет эти понятия.

«План отражает внутреннюю структуру речи, это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому, содержательная схема речи…» (20, 33).

«В отличие от плана — внутренней структуры речи (что из чего вытекает), композиция выступления — это его реально — речевая, внешняя структура (что, за какой частью и как излагается)» (20, 34).

Для того чтобы понять, чем отличается план от композиции, представим себе, что вы задумали построить дом. Для этого сначала вы обсуждаете свои замыслы (идеи) с архитектором: что должно быть в этом доме, как он должен выглядеть и т.д. Затем вместе с архитектором составляете план дома. Т.е. план будущего дома можно рассматривать как идею. Но чтобы реализовать эту идею в жизни, нужно продумать план строительства будущего дома. В

риторике реализация идеи-плана и называлась композицией.

За многовековую историю риторика разработала множество образцов, которые помогают структурно организовать речь. Но в основе любого из них лежит простейшая композиционная схема:

• вступление;

• основная часть;

• заключение.

Композиция описания и повествования

Н. Ф. Кошанский в«Общей реторике» дает такие рекомендации для описания:

Как описывать предмет.