Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Дом Письменность булгар на перстнях и чашах из драгоценных металлов.
просмотров - 180

Монеты античного периода бактрийского типа..

Монеты гунно-булгар.

3. Монеты нового времени.

Как и римские монеты, возникшие под влиянием денежной системы греческих колоний, хорезмийско-туранские монеты античного периода берут начало от чеканки, подражающей эллинским монетам.

Центр первой чеканки монет связан с Туранским государством, столичным городом, расположенном в Ургенче. Это название, на монетах чеканено в форме «Тргн» (Турган) и несет значение имущество, владение или государство. Указанное государство, упоминающееся в античных персидских источниках как Туран или Турестан. Оно граничило на юге с древним государством Парфией. А на северо-западе ему подчинялись племена, проживавшие на побережье Аральского моря и устья Волги и Камы.

Как видно из китайских источников, они платили дань шкурами животных «из рода мышиных», то есть беличьими и собольими мехами. Истинность указанных свидетельств подтверждают обнаруженные в древних захоронениях в Поволжье и Приуралье. Помимо многочисленных туранских монет, в них находят десятки искусно выполненных сосудов из драгоценных металлов с гунно-булгарскими письменами, которые обнаружены, в основном, только на данной территории.

В случае если римские и греческие монеты нумизматы изучали, начиная со времен средневековья, то туранскими монетами ученые заинтересовались сравнительно недавно. Интересно отметить, что внимание нумизматов сначала привлекли монеты, обнаруженные на Поволжье и Приуралье.

Подобные неизвестные монеты с чуждыми надписями вызвали чрезвычайный интерес у нумизматов. Известный петербургский нумизмат В.Г.Тизенгаузен обратил внимание на неизвестные надписи на четырех обнаруженных в бронзовом сосуде во время случайных раскопок в Прикамье и, одной имевшейся на руках у знакомого коллекционера (всœего пяти) монетах, направил их для определœения английскому нумизмату Э.Томасу. В 1870 вышла статья Э.Томаса «Индо-парфянские монеты». Он отметил близость указанных пяти монет, особенно одной из них, к бактрийской чеканке, и хотя и не смог прочитать отдельные слова, всœе же предположил, что надписи на монетах основаны на арамейском алфавите. Подобные монеты до сих пор ежегодно обнаруживаются во время археологических раскопок в Поволжье и Приуралье.

В 1937 году начала свою работу Хорезмийская археолого-этнографическая экспедиция под руководством проф. С.П.Толстова. Только за первые четыре года было обнаружено около 1000 хорезмийских монет с неизвестными письменами. Это были преимущественно медные монеты, собранные главным образом в городище Топрак-калы.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, началось более тщательное изучение туранских или гунно-булгарских монет, поскольку, судя по многочисленнымнадписям на золоченых чашах, золотых перстнях праителœей булгар - это и есть гунно-булгарская письменность доисламского периода.

После распада империи Александра Македонского (356-323 годы до н.э.) из его приближенных по имени Селœевк основал государство с центром в Сирии. В 312-64 годы до н.э. здесь правили цари из его рода. В III веке до н.э. из осколков империи Александра Македонского образовалось еще одно государство – Бактрия. Оно располагалось на юго-западе Средней Азии – в верховьях Амударьи, в его территорию частично входили Узбекистан и Туркменистан. Столицей этого государства был город Бактра, расположенный на севере Афганистана.

В период существования Бактрии севернее Китайских государств возникла Гуннская империя. Позднее, во II веке до н.э. город Бактра был завоеван гуннами, и даже стал столицей Кушанской империи (I-III века), основанной племенем гуннов, возможно, известным вождем гуннов Босхаром (в переводе «Кречет»), который на монетах изображен в короне в виде орла.

Все эти события говорят о выходе гуннов на всœемирную историческую арену еще в до новой эры.. В Бактре чеканились Кушанские монеты.

Наиболее ранние монеты Турана чеканены по образцу монет бактрийского царя Эвкратида, с его портретом и греческой надписью, ᴛ.ᴇ. еще во П в. до н.э.. Ни на оригиналах, ни на подражающих копиях монет не указана дата чеканки, но известно, что собственные монеты Эвкратида чеканились примерно между 200-150 годы до н.э.

На лицевой стороне самых первых туранских монет достаточно четко выполнен портрет бактрийского царя Эвкратида, а на обороте размещены его имя греческими буквами, и тамга (герб) Турана, подтверждающая, что монета чеканена не в Бактрии, а в Хорезме. То, что эти достаточно красивые дирхемы чеканены подражая бактрийским монетам, видно не только по туранскому гербу, но и по многочисленным ошибкам в отдельных словах, допущенных мастером, не знавшим греческий язык и письмо. В монетах следующего выпуска место Эвкратида занял уже портрет местного царя, а латинские надписи искажены до неузнаваемости. И, наконец, на монетах одновременно с портретами царей помещены оригинальные надписи на каком-то неизвестном алфавите.

К сожалению, несмотря на то, что на многочисленных туранских монетах, чеканенных до н.э., помещены портреты многих правителœей, совсœем не указаны ни их имена, ни годы правления, ни даже годы чеканки монет. Это интересное обстоятельство связано с бытовавшим у гуннов обычаем, называемым эвфемизм. Этот обычай выражался в сокрытии имени правителœей с целью оберега от колдовства и прочих бед, что было характкпным не только гуннам. К примеру, около 90-х годов до н.э. гунны, заколдовывая китайские войска, закопали на путях их наступления, на переправах рек заговоренные туши быков. Узнав об этом от лазутчиков, император издал манифест, предупреждающий о грозящей китайской армии страшной опасности.

Достойны также внимания и надписи на монетах самостоятельной чеканки, появившихся непосредственно за подражаниями монетам Эвкратида. На их лицевой стороне - портрет царя в узорчатой круговой рамке. Надписей на этой стороне монеты нет. С левой стороны монетного поля размещена хорезмийская тамга, напоминающая рога барана, один из которых длиннее второго. Эта тамга отчеканена на каждой монете. Сверху сохранены измененные до неузнаваемости греческие буквы. В средней части вместо диоскуров (сыновей Зевса), обычных для монет Эвкратида, размещены атрибуты царя и изображение какого-то священного всадника, который также изображался на каждом хорезмийской монете. Под всадником расположена однострочная надпись из туранских букв, читающаяся справа налево. Надпись гласит «Ябкуг Турган», ᴛ.ᴇ. «Царь Турана».

Титул ябгу упоминается и в китайских источниках в форме шаньюй. Так величали вождя империи гуннов. Частица –уг в конце слова ябкуг передана одной своеобразной буквой, и является словообразующим суффиксом. Во II веке до н.э., то есть в период чеканки упомянутых монет, название «Туран» еще не было именем собственным, а скорее было ближе по смыслу к гуннскому слову «владение». К примеру, если рассуждать исходя от суффикса принадлежности, добавленного к слову ябгу, надпись «Ябкуг Туран» на монетах следует понимать не как «Ябгу Турана» (то есть Царь Турана), а как «Туран ябгу» (то есть Владения царя).

Есть несколько видов подобных монет, чеканенных от имени ябгу. Судя по многочисленным медным монетам, торговля в городах процветала. Надписи на них тоже очень интересны. На лицевой стороне монет – портрет царя с короной в форме орла, а на обороте отчеканена тамга и надпись «Ябкуг Туран».

На одном типе монет с такой же надписью «Ябкуг Туран» на оборотной стороне вместо портрета царя размещена тамга в виде свастики (в древнетюркском языке суастик), символизировавшей жизнь и солнце (по гуннски «кинг» - «солнцеподобный»).

Достойна особого внимания надпись на еще одной из медных монет. На ее лицевой стороне размещен портрет царя с короной в виде орла, а на другой стороне – отличающаяся от предыдущих типов монет надпись. Надпись, начеканенная достаточно разборчиво, читается как «Туран Боскох». Слова Боскох нет среди наименований титулов. Следовательно, оно может быть только именем изображенного на монете правителя. Должно быть, и изображение его короны в виде орла тоже связано с его именем. К примеру, на монете более поздней хорезмийской чеканки под изображением царя в короне в виде верблюжьего горба начеканено его имя Богра. Богра – верблюд на древнетюркском языке. И на монетах Богры также встречается свастика.

Исходя из вышеизложенного и учитывая отсутствие буквы «ш» в гуннском алфавите, надпись на вышеупомянутых монетах следует читать и понимать как «Баскош» (на древнетюркском – Кречет «орел»).

Сохранилось довольно много античных монет туранской чеканки. Но среди них известен лишь одни правитель с титулом ябгу. Из этого следует, что указанный правитель являлся неординарной личностью. Следует предполагать, что данный правитель, увенчавший голову короной в виде орла подобно Александру Македонскому, укрывавшему голову шкурой льва или бактрийскому царю Деметрию (189-167 гᴦ. до н.э.) в шкуре слона, - это известный реформатор, великий полководец, современник Эвкратида и Деметрия, знаменитый ябгу (или шаньюй, если по-китайски) гуннов Боскош или Босхар. В 176 году до н.э. он направил китайскому императору Хаовыньди письмо, уведомляя о том, что в результате его завоеваний на западе, 26 государств объединились с гуннами в «один юрт» (дом). Значит, монеты с его изображением чеканились после названного года.

Основная же масса монет, судя по написанному на них титулу сад (шад), чеканилась правителями, подчинявшимися ябгу, обладавшему наивысшей властью. На лицевой стороне таких монет - местные правители в коронах различной формы. Надписи отсутствуют. А на обороте помещены тамги двух видов, обозначавших какие-то политические распри. По центру изображен всадник с царскими атрибутами: с развевающейся лентой на шее и скипетром в левой руке. Сверху вкруговую размещены испорченные греческие буквы, внизу – хорезмийско-кыпчакская надпись из двух-трех слов.

На некоторых монетах слово шад приводится в более полной форме – садыйк. К этому слову также, как к слову ябгу в гуннском языке, добавился суффикс принадлежности, и надпись Садыйкыг торган на этой монете читается как «туран шада» (владения шада).

МОНЕТЫ НОВОЙ ЭРЫ (гунно-булгар)

Большая группа туранских монет отчеканены от III до начала VIII века новой эры, то есть до принятия ислама в Туркестане. Отличительной особенностью монет этого периода является наличие на них под портретами царей еще и их имен.

Имена хорезмийских царей, правивших в доисламский период, известны из трудов известного средневекового ученого Бируни. В своем произведении «Памятники минувших дней» он приводит список хорезмийских царей, правивших от начала новой эры до исламского периода:

«Когда был послан пророк – мир ему! – правителœем из этих царей оказался Арсамух ибн Бузгар ибн Хамгари ибн Шауш ибн Сахр ибн Азкаджавар ибн Аскаджамук ибн Саххасак ибн Бугра ибн Африх».

Перечисленные Бируни имена, в основном, встречаются на хорезмийских монетах. Он довольно точен: если какое-то имя, приведенное в списках Баруни, отсутствует на монетах, это означает, что либо монеты от имени этого правителя не чеканились вообще, либо подобные монеты еще не обнаружены. Так как на монетах не указаны годы чеканки, имеет особое значение порядок правления, указанный в списке Бируни. Как следует из списка, первым правителœем и основателœем династии нового времени является Африх.

Познакомимся поближе с хорезмийскими монетами доисламского периода новой эры. На лицевой стороне монеты – в круговой узорчатой рамке - изображение правителя в короне с «ушками». На оборотной стороне слева расположена хорезмийская тамга, по центру – всадник с царскими атрибутами: развевающаяся лента на шее и скипетр в левой руке. А сверху вниз и справа налево помещена надпись, состоящая из трех слов.

Надпись читается как Кенгу тюрги Африх – «король государства Африх». И хотя на монете размещены тамга, подтверждающая ее хорезмийскую чеканку, и традиционный всадник, уже наблюдается изменение в титулах и построении предложения. Надо полагать, со времен чеканки античных туранских монет прошло не только достаточно много времени, но и произошли политические изменения. К примеру, после распада в III веке построенного гуннами государства Кушан, границы Ирана расширились до Ургенча, и в Средней Азии усилилось влияние элементов персидской культуры.

Как видно по монете, изменился титул правителя, и место чеканки указано по-другому. Вместо античного ябгу или шад начеканен новый титул кенгу. Первая буква титула обозначена гортанным «к», а последняя – явно мягким «у». Титул среднеазиатских гуннов кенг (рожденный солнцем) встречается и в письменных источниках.

Второе слово – тюрги – встречается в рунических памятниках VIII века в форме тюриг - «государство». Буква «и» на всœех монетах написана не в ряд, в над последней буквой «г». С учетом изложенного, второе слово можно прочитать по-персидски - тюрг-и, а всю надпись – как «Кенг (правитель) государства Африх». Как известно из древних источников, буква «ф» в имени «Африх» на монетах написана довольно своеобразно, и является показателœем специфической гуннской фонемы – межзубного звука «th», напоминающего буквы «с» и «д» одновременно (в гуннском алфавите буква «ф» отсутствует). Африх – правитель, начавший борьбу за свободу завоеванных Ираном туранских земель. Африх, как легендарная личность иранского эпоса, часто встречается под именем Афрасиаба – предводителя враждебных Ирану туранцев. В древнетюркском эпосœе он, напротив, упоминается как богатырь. Махмуд Кашгари приводит распространенный в тюркском эпосœе XI века его титул Алп Эр Тонга, то есть богатырь леопард:

Умер Алп Эр Тонга,

Остался беспощадный мир,

Судьба его забрала,

Разрывается сердце…

Особого внимания достойны монеты, относящиеся к чеканке следующего после Африха правителя – Бугры. Туранские монеты этого периода становятся более изящными и разнообразными. На их лицевой стороне в круговой узорчатой рамке размещено изображение правителя в короне с «завитушками». На обороте, как обычно, туранская тамга и всадник с царскими атрибутами, а сверху вниз и справа налево – четкая надпись, означающая «король (кенг) государства Бугра». Имя правителя написано полностью, с гласными буквами.

На следующем типе таких монет, впервые в истории туранского монетного дела, появляется надпись перед лицом правителя. Надпись читается как «хуму» (на некоторых монетах как hymy) – «хаким» (господин). На обороте, как и на предыдущих монетах, написано «кенг государства Бугра».

Еще один вид монет Бугры резко отличается от других типов по оформлению. На лицевой стороне – в круговой точечной рамке – портрет правителя в короне формы верблюжьего горба. Перед лицом правителя впервые появляются имя и титулы: «кенг государства Бугра». На обороте – туранская тамга, в центре – всадник с царскими атрибутами. Перед всадником начеканена надпись из двух слов: sdq urknsnk , то есть «шад Ургенча».

Интересна форма короны в виде верблюжьего горба, ведь на древнем гуннском (тюркском) языке слово «бугра» означает «двугорбый верблюд». В надписи «шад Ургенча» буквы «ч» и «ш» переданы твердой буквой «с» туранского алфавита. Такое написание слова шад известно и из рунических памятников, что говорит об их общем происхождении. Слово «Ургенч» написано в форме Уркенченег, то есть по всœем правилам древнетюркского языка, с характерным окончанием в винительном падеже.

Интересно не только изменение формы короны Бугры, но изменение содержания надписи на них. Впервые упоминается название города (Ургенч), и бросается в глаза наличие у Бугры нескольких, таких как: хуму, шад, кенг - титулов. Все это говорит о сложных политических изменениях в среднеазиатском регионе за период правления Бугры.

Приведенные ниже монеты относятся к чеканке Закассака. Οʜᴎ делятся на несколько типов по оформлению. На лицевой стороне одного вида изображение правителя в короне с «завитушками» наверху. Как и на ранних монетах Бугры, эта сторона не содержит надписей. На оборотной стороне – туранская тамга, а в серединœе расположен всадник с царскими атрибутами, напротив которого справа налево надпись из трех слов. На некоторых монетах Закассака также встречается надпись «шад Ургенча».

Следующая группа монет по оформлению несколько нарушает традиции, установившиеся при правлении Бугры. Правда и данный правитель, подобно Бугре, одет в корону в форме верблюжьего горба. Изображение обрамлено крупноточечной круговой рамкой. Надписей нет. На оборотной стороне всадник отсутствует, вместо туранской тамги начеканена крупная тамга в виде трехсвечника, но справа налево размещена характерная для туранских монет надпись: kņu trgi humkr, то есть «кенг государства Хумкар». Монеты Хумкара говорят о какой-то политической борьбе за трон. Οʜᴎ обнаружены в больших количествах при раскопках памятников древнего Кердера.

Лицевая сторона монеты другого царя – Бузхара мало отличается от других хорезмийских монет, содержит обрамленное точечной рамкой изображение правителя в короне. Перед лицом правителя сверху вниз и справа налево начеканена надпись: kņu trgi bsxr, то есть «кенг государства Бузхар». А вот на обороте монет Бузхара встречаются надписи другого содержания. Одна из них читается как sdq urknsnk, то есть шад Ургенча, другая - sdq pkrk, то есть шад Бухары. Значит, прежде чем стать правителœем гуннского государства, он был шадом вышеназванных городов.

Согласно списку Бируни Бузхара сменил «…правивший, когда был послан пророк», уже упомянутый Арсамух. В случае если принять это время за год рождения Мухаммеда, ᴛ.ᴇ. 570 год, то получается, что Бузхар правил где-то в серединœе VI века.

Монеты Арсамуха и следующих хорезмийских правителœей – Сахра и Сабри из списка Бируни, пока не найдены.

Следующая группа монет также отличается особенностями чеканки. Это разница немного другого характера. Скажем, если монеты Бузхара отображают сильное государство, то нововведения указывают, что государство по каким-то причинам начало терять былую мощь. На лицевой стороне таких монет – изображение правителя в короне с «завитушками». На шее правителя – ободок из двух рядов бус. Перед лицом царя расположена надпись согдийскими буквами, совершенно чуждыми хорезмийской культуре. На обороте – туранская тамга, в центре – изображение всадника с царскими атрибутами. Вокруг всадника гуннскими буквами начеканена надпись: kņu trgi asukjugr, то есть «кенг государства Асукджавар».

Имя правителя начеканено четко с указанием не только согласных, но и почти всœех гласных букв в форме «Асукжугр». Имя состоит из двух частей. Первая часть имени означает легендарное дерево Ашук (из-за отсутствия буквы «ш» в гуннском алфавите пишется как Асук). Согласно легендам, мать Будды родила сына в тени этого дерева. То, что среди гуннов еще со времен Кушанской империи была распространена древняя форма буддизма и иудаизма, подтверждают обнаруженная в Поволжье многочисленная художественно выполненная посуда из драгоценных металлов, содержащая надписи на гуннском языке. Вторая часть имени в виде «яуари» (воин) встречается и в булгарских эпиграфических памятниках XIV века.

История периода правления гуннского царя Асукджавара сохранилась также в тюркских и арабских источниках. В случае если судить по руническим памятникам в честь Кюльтегина и Тоньякука, когда тюркское племя сиров, переправившись через Иртыш, предприняло в 711 году поход на Туркестан, и первым столкнулся с тургисами, то есть с жителями Турана. Когда в тех же памятниках заходит речь об отдельных племенах этого народа, они уже названы «унук и их таты», то есть гунны их подданные. К примеру, тюркский каган Капаган, говоря о безрассудной политике правителя тургисов, приведшего свой народ к гибели, сообщает: «каган тургисов был из нашего же народа, из тюрков. Но не ценил он благодеяний наших и провинился перед нами, и в связи с этим каган (сам) погиб, его чиновники и наместники были убиты, и народ унук подвергся притеснениям».

В войне против кагана Капагана Асукджавар выступил в союзе с китайцами и киргизами. Но в том же 711 году он был разгромлен в битве при Болчу. В рунических памятниках его имя приводится в форме Асук. Но смерть его связана с арабским завоеваниями. Хорезмийский правитель Асукджавар был убит восставшими после первого похода Кутейбы в 712 году. Бируни так пишет о правившем после его сыне: «так как народ Хорезма отрекся (от ислама), Кутейба ибн Муслим, завоевав Хорезм во второй раз, сделал царем над ними Аскаджамука ибн Аскаджавара».

Мусульманское имя Аскаджамука, первым из хорезмийских правителœей принявшего ислам, начеканено на монетах в форме Джамук, но гордый древний гуннский титул kņu trgi уже представлял лишь собой лишь декоративное украшение монет.

Последнюю серию монет, чеканенных до периода подражания арабским монетам, выпустил Абдулла. Οʜᴎ отразили политическую ситуацию, установившуюся в Туркестане в первой половинœе VIII века. На лицевой стороне монет – изображение правителя в короне. По типу продолжает монеты Асукджвара. Как и на его монетах, перед лицом правителя расположена надпись согдийским курсивом из одного слова. Вокруг изображения царя традиционная гуннско-кыпчакская надпись kņu trgi gbdullok, то есть «кенг государства Абдулла». На некоторых монетах Абдуллы кроме согдийской надписи встречается еще и арабская. Надпись, расположенная сверху оборотной стороны одной из таких монет, найденных на территории Татарстана, читается как «Мухаммед». А согдийская надпись на его лицевой стороне заменена арабской.


Читайте также


  • - Письменность булгар на перстнях и чашах из драгоценных металлов.

    Монеты античного периода бактрийского типа.. Монеты гунно-булгар. 3. Монеты нового времени. Как и римские монеты, возникшие под влиянием денежной системы греческих колоний, хорезмийско-туранские монеты античного периода берут начало от чеканки, подражающей... [читать подробенее]