Категории
- Астрономия
- Биология
- Биотехнологии
- География
- Государство
- Демография
- Журналистика и СМИ
- История
- Лингвистика
- Литература
- Маркетинг
- Менеджмент
- Механика
- Науковедение
- Образование
- Охрана труда
- Педагогика
- Политика
- Право
- Психология
- Социология
- Физика
- Химия
- Экология
- Электроника
- Электротехника
- Энергетика
- Юриспруденция
- Этика и деловое общение
Демография
ВВЕДЕНИЕ просмотров - 437
Е.А. Антипова
МИНСК
Практикум
НАСЕЛЕНИЯ МИРА
ГЕОГРАФИЯ
для студентов географического факультета
УДК 911.3:312(07)
ББК 65.04я7
А 72
Автор-составитель
Рекомендовано Ученым советом
географического факультета
27 октября 2006 ᴦ., протокол № 2
Рецензент
кандидат географических наук,
доцент Л.В. Атоян
Антипова Е.А.
А 72 География населения мира: практикум для студентов геогр. фак. Е. А. Антипова. – Минск.: БГУ, 2006. –48 с.
Практикум разработан на основании типовой учебной программы по дисциплине «География населения мира», изучаемой студентами географического факультета БГУ. В нем приведены тематический план, практические и семинарские задания с методическими рекомендациями по их выполнению, перечень публикаций для тематических интернет-обзоров, контрольные вопросы, список литературы.
УДК 911.3:312(07)
ББК 65.04я7
©БГУ, 2006
География населения занимает ведущее место в структуре дисциплин социально-экономической географии и является базовым курсом для студентов географических специальностей. Изучение данной дисциплины в комплексе с другими базовыми географическими предметами позволяет сформировать профессионально подготовленного специалиста-географа и гармонически развитую личность.
Изучение численности, структуры и географических аспектов территориального распределения и перераспределения населения позволяет студентам понять комплексность и многоплановость территориальной организации общества, его взаимосвязей с окружающей средой.
Основной целью дисциплины «География населения мира» является комплексное изучение и выявление базовых закономерностей в территориальных и структурных сдвигах демографического развития мира, размещения населения и этнических процессов. Основное внимание в ходе изучения дисциплины уделяется следующим блокам вопросов: краткая история географического изучения населения и роль отдельных ученых и научных школ в накоплении и развитии научного направления социально-экономической географии – географии населения; определение роли международных специализированных демографических организаций в накоплении сведений в области народонаселения, регулировании мировых демографических процессов, разработке международных документов по проблемам населения; изучение демогеографических процессов мира; изучение миграций населения в истории человечества и в современном мире как глобального процесса ХХІ века; географическое изучение размещения населения и современных форм расселения; географическое изучение современного процесса урбанизации и его последствий; изучение географии этносов, современных этнических процессов и территорий этнических конфликтов; проведение сравнительной характеристики демографического развития Беларуси на фоне общеевропейских и общемировых тенденций.
Преподавание дисциплины базируется на большом массиве текущей статистической демографической информации по всем странам мира, ежегодно обновляемой за счет INTERNET-ресурсов специализированных международных организаций в области народонаселения (Отдел населения департамента экономических и социальных проблем ООН (http://www.un.org/popin), Программа ООН по развитию (http://www.undp.org), Организация ООН по вопросам образования, культуры и науки (http://www.unesco.org), Фонд ООН в области народонаселения (http://www.unfpa.org), Бюро Цензов США (http://www.census.gov/), Исследовательское бюро по народонаселению (Population Reference Bureau).
Изучение базовых тем дисциплины предполагает выполнение заданий экономико-географического практикума, который представлен следующими модулями:
· практическая работа;
· вопросы для контроля знаний;
· промежуточный тестовый контроль;
· тематический ИНТЕРНЕТ-обзор;
· задания на контурной карте.
Значительный объем теоретического, фактологического и статического материала, который должен усвоить студент в ходе изучения дисциплины, предполагает в свою очередь использование широкого спектра разновидностей практикума. К ним относятся:
· математический – определяющий навыки студента в применении математических методов по географии населения (напр., рассчитать ежегодные темпы роста населения, рассчитать демографические коэффициенты и др., сделать территориальную группировку стран по данному показателю);
· аналитический – направленный на выявление способностей студента в области систематизации полученных знаний и их обобщения (напр., сделать выводы об экономико-географических факторах и региональных типах того или иного демографического процесса и т.д.);
· тестовый – направленный на оптимизацию академического времени во время занятия и содержащий разнообразные формы (альтернативный тест; тест-классификатор; тест-определитель; формулировка тест-вопросов по теме; тест с массивом правильных и неправильных ответов);
· картографический – способствующий выявлению умений студента применить знания социально-экономического картографирования в разработке картограмм и картодиаграмм с помощью программы Adobe Illustrator.
Некоторые темы практикума представлены двумя блоками заданий: групповые задания, выполнение которых предполагается либо академической группой, либо в системе «малых групп», и индивидуальные задания, выполнение которых предполагается одним студентом и возможно по вариантам (в разрезе предложенных групп стран).
Читайте также
ЛЕКЦИЯ 8. Программный комплекс Robur-Rail В современных условиях приходится все чаще сталкиваться со сжатыми сроками выполнения проектно-изыскательских работ. При этом необходимо удовлетворять жестким требованиям к качеству проектных решений. Выходом является широкое... [читать подробенее]
Градостроительное законодательство в современной России начало формироваться с 1990-х гг., когда появилась многоукладная экономика и значительно усложнились отношения между различными субъектами градостроительной деятельности. Суть любого градостроительного права в... [читать подробенее]
Преподаватель В.С. Шабрин Благоустройство городских территорий Градостроительства и архитектурыЦели и задачи предмета Задачи: а) преобразование системы путей сообщения - улиц с автомобильным движением и основных пешеходных трасс в пределах района... [читать подробенее]
МОСКВА Конспект лекций Чудина Н.А., ЧУДИНА Ю.А. Анатомия нервной системы человека Пособие для студентов-психологовИздательство Российского университета дружбы народов Оглавление Тема 1. Введение в анатомию центральной нервной... [читать подробенее]
КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА УЧЕТА И АУДИТА ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕТЕ, ЧАСТЬ ІІ конспект лекций для студентов, обучающихся по направлению 6.030509 «Учет и аудит» Керчь, 2010 Автор: ст.... [читать подробенее]
План Міжнародний валютний фонд у системі валютно-кредитних відносин. Світовий банк та його складові інституції. Міжнародні регіональні кредитно-фінансові інституції. Рекомендована література: Л. 15, с. 505-523; Л. 16, с. 308-322; Л. 18, с. 382-407; Л. 20, с. 405-425. Міжнародний валютний... [читать подробенее]
Современный уровень развития науки и техники обуславливает внедрение во все области хозяйственной деятельности высоких информационных технологий, которые базируются на бурном росте достижений в области микроэлектроники, схемотехники и разработке программного... [читать подробенее]
Л Е К Ц И Я № 25 Полковник Д. Ершов « » ____________2012г. Учебная дисциплина: «Проектирование автомобильных дорог и ВАД» Специальность: 271502 – Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей Специализация... [читать подробенее]
1. Предмет, задачи и специфика садово-паркового строительства 2. Классификация садово-парковых объектов 3. Виды садово-парковых работ 4. Организация процесса создания садово-парковых объектов 1. Предмет, задачи и специфика садово-паркового строительства Сложный... [читать подробенее]
Железнодорожные подъездные пути связывают общую сеть железных дорог непосредственно с местами производства, хранения и потребления грузов. Большинство грузов принимаются железными дорогами к перевозке и выдаются грузополучателям на подъездных путях, где эти грузы... [читать подробенее]