Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Демография Лекция 3. Теория демографии.
просмотров - 635

Несмотря на некоторую стабилизацию численности населœения в трудоспособном возрасте, изменяется соотношения в трудовой структуре населœения. К 2015 году, согласно прогнозам, численность вступающих в трудоспособный возраст сократится почти в два раза (1,2 млн. человек против 2,4 млн. человек в 2001 году), а численность выходящих за пределы трудоспособного возраста͵ напротив, возрастёт с 1,5 млн. человек в 2001 году до 2,1 млн. человек. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, численность выходящих за пределы трудоспособного возраста будет почти в два раза превышать численность вступающих в трудоспособное населœение.

Поскольку очень значительное число наук изучает разнообразными методами населœение (экономика, география, санитарная статистика, социология, политология, геополитика, экология человека, этнография и этнология, педагогика и т.д.), но каждая имеет свой четко выраженный аспект, то следует структурировать проблемные и межпредметные поля данных дисциплин с точки зрения демографии.

При структурном рассмотрении демографического знания выделяют области и уровни исследования.

Области исследования определяются системным характером предмета демографических исследований. В демографии выделяют: изучение процессов брачности и прекращения брака, демографических функций семьи и воспроизводства брачной и семейной структур населœения, рождаемости, её социальной обусловленности, смертности и её социальной обусловленности, воспроизводства населœения, роста его численности, взаимосвязей демографических процессов и структур.

При общих методологических подходах каждая из этих областей имеет свои особенности как в концептуальном, так и в методическом отношении.

Уровни исследования обуславливают следующие разделы демографии:

Сбор первичных данных о населœении и демографических процессах муниципального образования.Важно заметить, что для современной демографии основным источником фактических (эмпирических) данных служат результаты переписей и микропереписей населœения, данные текущей регистрации рождений, браков, разводов и смертей, а также материалы выборочных демографических, демосоциологических, демоэкономических и т.п. обследований.

И переписи и обследования опираются на методы сбора, обработки и анализа доступных им данных, разработанных статистикой и социометрией, и суть их заключается в агрегации единых данных в массовые, выражающие закономерности и тенденции демографических процессов или характеризующие их количественно-качественные параметры демографических совокупностей.

Описание демографических процессов- общая количественно-качественная характеристика половозрастного, брачного, семейного и иного состава населœения, проявлений и тенденций демографических и миграционных процессов в конкретных территориях и в конкретное время.

В таком описании отражается как общая демографическая ситуация, так и изменения в ней. Это описание опирается преимущественно на статистические данные или на реконструкцию таких данных по другим источникам.

Формальная (чистая) демография- рассматривает только количественные соотношения демографических процессов, явлений, структур и динамику численности населœения под их воздействием. Демографические процессы, явления и структуры рассматриваются безотносительно к влияющим на них общественным условиям.

Потенциальная демографияпреследует цели прогностического плана и построения индексных величин, измеряющих интенсивность и глубину действия тривиальных демографических событий.

Демографический анализ- изучение взаимосвязей между демографическими явлениями, их детерминации социальными, экономическими и другими процессами. Поскольку связи демографических явлений с другими общественными феноменами обоюдны, то их взаимосвязь становится предметом междисциплинарных исследований, составляющих периферийную область как демографического, так и экономического, социологического, этнологического и т.д. познания.

Демографическая теория (теоретическая демография) - высший, абстрактно-теоретический уровень познания реальности, на котором осуществляется объяснение форм и факторов воспроизводства населœения, его обусловленности общественными обстоятельствами, выявление естественно-демографических закономерностей режимов воспроизводства, смены его типов и т.д.

Теоретическая демография имеет свою внутреннюю структуру, подразделяется на:

o общедемографическую теорию;

o историческую демографию;

o специализированные и частные демографические теории.

Определяющее значение для всœего демографического знания имеет общая демографическая теория и историческая демография.

Принципы общей демографической теории задают исходные параметры формирования целœей и задач всœех конкретных исследовании, теоретико-методологического алгоритма их программ, методов, базовых технических средств сбора данных, их обработки и анализа полученной информации.

У нас в стране идея системности знаний о народонаселœении была разработана в 60-80 годах научной школой под руководством Д.И. Валентея, организовавшего Центр народонаселœения МГУ. Опираясь на исходный методологический принцип развития населœения, была разработана концепции системы знаний о народонаселœении, основные положения которой отражены в двух схемах. Результатом коллективного творчества был выпуск монографии по проблеме систематизации знаний о демографии.

На схеме 1 графически изображена система знаний о народонаселœении в том виде, в котором она, по мнению авторов этой концепции, сложилась к началу 90-х годов. Схема отражает систематизацию и субординацию наук и научных направлений, занимающихся проблематикой народонаселœения. Основу для этого дает общая теория народонаселœения, которая рассматривается как теория "среднего уровня" между общей теорией развития общества и категориями конкретных наук, изучающий населœение.

Она разрабатывает методологию исследования народонаселœения, основные понятия и категории системы знаний о народонаселœении, а специальные отрасли знания, входящие в эту систему, конкретизируют их применительно к своим задачам и предметным областям (на схеме они изображены в её нижней части).

Схема 1