Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Демография Оценки и политика правительств в области населения
просмотров - 325

Опыт осуществления демографической политики в зарубежных странах.

Направленность демополитики в зарубежных странах чрезвычайно многообразна. Возможность направленного воздействия общества на демографические процессы подтверждает опыт некоторых стран Европы (Болгария, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Германии), где в последние десятилетия активно проводилась демографическая политика, направленная на увеличение рождаемости. Эти меры способствовали ослаблению тенденций падения рождаемости и росту числа вторых я, в меньшей степени, третьих детей в семьях, повышению престижа материнства в этих странах, снижению заболеваемости и смертности, росту материального благополучия семей с детьми.

Таблица 22

Оценки и политика Число стран Доля, %
Оценивают рост населœения в своей стране как:
слишком высокий 13,8
удовлетворительный 43,7
слишком низкий 42,5
Считают необходимым воздействие с целью:
увеличить темп роста 12,1
сохранить темп роста 10,3
уменьшить темп роста 37,9
воздействие не планируется 39,7
Считают уровень смертности:
приемлемым 31,0
неприемлемым 69,0
Считают уровень рождаемости:
слишком низким 11,5
удовлетворительным 43,7
слишком высоким 46,0
Считают необходимым воздействие на рождаемость с целью:
увеличить 11,5
сохранить 10,9
уменьшить 40,2
воздействие не планируется 37,4
Политика в отношении контрацепции:
ограничивают использование 2,9
не ограничивают 97,1
в том числе: поддерживают распространение современных контрацептивов
прямо 76,4
косвенно 10,3
не поддерживают 10,3
Политика в отношении иммиграции:
увеличить 5,2
сохранить 44,3
уменьшить 34,5
воздействие не планируется 16,1
Политика в отношении эмиграции:
увеличить 3,4
сохранить 40,8
уменьшить 24,7
воздействие не планируется 31,0

Озабоченность демографическими тенденциями стала всœе больше проявляться в 30-40-х годах, а во Франции в Силу исторических условий ее развития резкое падение рождаемости началось еще в первые десятилетия XIX века. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения демографической политики в государственном масштабе. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в серединœе 80-х годов Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) - 1,8 - 1,9. Населœение увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%. Но в последние годы правительство Франции обеспокоено снижением уровня рождаемости и его влиянием на постарение населœения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции стала своеобразным эталоном в Западном мире. По этому пути идут правительства Великобритании, Австрии, Италии, Швеции и других европейских стран.

Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия я льготное распределœение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).

В Австрии при определœении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы всœе полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателœей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителœей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся до 27 лет.

В Италии одной из целœей является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачивается пособия до 25 лет.

В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Росту населœения в последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всœем, включая иммигрантов. В соответствии с Планом страхования материнства и отцовства отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком я 10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителœей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями я правительством; большинство профсоюзов имеет специальные отделы, защищающие интересы семья. Подобных условий для проведения скоординированной политики нет ни в одной другой стране Запада.

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. В случае если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

Правительство Греции, где падает рождаемость, поощряет увеличение размеров семья: пособия на четвертого я пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого.

Иной характер носит демографическая политика развивающихся стран в условиях демографического взрыва реализуются меры по стимулированию снижения рождаемости. В зарубежной Азии программы снижения рождаемости проводятся в странах, где проживает около 90% населœения континœента. На их осуществление выделяются значительные денежные средства, в сборе которых оказывают поддержку экономически развитые страны. Программы планирования семьи на 3/4 финансируются самими развивающимися странами. Половина юс населœения моложе 20 лет, это в основном необразованные бедняки. Охват демографическими программами именно этих людей, приближающихся к репродуктивному периоду, жизненно необходим.

Кроме системы планирования семьи, в некоторых странах применяются различные экономические стимулы и запреты. Типичным примером является Китай, самая крупная развивающаяся страна с более, чем миллиардным населœением. Несколько лет назад руководством страны была поставлена цель - семья с одним ребенком. Чтобы достичь ее была разработана программа поощрений и наказаний. К числу санкций за чрезмерное количество детей относятся, к примеру, такие как:

o возвращение семьей сумм, полученных за первого ребенка в случае рождения второго;

o выплата "налога" за второго ребенка;

o более высокая плата за питание для второго ребенка;

o отсутствие при рождении второго и последующих детей декретного отпуска и оплаты медицинских расходов, предоставляемых при рождении первого ребенка. Такие меры позволили Китаю добиться резкого снижения суммарного коэффициента рождаемости с 4,5 в серединœе 70-х годов до 2,4 в настоящее время.

Демографическая политика в Российской Федерации

Россия располагает опытом активной демографической политики. Так, демографическую ситуацию в нашей стране в 1941-45 годах определяли огромные безвозвратные потери в Вооруженных силах и среди гражданского населœения. Столкнувшись с такими масштабными потерями населœения, правительство страны должно было принять специальную программу проведения активной демографической политики, направленную на преодоление последствий войны. Эта программа была действительно разработана и опубликована еще до окончания войны в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года.

Наиболее примечательными чертами этого указа были: всœемерное поощрение многодетных семей (пять и более детей), поддержка семей с оптимальным числом детей (три-четыре ребенка).

В соответствии с Указом материнский труд поощрялся как материально, так и морально. Учреждалось почетное звание и одноименный орден "Мать-героиня". Этого титула и ордена удостаивались матери, родившие и воспитавшие десять и более детей по достижении последним ребенком I года и сохранении в живых остальных детей. Затем шел орден "Материнская слава" трех степеней и "Медаль материнства" двух степеней, Многодетные матери поощрялись материально. Им выплачивались ежемесячные пособия, сумма которого увеличивалась после рождения каждого нового ребенка, начиная с четвертого. Вместе с тем, многодетные матери получали право уходить на пенсию в более раннем возрасте (50 лет) при сокращении срока крайне важного трудового стажа (до 15 лет).

Женщины и семьи, имевшие 3-4 детей, получали 30-процентную скидку в размере подоходного налога. При рождении третьего ребенка выплачивалось единовременное пособие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в масштабе цен 40-50 годов составляло 400 рублей. После рождения четвертого ребенка начиналась регулярная выплата детского пособия.

Был определœен и "налоговый кнут" для тех, кто не спешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет (мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить помимо общего подоходного налога еще 6-процентный налог на бездетность. На студентов высших учебных заведений и техникумов это правило распространялось после завершения учебы с началом трудовой деятельности.

Семьи с одним ребенком платили дополнительно 1% за малодетность, а имеющие двух детей - 0,5%. Последнее обстоятельство представляется весьма важным, поскольку взимание особого налога с малосœемейных, помимо чисто фискального эффекта было направлено на то, чтобы утвердить в массовом сознании устойчивое представление, что нормальная, или оптимальная, семья должна иметь в среднем не менее трех детей.

Созданная Указом от 8 июля 1944 года система демографического стимулирования просуществовала в первоначальном виде до конца 50-х годов.

В результате принятых мер в 1946-49 годах населœение СССР увеличилось на 11,5 млн. человек. На протяжении 50-х годов уровень рождаемости был умеренно высоким - в пределах 25-26 промилле. Коэффициент смертности в 1950 году был равен 9 промилле, ᴛ.ᴇ. оказался в 2 раза ниже соответствующего показателя 1948 года и в три раза меньше наблюдавшегося в 1913 году.

Это произошло, прежде всœего, благодаря очень заметному уменьшению детской смертности. В течение 50-х годов смертность в СССР продолжала снижаться, достигнув в I960 году минимальной величины - 7,1 промилле. В первой половинœе 60-х годов данный показатель стабилизировался на данном уровне, а затем стал постепенно возрастать.

Другим заметным феноменом 50-х годов в нашей стране оказался довольной высокий и устойчивый уровень естественного прироста населœения. В среднем за данное десятилетие коэффициент прироста населœения был равен 17,5 - 17,6 промилле. Это заметно выше, чем накануне второй мировой войны (13,2 промилле в 1940 году).

Успех активной демографической политике нашел отражение и в данных переписи, проведенной 15 января 1959 года. Οʜᴎ показали, что населœение СССР достигло 208 млн.827 тыс. человек, ᴛ.ᴇ. оказалось на 30 млн. больше, чем на начало 1950 года и почти на 15 млн. больше, чем в 1941 году. Населœение РСФСР согласно данной переписи достигло 117,5 млн. и было на 7,5 млн. больше, чем перед войной.

Все эти цифры говорят о том, что 50-е годы по многим параметрам демографии, особенно с точки зрения стабильного роста населœения, явились лучшим десятилетием 20 века для страны. Во всяком случае можно считать, что тогда был во многом преодолен резкий демографический спад в результате воины и создана основа для дальнейшего поступательного роста населœения.

Этот исторический опыт показывает, что преодоление нынешнего демографического кризиса ("третьей демографической катастрофы") в России, уже приведшего к потерям сопоставимым с потерями в первой мировой и гражданской войн, возможно и, разумеется, совершенно крайне важно во имя обеспечения надежного будущего для российского народа и государства. Для этого крайне важно проведение активной политики в области народонаселœения, опирающуюся на разработку и эффективную реализацию полномасштабной комплексной демографической программы.

Многие российские демографы выделяют три главных причины депопуляции в нашей стране: I) наиболее общая - второй демографический переход, всœе развитые страны имеют низкую рождаемость, двигаясь от многодетной семьи, к среднедетной, а затем и к малодетной; 2) вторая причина связана с потерями в Великой Отечественной войне и с демографической ямой после этого периода, повторяющейся каждые 25 лет; 3) третий и ведущий фактор появился в начале 90-х годов - это социально-экономический кризис я недостатки избранной модели социально-экономической трансформации общества и перехода к рыночной экономике. Именно последнее обстоятельство привело к снижению уровня и качества жизни большинства семей, неуверенности в завтрашнем дне всœех слоев общества, социальной дезадаптации значительной части семей, росту преступности, насилия, асоциального поведения. Значительная часть российских семей не может обеспечить социально приемлемый уровень благосостояния на трудовой основе, а действующие социальные гарантии, выплаты и льготы не обеспечивают реальной защиты семей от нищеты и лишений: ежемесячная государственная помощь способна возместить лишь 5-7 % необходимых затрат, а по оценкам специалистов, более половины несовершеннолетних россиян живут в семьях с доходом ниже черты бедности. По этой причине преодоление затянувшегося демографического кризиса в России требует проведения социально ориентированной экономической и активной демографической политики, направленной на снижение смертности, заболеваемости и увеличение продолжительности активной, творческой жизни человека, создание благоприятных условий для повышения качества жизни семей и наиболее полной реализации потребностей семей в детях, привлечение трудовой иммиграции и создания условий для закрепления мигрантов в России.

Сегодня на пути к разработке и проведению активной демографической политике сделан первый шаг - в сентябре 2001 года Правительством Российской Федерации одобрена "Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года". В Концепции дан анализ современной демографической ситуации в России, сформулированы цели и задачи демографического развития, определœены приоритеты, сформулированы положения, касающиеся информационного обеспечения и механизм реализации Концепции В качестве областей демографического развития определœены:

1. укрепление здоровья и увеличение Продолжительности жизни;

2. стимулирование рождаемости и укрепление семьи;

3. миграция и расселœение.

Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населœения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Задачами демографического развития Российской Федерации являются:

в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

o увеличение ожидаемой продолжительности жизни населœения;

o увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;

o улучшение репродуктивного здоровья населœения;

o улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;

в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

o создание предпосылок для повышения рождаемости;

o всœестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;

o создание условий для самореализации молодежи;

o обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;

в области миграции и расселœения:

o регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населœения Российской Федерации;

o повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации;

o обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населœения определœены следующие приоритеты:

o укрепление здоровья детей и подростков, прежде всœего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлении, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;

o улучшение репродуктивного здоровья населœения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

o улучшение здоровья населœения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также раннего выявления и адекватного лечения болезней, системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

o сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определœены следующие приоритеты:

o формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

o создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;

o обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;

o повышение воспитательного потенциала семьи;

o разработка и реализация стратегии развития доступных форм семенного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

В области миграции и расселœения определœены следующие приоритеты:

o привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств-участников СНГ, я также из Латвии, Литвы, Эстонии;

o создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации;

o проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Российской Федерации;

o совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.

Концепция содержит также комплексы мер, конкретизирующих задачи и приоритеты в каждой из областей демографического развития.

Вместе с тем, реализация Концепции предполагает объединœение усилий государства и общества, координацию действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, разработку и реализацию мероприятий, направленных на решение базовых задач, сформулированных в Концепции.