Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Биотехнологии ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
просмотров - 216

Иммуномодуляторы.

Анафилактический шок, приступы бронхиальной астмы, крапивница

2. Реакции II типа (гуморальные)

АТ адсорбируются на поверхности клеток крови. Развивается гемолитическая анемия.

3. Реакции III типа (иммунокомплексные)

Благодаря активизации комплемента освобождаются активные анафилотоксины, которые повышают проницаемость сосудов. Развивается воспаление, сывороточная болезнь.

4. Реакции IY типа (опосредованные «Т» - лимфоцитами)

Протекают в виде аллергических реакций замедленного типа (ГЗТ).

АГ являются бактерии, грибы, вирусы. Изменения при ГЗТ имеют: - Воспалительный характер, проявляющийся через 24-48 часов (туберкулиновая проба).

– Контактная экзема – при встрече с химическими веществами.

5. Аутоиммунные болезни.

Происходит образование аутоантител, которые поражают клетки внутренних органов. В результате: болезни крови (нарушение свертываемости), болезни печени (хронический гепатит), болезни эндокринных желёз (сахарный диабет).

К иммуномодуляторам относятся вещества химической и биологической природы, которые влияют на течение иммунологических процессов, на иммунокомпетентные клетки «Т» и «В» системы. Иммуномодуляторы делят на 3 группы:

1. Иммуностимуляторы (активизируют)

2. Иммуносупресоры (подавляют)

3. Средства иммунозаместительной терапии (нормализуют)

Происхождение иммуномодуляторов:

- Гомологичные иммуномодуляторы вырабатываются самим организмом (интерферон, гормоны тимуса). Οʜᴎ естественно регулируют иммунные процессы.

- Гетерологичные – разнообразные по источнику получения, по природе, ᴛ.ᴇ. не являются естественными для человека (антибиотики, химические вещества). Действуют на иммунокомпетентные клетки «Т» и «В» системы.

Применение – при нарушениях функции иммунной системы:

- первичные, вторичные иммунодефициты

- онкологические заболевания

- аллергия

- при трансплантации органов и тканей.

1. Назовите разновидности Т-лимфоцитов.

2. Какую роль играют клетки-памяти.

3. Назовите особенности:

  • Трансплантационной формы иммунитета
  • Противовирусной формы иммунитета.

4. В чем причина возникновения:

· первичных иммунодефицитов

· вторичных иммунодефицитов

5. Назвать происхождение иммуномодуляторов.

6. Влияние иммуномодуляторов на иммунные процессы.

7. Найдите ошибку в рисунке на странице 21.

Продолжите фразу:

1. Т-лимфоциты образуются в …

2. В-лимфоциты образуются в…

3. В лимфотических узлах и в селœезенке накапливаются…

4. Делœение лимфоцита приводит к образованию…

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

1. Кто открыл механизмы иммунитета?

2. Иммунная система каждого организма имеет два главных органа – какие?

3. Назовите главные клетки иммунной системы.

4. Какую роль играют плазматические клетки.

5. В случае если иммунитет неумолим, значит, пересадка тканей бессмысленна?

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Антиген – вещество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ несет признаки генетической чужеродной информации и вызывает в организме развитие специфических иммунологических реакций.

Антитела – иммуноглобулины, вырабатывающиеся системой под воздействием антигена и вступающие в специфическую реакцию. Нормальные АТ имеются в сыворотке людей и животных, ранее не иммунизированных соответствующим АГ.

Аутоантигены – антигены собственного организма, на которые в норме иммунный ответ отсутствует. При патологических состояниях на них могут вырабатываться аутоантитела.

Гаптены – вещества, обладающие специфичностью и способные вступать в реакции с готовыми АТ той же специфичности, но не способные индуцировать синтез АТ в организме. При соединœении с белком гаптен приобретает свойства полноценного антигена.

Иммунизация – создание искусственного иммунитета. Активного при введении вакцины; пассивного при введении сыворотки или иммуноглобулинов.

Иммуноглобулины – гамма – глобулины плазмы крови, специфически реагирующие с АГ, который индуцировал их синтез.

Иммунитет – невосприимчивость организма к генетически чужеродным АГ, в том числе к микроорганизмам и их токсинам.

Иммунная система – клетки, ткани и органы, осуществляющие защитные специфические реакции организма, сохраняющие постоянство внутренней среды.

Иммунологическая толерантность (отсутствие иммунного ответа) - ϶ᴛᴏ отсутствие иммунного ответа на определœенный АГ, с которым организм встречался в эмбриональном развитии.

Иммунодефицит – врожденное или приобретенное нарушение иммунологической реактивности, обусловленное выпадением одного или нескольких компонентов иммунного ответа.

Клетка плазматическая – (антителообразующая) – клетки лимфоидной ткани, продуцирующие АТ.

Лизоцим – фермент, разрушающий клеточную стенку бактерий. Фактор неспецифической защиты организма.

Лимфоцит –незернистый лейкоцит, принимающий участие в иммунологических реакциях.

Макрофаги – крупные фагоциты, находящиеся во всœех тканях и органах, обладающие фагоцитозом.

Микрофаги – эозинофилы, базофилы, нейтрофилы способные к фагоцитозу.

Толерантность- привыкание.

ЛЕКЦИЯ №4 АЛЛЕРГИЯ

Вы уже познакомились с патологией иммунной системы – приобретенными (вторичными) иммунодефицитами. Теперь мы можем подробно разобрать вопросы аллергии, как формы иммунного ответа.

К одним и тем же патогенным раздражителям организм может не только приобрести невосприимчивость (иммунитет), но и оказаться в состоянии измененной реактивности и повышенной чувствительности.

Вспомните:

Иммунологическая реактивность – это….

Историческая справка.

В 1902 ᴦ. Пирке и Шик изучили явления резко измененной реактивности детей на введение лечебной сыворотки. Οʜᴎ установили, что у детей через 7-12 дней после введения такой сыворотки (противодифтерийной) развивались патологические явления, называемые «сывороточная болезнь».

Для обозначения состояния резко измененной реактивности организма по отношению к различным чужеродным веществам Пирке (венский профессор) в 1906 ᴦ. ввел термин аллергия (от греческого allos – другой и ergeia – способность к действию), а вещества, способные изменять реактивное состояние организма, предложил называть аллергенами.

Рассмотрите схему №1.

Обратите внимание на:

· виды аллергенов

· пути проникновения аллергенов в организм.

 
 

Теперь можно подробнее разобрать типы аллергических реакций.

На первичный контакт с АГ организм отвечает образованием иммуноглобулинов и сенсибилизированных лимфоцитов.

При повторном контакте антиген вступает в реакцию с антителами или с сенсибилизированными лимфоцитами.

Эти реакции направлены на устранение АГ, но при определœенных обстоятельствах могут привести к патологическим последствиям.

Окружающая нас среда полна чужеродных антигенов, и можно удивляться, что частота патологических иммунных реакций не высока.

Внимание!

Заболевание возникает лишь при значительном отклонении иммунореактивности от нормы.

Происхождение патологических иммунных реакций зависит от самых разнообразных факторов:

· наследственность

· влияние окружающей среды

· состояние обмена веществ

· способы введения и дозы АГ

· интенсивность образования АТ

Соответственно двум основным формам иммунного ответа патологические иммунные реакции могут иметь механизм преимущественно гуморального или клеточного иммунитета.

Внимание!

Реакции гиперчувствительности, быстро возникающие при повторном контакте с АГ, пассивно переносятся сывороткой и вызываются антителами.

Эта форма аллергии названа гиперчувствительностью немедленного типа (ГНТ)

(связана с В – системой иммунитета).

Аналогичным способом реакции гиперчувствительности проявляющиеся клинически относительно поздно после введения АГ, названы реакциями гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ).

Гиперчувствительность замедленного типа (ГЗТ) считается проявлением клеточного иммунитета͵ в связи с этим она переносится не сывороткой, а лимфоцитами (связана с Т-системой).


Читайте также


  • - Вопросы для контроля конечного уровня знаний – 15 минут

    Работа № 10. Ультраструктура хромосом – 20 минут Работа № 9. Распределение полового хроматина X в различных типах клеток у женщин (работа 9) – 20 минут Работа № 8. Строение клеточного центра (по данным электронной микроскопии) – 15 минут Изучите и зарисуйте с таблицы в... [читать подробенее]


  • - ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

    ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ Тема: ДИСБАКТЕРИОЗЫ ЧЕЛОВЕКА 1. Что такое дисбактериоз? Дать определение 2. Какие существуют еще термины (синоним) для обозначения понятия "дисбактериоз" 3. Что такое нормоценоз (эубиоз) организма? 4. Положительные функции нормальной... [читать подробенее]


  • - ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

    1.Назвать роль комплемента в гуморальном факторе защиты. 2.Когда происходит выработка I и II типа интерферона? 3.В чем отличие полноценных АГ от неполноценных? 4.Когда аутоантигены вызывают образование АТ? 5.Какие АГ и АТ могут взаимодействовать между собой? 6.Назвать... [читать подробенее]


  • - ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

    Завершенный незавершенный хемотаксис есть прилипание есть поглощение есть переваривание нет При завершенном фагоцитозе важную роль играют лизосомы фагоцитов. Лизосомы – внутриплазматические образования,содержащие более 80 ферментов, которые участвуют в... [читать подробенее]


  • - Вопросы для контроля

    1. Какой был самый выдающийся сборник рассказов Бунина? 2. Почему Бунин не мог вернуться на Родину? 3. Как оценивали русские писатели-эмигранты творчество Набокова? 4. Каковы были мотивы в произведениях Набокова? 5. Составьте план-конспект главы «Литература русского... [читать подробенее]


  • - Вопросы для контроля

    1. Как описывает события гражданской войны М. Шолохов в «Донских рассказах»? 2. Почему разделились мнения критики на образ Григория Мелехова? 3. Обрисуйте пейзажную картину в романе «Тихий Дон». Какую она играет функцию? 4. Назовите элементы фольклора в эпопее. 5.... [читать подробенее]


  • - Вопросы для контроля знаний

    Необходимый минимум знаний для выполнения промежуточного тестового контроля знаний МИРА ТЕМА 3. ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ Форма проведения–комбинированное занятие с использованием следующих модулей: · промежуточный тестовый контроль знаний; ·... [читать подробенее]


  • - Вопросы для контроля знаний

    Необходимый минимум знаний НАСЕЛЕНИЯ МИРА ТЕМА 2. ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ Форма проведения–семинарское занятие с тематическим ИНТЕРНЕТ -обзором «Демоскопа» и промежуточным тестовым контролем знаний. Промежуточный тестовый контроль включает два вопроса: 1.... [читать подробенее]


  • - Вопросы для контроля знаний

    Необходимый минимум знаний для выполнения промежуточного тестового контроля знаний Промежуточный тестовый контроль знаний включает И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ТЕМА 6. МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ МИРА ТЕМА 5. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТРАН МИРА Динамика численности... [читать подробенее]


  • - Вопросы для контроля знаний

    Требования к отчету Методика проведения опыта и обработки результатов 1. Измеряют величины наружного D и внутреннего d диаметров вала. 2. Производят предварительное нагружение образца силой 100 Н для устранения зазоров в системе и снимают показания с... [читать подробенее]