Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Биотехнологии Дополнительный материал к занятию
просмотров - 142

План изучения темы

1. Характеристика микроскопических грибов и схемы микробиологической диагностики микозов.

2. Характеристика, классификация риккетсий и риккетсиозов; микробиологическая диагностика риккетсиозов.

3. Характеристика хламидий, микоплазм; микробиологическая диагностика хламидиозов и микоплазмозов.

4. Препараты для диагностики, профилактики и лечения перечисленных заболеваний.

После изучения темы студент должен уметь

1.Применить методы микробиологической диагностики микозов, риккетсиозов, хламидиозов, микоплазмозов.

2. Интерпретировать результаты различных методов диагностики этих заболеваний.

3. Классифицировать иммунобиологические препараты по теме занятия в соответствии с их назначением.

Лабораторная диагностика кандидозов

Среди лабораторных методов диагностики кандидозов наибольшее значение придают микроскопическому, серологическому и несколько меньше – культуральному методу. Микроскопируют или нативные неокрашенные препараты, или окрашенные обычными, применяемыми в лаборатории способами. Единичные дрожжевые клетки можно встретить в мокроте, кале, моче здоровых лиц, в связи с этим этим находки не имеют диагностического значения. Патологической картинœе соответствует наличие большого числа элементов гриба в виде почкующихся клеток (2-4 микрона в диаметре) и особенно нитей мицелия. Обнаружение грибов даёт основание для диагноза кандидоза только в сочетании с клиническими проявлениями. Серологические исследования имеют большое значение при висцеральных формах кандидозов. Ставят реакцию связывания комплемента͵ реакцию агглютинации и др. Антигены для реакции готовят из культуры гриба, антитела обнаруживают в крови больного. Выращивание культуры из исследуемого материала имеет ограниченное значение, так как у 30-50% здоровых лиц при посœеве мокроты, кала, мочи, соскобов со слизистых оболочек можно получить рост грибов рода Candida. Получение культуры, безусловно, доказательно при посœеве крови, спинномозговой жидкости, пунктата лимфатических узлов, закрытых абсцессов и малоубедительно при посœеве мокроты, кала, мочи, соскобов со слизистых оболочек полости рта͵ гениталий, если в этом материале при микроскопическом исследовании грибы не были обнаружены. Посœев материала производят на среду Сабуро и выращивают при 300С. Через 2-3 суток вырастают белые сметанообразные колонии. При микроскопии обнаруживают нити мицелия и большое количество почкующихся круглых или овальных клеток. Обнаружение мицелия обязательно для отличия от истинных дрожжей. Этих морфологических данных достаточно для определœения грибов рода Candida. Определœение вида для практических целœей не обязательно. Более чем в 80% случаев заболевание бывает обусловлено видом Candida albicans.

Контрольные вопросы

Возбудители грибковых заболеваний: классификация патогенных грибов, характеристика базовых возбудителœей и вызываемые ими заболевания. Кандидозы: морфология, сходство и отличие возбудителœей от дрожжевых грибов, среды для культивирования; микробиологическая диагностика: значение бактериологического и бактериоскопического методов исследования; серологические методы исследования. Дерматомикозы: название возбудителœей по-латыни и вызываемых ими заболеваний. Микроскопический метод диагностики; материалы для исследования; подготовка препаратов и способ микроскопии; признаки, дифференцирующие возбудителœей заболевания. Риккетсии, их положение в систематике микроорганизмов. Перечислите патогенные риккетсии и вызываемые ими заболевания. Возбудитель сыпного тифа: название по–латыни, морфология и физиология, способы окраски, антигенная структура, токсинообразование. Источник инфекции при сыпном тифе, локализация возбудителя у него; переносчик, как он заражается, локализация возбудителя у него; механизм заражения человека. Серодиагностика сыпного тифа: какие реакции ставятся и какие антигены для их постановки используются? Какие серологические реакции используются для отличия текущего заболевания от перенесённого в прошлом (анамнестического)? Что такое болезнь Брилля? Как с помощью серологических методов дифференцировать болезнь Брилля от первичного сыпного тифа? Возбудитель Ку-лихорадки: название по–латыни, морфология и физиология, устойчивость во внешней среде, отличия в антигенном отношении от других риккетсий. Ку-лихорадка: источники инфекции, пути передачи, распространение. Микробиологическая диагностика и специфическая профилактика Ку-лихорадки. Хламидии: общая характеристика, классификация; особенности физиологии, способы культивирования. Возбудители орнитоза: название по-латыни. Источники инфекции. Лабораторная диагностика, лечение и профилактика орнитоза. Хламидии – возбудители трахомы и негонорейных уретритов: современная классификация, название по-латыни; источники инфекции; нозологические формы. Этиологическая роль в возникновении негонорейных уретритов, распространение, способы передачи, современные данные о значении хламидий, как возбудителœей инфекции, передающейся половым путём. Лабораторная диагностика, профилактика и лечение урогенитального хламидиоза. Микоплазмы: общая характеристика, особенности морфологии и физиологии. Классификация микоплазм: название класса, родов, видов. Микоплазмы: нозологические формы, источники инфекции, пути передачи, факторы патогенности микоплазм. Микоплазмы – возбудители заболеваний дыхательных путей и мочеполового тракта (назовите по-латыни). Лабораторная диагностика, профилактика и лечение микоплазмозов.

Задания для выполнения в процессе самоподготовки

1. Напишите медицинскую классификацию микроскопических грибов с названиями по-латыни нитчатых грибов, дрожжей и дрожжеподобных грибов, возбудителœей дерматомикозов и глубоких микозов.

2. Напишите современную классификацию риккетсий. Напишите названия (по-латыни) патогенных хламидий и микоплазм.

Работа студента на практическом занятии

1. Ознакомление с микробиологической диагностикой грибковых заболеваний. Изучите схемы микробиологической диагностики микозов. По готовым посœевам изучите характер роста грибов рода Candida на питательных средах; приготовьте мазки из культуры гриба рода Candida, окрасьте метиленовым синим, промикроскопируйте, зарисуйте; опишите морфологические признаки, отличающие грибы рода Candida от дрожжевых грибов.

2. Изучение морфологии риккетсий Провачека. Промикроскопируйте и зарисуйте готовый мазок, обратите внимание на морфологические формы риккетсий.

3. Серологическая диагностика сыпного тифа. Зарегистрируйте данные из сопроводительной записки в журнал. Поставьте развёрнутую реакцию агглютинации с сывороткой сыпнотифозного больного и риккетсиозным диагностикумом. Сделайте вывод и запишите в журнал результаты реакции и сформулированный вывод.

4. Ознакомление с дифференциальной диагностикой первичного сыпного тифа и болезни Брилля. Посмотрите готовую РСК в двух рядах пробирок: с нативной сывороткой больного и с сывороткой этого же больного, обработанной цистеином. Запишите результат, сделайте вывод, устно объясните результат и обоснуйте сделанный вывод.

5. Ознакомление с препаратами для диагностики и специфической профилактики риккетсиозов. Познакомьтесь с каждым препаратом в наборе и устно опишите его состав, назначение и применение.

6. Изучение схем микробиологической диагностики хламидийной и микоплазменной инфекций. Посмотрите и зарисуйте мазок из соскоба слизистой при хламидийной инфекции.

РАЗДЕЛ 6.


Читайте также


  • - Дополнительный материал к занятию.

    План изучения темы Исходный уровень знаний. Роль микробной флоры в развитии кариеса. Занятие 27 Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения темы студент должен знать видовой состав микрофлоры, участвующей в формировании зубной бляшки; морфологию и... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию.

    План изучения темы. Исходный уровень знаний. Реакции иммунитета (окончание). Занятие 11 Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала необходимо знать о каждой из реакций: - ингредиенты; - механизм реакции; - методы и схемы постановки; -... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию.

    План изучения темы. Исходный уровень знаний. К антибактериальным препаратам. Определение чувствительности микроорганизмов Химиотерапевтические препараты. Антибиотики. Занятие 14Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    Идентификация культур сальмонелл при помощи монорецепторных агглютинирующих сывороток После изучения морфологии и ферментативной активности культуры, выделенной от больного, для окончательной идентификации необходимо изучение её антигенных свойств путём... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 35 ВОЗБУДИТЕЛИ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ. ВОЗБУДИТЕЛИ ГЕМОРРАГИЧЕСКОЙ ЛИХОРАДКИ С ПОЧЕЧНЫМ СИНДРОМОМ, ЛИХОРАДКИ МАРБУРГ, ЛИХОРАДКИ ЭБОЛА В последние годы особенно широкое распространение получили ви- русные... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний Для усвоения материала темы необходимо знать: - выделение чистой культуры аэробов и анаэробов; - питательные среды. Цель занятия 1. Изучить принципы идентификации чистых культур по морфологическим, культуральным,... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 34 ВОЗБУДИТЕЛИ ЭНТЕРОВИРУСНЫХ (ПОЛИОМЕЛИТА, КОКСАКИ, ЕСНО), НЕЙРОВИРУСНЫХ (БЕШЕНСТВА, ВИРУСНЫХ ЭНЦЕФАЛИТОВ) ИНФЕКЦИЙ Благодаря достижениям медицинской науки, главным образом, разработке препаратов для... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 6 ФИЗИОЛОГИЯ МИКРОБОВ. ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ. КУЛЬТИВИРОВАНИЕ БАКТЕРИЙ АЭРОБОВ И АНАЭРОБОВ. МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР БАКТЕРИЙ На предыдущих занятиях вы познакомились с морфологией и тинкториальными... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний Для усвоения материала темы необходимо знать: - морфологию и физиологию грибов и других продуцентов антибиотиков; - участие структурных элементов клеток прокариотов в их физиологических функциях; - состав и функции... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний ИНФЕКЦИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАНЯТИЕ 13 Освоение вопросов инфекции необходимо врачу для понимания патогенеза инфекционных заболеваний. Экспериментальный метод исследования в микробиологии... [читать подробенее]