Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Биотехнологии Дополнительный материал к занятию
просмотров - 117

План изучения темы

Исходный уровень знаний

ИНФЕКЦИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАНЯТИЕ 13

Освоение вопросов инфекции крайне важно врачу для понимания патогенеза инфекционных заболеваний. Экспериментальный метод исследования в микробиологии применяется для изучения патогенности микроорганизмов, для выделœения чистой культуры возбудителя из исследуемого материала, для испытания лечебного и профилактического действия химиотерапевтических и биологических препаратов.

Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

- понятие об инфекции, формы инфекции;

- понятие о патогенности и вирулентности микроорганизмов, факторы вирулентности и способы их выявления;

- правила заражения и вскрытия животных.

Для усвоения материала студенту крайне важно знать:

- виды симбиоза макро– и микроорганизмов;

- основные группы микроорганизмов из разделов «Морфология микроорганизмов», «Физиология микроорганизмов»;

- приготовление препаратов–мазков, окраска их по Граму.

Цель занятия

1. Ознакомиться с методами выявления факторов патогенности микроорганизмов.

2. Изучить особенности и динамику развития инфекционного процесса, формы его проявления, пути передачи.

3. Познакомиться с основными методами экспериментального заражения и бактериологического исследования трупов животных.

1. Инфекция и инфекционный процесс.

2. Патогенность и вирулентность микроорганизмов. Факторы патогенности.

3. Экспериментальное заражение животных. Определœение вирулентности микробов и силы токсина.

4. Роль макроорганизма, внешней и социальной среды в возникновении и развитии инфекционного процесса.

5. Динамика развития инфекционного процесса. Виды инфекционного процесса.

После изучения темы студент должен уметь

1. Соблюдая правила асептики, провести бактериологическое исследование трупа лабораторных животных.

2. Определить форму инфекционного процесса у экспериментального животного при бактериологическом исследовании трупа.

Методы изучения факторов вирулентности бактерий и силы токсинов

1. Биологические пробы на лабораторных животных для определœения силы токсина (дерматонекротическая проба на лабораторных животных, кератоконъюнктивальная проба, определœение DLM токсина).

2. Посœев культуры на кровяной агар для определœения продукции гемолизинов.

3. Определœение ферментов, обусловливающих инвазивность бактерий:

· плазмокоагулаза определяется в реакции плазмокоагуляции с цитратной кроличьей плазмой;

· гиалуронидаза определяется по способности культуры гидролизовать гиалуроновую кислоту;

· лецитиназу определяют на среде ЖСА (желточно-солевой агар) по наличию венчика вокруг колонии;

· ДНК-азу определяют на питательной среде, в которую добавляют раствор ДНК, по просветлению среды вокруг колонии после нанесения на поверхность среды HCl.

4. Определœение факторов персистенции микроорганизмов (антилизоцимной, антикомплементарной, антитрипсиновой, антиинтерфероновой, антикарнозиновой, антитромбоцитарной, антииммуноглобулиновой, антигистоновой активности).

Заражение лабораторных животных проводят для:

· моделирования инфекционных заболеваний;

· выделœения чистой культуры возбудителя болезни:

· определœения факторов вирулентности и измерения летальной дозы;

· проверки качества вакцин, иммунных сывороток, фармпрепаратов, антибактериальных препаратов.

Заражение животных производят разными способами (подкожно, внутрикожно, накожно, внутримышечно, внутрибрюшинно, внутривенно, через рот, в мозг, интраорбитально и др.) в зависимости от задач исследования и используемых животных.

Контрольные вопросы

Формы симбиоза микро– и макроорганизма. Дайте определœение понятий «инфекционный процесс» и «инфекционное заболевание». Условия, от которых зависит возникновение, течение и исход инфекционного процесса. Перечислите положения «триады Генле-Коха». Что такое патогенность микроба? Вирулентность микробов, единицы её измерения. Какая разница между понятиями патогенность и вирулентность микробов? Какой микроб более вирулентен: с DLM 1 миллиард микробных клеток или с DLM 250 млн. микробных клеток? Как можно понизить вирулентность микробов? Как повысить вирулентность микробов? Дайте определœение: факультативные внутриклеточные паразиты и облигатные внутриклеточные паразиты, приведите примеры. Факторы вирулентности микробов. Что такое адгезивность микробов и с какими факторами связано это свойство? Что такое инвазивность микробов и с какими факторами связано это свойство? Что такое антифагоцитарная активность микробов и с какими факторами это связано? Какие факторы обеспечивают персистенцию микроорганизмов в организме хозяина? Дайте характеристику экзотоксинов и эндотоксинов: образование, получение, химическая природа, сила действия, избирательность действия, антигенность, реакция на действие формалина и тепла. Анатоксин, его получение и основные свойства. Перечислите токсигенные бактерии. Пирогены бактериального происхождения, их характеристика, применение в медицинœе; в каких препаратах присутствие пирогенов является нежелательным? Как определяется пирогенность воды и растворов? Понятие об условно-патогенных микробах, примеры. Влияние состояния макроорганизма и условий внешней среды на течение инфекционного процесса. Возможные исходы заражения. Формы инфекционного процесса в зависимости от наличия клинических проявлений. Что такое экзогенная инфекция, эндогенная инфекция, аутоинфекция? Формы инфекции в зависимости от локализации возбудителя в организме хозяина, в зависимости от продолжительности взаимодействия возбудителя с макроорганизмом. Что такое рецидив, реинфекция, суперинфекция, вторичная инфекция? Понятие о бактериемии, септицемии, септикопиемии, токсинœемии. В случае если ввести кровь больного ботулизмом человека в организм мыши, то она заболевает и погибает: чем вызывается гибель мыши? Как принято называть состояние организма, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникает у мыши? Укажите признаки, по которым инфекционные болезни отличаются от неинфекционных. Периоды течения инфекционного заболевания. Основные формы взаимодействия возбудителœей при смешанных инфекциях. Перечислите основные особенности вирусных инфекций. Типы вирусной инфекции. Каким термином обозначается вирулентность вирусов? Определœение понятия внутрибольничные (госпитальные) инфекции. Какие микроорганизмы (патогенные или условно-патогенные) чаще всœего их вызывают? Определœение понятия «госпитальные штаммы» и их основные свойства. Условия, способствующие возникновению внутрибольничных инфекций. В каких целях используется экспериментальный метод исследования? Какие животные чаще всœего используются для экспериментов в микробиологических лабораториях? Правила отбора и подготовки животных для экспериментального заражения. Какие меры предосторожности следует соблюдать при заражении животных? Назовите методы заражения животных. Какова цель бактериологического исследования трупа экспериментального животного? Какие условия соблюдаются при бактериологическом исследовании трупа? Почему исследуемый материал не должен соприкасаться с дезинфицирующими веществами?

Задания для выполнения в процессе самоподготовки

Составьте схему «Основные факторы вирулентности микробов».

Работа студента на практическом занятии

1. Изучение факторов вирулентности микробов. Определœение плазмокоагулазы: культуру стафилококка засеять в пробирку с цитратной плазмой кролика, в контроле оставить незасеянную плазму. Результаты учесть через два часа. В тетради описать ход опыта͵ результат и сделать вывод.

2. Изучение демонстрационных посœевов стафилококков и стрептококков на кровяном агаре, объяснить причину образования зон гемолиза вокруг колоний.

3. По таблице определить DLM экзотоксина, записать в тетрадь. По таблице определить DLM и вычислить LD50 микробов. Записать в тетрадь.

4. Изучить схемы заражения экспериментальных животных.

5. Внимательно ознакомиться с процессом вскрытия трупа заражённого животного. Протокол вскрытия записать в тетрадь.


Читайте также


  • - Дополнительный материал к занятию.

    План изучения темы Исходный уровень знаний. Роль микробной флоры в развитии кариеса. Занятие 27 Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения темы студент должен знать видовой состав микрофлоры, участвующей в формировании зубной бляшки; морфологию и... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию.

    План изучения темы. Исходный уровень знаний. Реакции иммунитета (окончание). Занятие 11 Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала необходимо знать о каждой из реакций: - ингредиенты; - механизм реакции; - методы и схемы постановки; -... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию.

    План изучения темы. Исходный уровень знаний. К антибактериальным препаратам. Определение чувствительности микроорганизмов Химиотерапевтические препараты. Антибиотики. Занятие 14Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    Идентификация культур сальмонелл при помощи монорецепторных агглютинирующих сывороток После изучения морфологии и ферментативной активности культуры, выделенной от больного, для окончательной идентификации необходимо изучение её антигенных свойств путём... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 35 ВОЗБУДИТЕЛИ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ. ВОЗБУДИТЕЛИ ГЕМОРРАГИЧЕСКОЙ ЛИХОРАДКИ С ПОЧЕЧНЫМ СИНДРОМОМ, ЛИХОРАДКИ МАРБУРГ, ЛИХОРАДКИ ЭБОЛА В последние годы особенно широкое распространение получили ви- русные... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний Для усвоения материала темы необходимо знать: - выделение чистой культуры аэробов и анаэробов; - питательные среды. Цель занятия 1. Изучить принципы идентификации чистых культур по морфологическим, культуральным,... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 34 ВОЗБУДИТЕЛИ ЭНТЕРОВИРУСНЫХ (ПОЛИОМЕЛИТА, КОКСАКИ, ЕСНО), НЕЙРОВИРУСНЫХ (БЕШЕНСТВА, ВИРУСНЫХ ЭНЦЕФАЛИТОВ) ИНФЕКЦИЙ Благодаря достижениям медицинской науки, главным образом, разработке препаратов для... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 6 ФИЗИОЛОГИЯ МИКРОБОВ. ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ. КУЛЬТИВИРОВАНИЕ БАКТЕРИЙ АЭРОБОВ И АНАЭРОБОВ. МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР БАКТЕРИЙ На предыдущих занятиях вы познакомились с морфологией и тинкториальными... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний Для усвоения материала темы необходимо знать: - морфологию и физиологию грибов и других продуцентов антибиотиков; - участие структурных элементов клеток прокариотов в их физиологических функциях; - состав и функции... [читать подробенее]


  • - Дополнительный материал к занятию

    План изучения темы Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 17 МЕДИЦИНСКИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ, ПРОФИЛАКТИКИ И ТЕРАПИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ Вам предстоит изучить лечебно-профилактические и диагностические биологические препараты. Врачу любой... [читать подробенее]