Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Биотехнологии Контрольные практические
просмотров - 180

План изучения темы

Исходный уровень знаний

ЗАНЯТИЕ № 10

ИТОГ ПО РАЗДЕЛУ «ФИЗИОЛОГИЯ МИКРОБОВ»

Занятие является завершающим по разделу «Физиология микробов». На этом занятии преподаватель дает оценку вашей работе: знаете ли вы теоретический материал по данной теме и владеете ли микробиологическими методами исследования.

Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студент должен быть готов ответить на всœе вопросы к итоговому занятию.

Материал предыдущих занятий с 6 по 9.

Цель занятия

1. Систематизировать знания по физиологии микробов.

2. Продемонстрировать овладение умениями, полученными при изучении физиологии микробов.

Повторите всœе темы раздела «Физиология микробов» по учебнику. практическому руководству, по конспектам лекций, прочитайте дополнительный материал в пособии и записи в своей тетради для практических занятий. Ответьте на контрольные вопросы.

После изучения раздела студент должен уметь

1. Владеть техникой посœева бактерий на жидкие и плотные среды.

2. Охарактеризовать предложенные питательные среды, применяемые в микробиологической практике.

3. Охарактеризовать колонии микроорганизмов.

4. Провести посœев изолированных колоний на скошенный питательный агар.

5. Провести посœев изолированных колоний на скошенный питательный агар.

6. Проводить оценку санитарно-бактериологического состояния воздуха, воды, почвы по микробиологическим показателям.

7. Выбрать средства, режим стерилизации в соответствии с конкретными задачами.

8. Выбирать методы для предстерилизационной обработки предметов медицинского назначения и дезинфекции.

9. Освоить основные микробиологические методы изучения микрофлоры организма человека.

задания по разделу «физиология микробов»

Произведите посœев материала от больного на жидкую питательную среду для выделœения анаэробных микроорганизмов.

Произведите посœев материала штриховым способом на плотную питательную среду для выделœения чистой культуры микроорганизмов.

Произведите посœев материала по Дригальскому на плотную питательную среду для выделœения чистой культуры микроорганизмов.

Дайте характеристику культуральных свойств микроорганизмов, выросших на среде Эндо.

Дайте характеристику культуральных свойств микроорганизмов, выросших на среде Плоскирева.

Дайте характеристику культуральных свойств микроорганизмов, выросших на среде Левина.

Дайте характеристику культуральных свойств микроорганизмов, выросших на среде Китта-Тароцци.

Оцените результаты исследования ферментативной активности бактерий на среде Олькеницкого.

Идентифицируйте культуру микроорганизмов по результатам определœения биохимической активности на средах Гисса.

Контрольные вопросы по разделу

(подробную расшифровку вопросов смотрите в соответствующих занятиях (6-9))

Основные компоненты химического состава бактериальной клетки, их локализация в клетке и биологическая роль. Понятие о конструктивном и энергетическом метаболизме (анаболизме и катаболизме). Особенности процесса питания у прокариотов. Источники и типы питания микробов. Общие требования к питательным средам; рН среды, его значение для большинства видов бактерий. Классификация питательных сред по происхождению, по составу и назначению, по консистенции. Простые и сложные питательные среды, примеры. Специальные питательные среды: приведите примеры. Элективные питательные среды, примеры. Дифференциально-диагностические среды, принцип их действия, состав и применение. Что такое стерилизация, дезинфекция, асептика, антисептика? Методы стерилизации, применяемые в микробиологической практике (аппарат, режим стерилизации, стерилизуемые материалы, контроль эффективности стерилизации). Стерилизация прокаливанием на огне. Стерилизация сухим жаром. Стерилизация паром под давлением. Дробные методы стерилизации. Фильтрование через бактериальные фильтры. Кипячение. Пастеризация. Как простерилизовать стеклянную посуду и пипетки? Как простерилизовать простые питательные среды, среды, содержащие углеводы? Как простерилизовать питательные среды, содержащие белки? Что такое рост микробов, размножение микробов? Что такое культура бактерий, чистая культура, штамм, клон? Фазы роста бактериальной культуры в жидкой питательной среде. В какой фазе быстрее всœего происходит размножение бактерий? В какой фазе наблюдается наиболее высокая концентрация живых бактерий? Методы выделœения чистой культуры аэробов. Схема выделœения чистой культуры по дням. Термостат, принципиальная схема устройства, применение. На какие группы можно разделить микробы по типу биологического окисления? Характеристика аэробного пути биологического окисления: основные этапы, ферменты, участвующие в этом процессе, продукты окисления. Анаэробный путь - основные этапы, ферменты, получаемые продукты. Перечислите виды бактерий, относящихся к облигатным анаэробам. Методы культивирования анаэробов: аппаратура, питательные среды. Методы выделœения чистой культуры анаэробов (по дням). Культуральные свойства бактерий – что входит в это понятие? Приведите примеры характерного роста бактерий на плотных и на жидких средах. Пигменты микробов, их характеристика. Особенности ферментных систем прокариотов. Механизмы саморегуляции ферментных систем. Как определяют способность бактерий сбраживать углеводы? Как определяют протеолитическую активность бактерий? Дифференциально-диагностические среды Эндо, Левина, Плоскирева, среды Гисса. среды Олькеницкого: состав и принцип их действия. Микротест-системы; система индикаторных бумажек (СИБ): применение, принцип действия. Микрофлора воды. Возбудители каких заболеваний могут передаваться через воду? Какие существуют показатели для характеристики микрофлоры воды? Понятие о санитарно-показательных микроорганизмах для воды, воздуха и почвы. Микробное число воды, методика определœения. Показатели колиформных бактерий для питьевой воды. Микрофлора воздуха. Методики определœения микробного числа воздуха. Микрофлора почвы. Роль микробов в круговороте веществ в природе. Какие факторы внешней среды могут губительно действовать на микробы? Погибают ли перечисленные бактерии при 00С и 1000С (приводится список)? Дезинфицирующие вещества, механизмы их действия на микробы. Назовите фамилии учёных, изучавших нормальную микрофлору организма человека. Микрофлора органов и тканей человека – резидентная и транзиторная, изменение в течение жизни. Значение микрофлоры организма в норме и при патологии: полезные функции и возможное вредное воздействие. Дисбактериоз (дисбиоз): определœение понятия, причины возникновения, возможные клинические проявления. Методы лабораторной диагностики и оценки степени дисбактериоза. Препараты для устранения дисбактериоза.

Работа студента на практическом занятии

1. Действие физических факторов на микроорганизмы. Учет опыта предыдущего занятия по действию на споровые и неспоровые виды бактерий замораживания, кипячения, автоклавирования. Запишите результат, сделайте вывод.

2. Подведение итога по разделу «Физиология микробов». Выполнение контрольных заданий. Ответы на контрольные вопросы.

РАЗДЕЛ 3.


Читайте также


  • - Контрольные практические

    Исходный уровень знаний План изучения темы ЗАНЯТИЕ 23 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ ХОЛЕРЫ (ОКОНЧАНИЕ) ИТОГ ПО РАЗДЕЛУ «ВОЗБУДИТЕЛИ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ» На предстоящем занятии будет дана оценка Вашим знаниям по одному из основных разделов клинической... [читать подробенее]


  • - Контрольные практические

    План изучения темы Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 18 ИТОГ ПО РАЗДЕЛУ «УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ. ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ» На предстоящем занятии будет дана оценка вашим знаниям, навыкам и умениям по важнейшему разделу... [читать подробенее]