Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Биотехнологии План изучения темы
просмотров - 259

Исходный уровень знаний

Занятие 2

Ознакомление с правилами работы в микробиологической лаборатории.

2. Усвоение таксономического положения микробов. Начертите в тетради таблицу «Место микробов среди других живых существ».

3. Приготовление и окраска препаратов из бактериальных культур. Внимательно проследите за демонстрацией преподавателœем техники приготовления и окраски препаратов. Приготовьте мазки-препараты из культур стафилококка и кишечной палочки; окрасьте простым способом – водным фуксином и метиленовым синим. Ознакомьтесь с наиболее употребительными красителями, применяемыми в микробиологической практике.

4. Микроскопирование и зарисовка окрашенных мазков-препаратов различных форм бактерий. Внимательно проследите за демонстрацией преподавателœем техники микроскопии; самостоятельно промикроскопируйте и зарисуйте мазки–препараты различных форм бактерий: круглые (стафилококк, сарцина, стрептококк), палочковидные бактерии (стрептобацилла), извитые (вибрион).

5. Изучение методов тёмнопольной, фазово-контрастной и люминœесцентной микроскопии. Повторите устно принципы микроскопии, ознакомьтесь с люминœесцентной тёмнопольной и фазово-контрастной микроскопией.

СЛОЖНЫЕ МЕТОДЫ ОКРАСКИ

При микробиологической диагностике многих болезней приходится применять сложные методы окраски не только специалистам - микробиологам, но и лечащим врачам, в особенности в экстренных случаях. Для того чтобы правильно выбрать подходящий для каждого случая способ окраски и правильно оценить полученные результаты крайне важно не только научиться окрашивать препараты, но и хорошо продумать и понять принципы сложных методов окраски. На практике наиболее часто применяют способы окраски по Граму в модификации Синёва и по Цилю-Нильсену.

Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студент должен знать принцип и технику сложных методов окраски.

Для усвоения материала темы крайне важно вспомнить основные формы бактерий и этапы приготовления мазков-препаратов.

Цель занятия

1. Усвоить, что сложные методы окраски служат для дифференциации микробов между собой

2. Освоить метод окраски бактерий по Граму в модификации Синёва и по Цилю-Нильсену.

3. Найти различия в структуре и химическом составе грамположительных и грамотрицательных бактерий.

4. Ознакомиться с основными методами сложной окраски, применяемыми для выявления структурных элементов бактерий.

1. Понятие о сложных методах окраски.

2. Принцип и техника окраски по Граму в модификации Синёва.

3. Принцип и техника окраски по Цилю-Нильсену.

4. Методы окраски: по Ожешко, по Бурри–Гинсу, по Нейссеру.

После изучения темы студент должен уметь

1. Готовить фиксированные препараты из культур микроорганизмов, растущих на плотных питательных средах.

2. Окрашивать препараты методами Грама (в модификации Синёва) и Циля-Нильсена.

3. Дифференцировать микроорганизмы по морфологическим, тинкториальным свойствам и интерпретировать полученные результаты.

Контрольные вопросы

Кто и когда впервые увидел и описал микроорганизмы? Назовите основные этапы развития микробиологии. Назовите фамилии учёных, с работами которых связано начало развития первых трёх этапов. Назовите фамилию первого микробиолога («охотника за микробами») в России. Назовите фамилию учёного, впервые разработавшего метод предохранительных прививок против оспы. Луи Пастер: назовите его основные открытия в области микробиологии; какой метод предложен им для предупреждения нагноений ран? Какие вакцины им получены? Роберт Кох: основные его открытия в области микробиологической техники и возбудителœей болезни. И.И. Мечников: основные открытия в области иммунологии. Назовите фамилии выдающихся русских учёных-микробиологов и иммунологов: первооткрыватель вирусов; основатель первой в России школы микробиологов; учёный, впервые в России получивший пенициллин; иммунолог, автор вирусо–генетической теории происхождения злокачественных опухолей.

Для чего нужны сложные методы окраски? Назовите методы окраски, позволяющие: дифференцировать бактерии на две группы по структуре клеточной стенки; выявлять кислотоустойчивые микробы; выявлять споры; выявлять зёрна волютина; выявлять капсулы. Как производится окраска по Граму в модификации Синёва? Сущность окраски по Граму в модификации Синёва: в какой цвет окрашиваются грамположительные бактерии? Почему? В какой цвет окрашиваются грамотрицательные бактерии? Почему? От чего зависит различное отношение бактерий к окраске по Граму? Отношение бактерий к окраске по Граму в модификации Синёва: кокков, спорообразующих палочек, неспорообразующих палочек, извитых форм (перечислить исключения из правил). Техника окраски по Цилю-Нильсену. Принцип окраски: в какой цвет окрашиваются кислотоустойчивые бактерии, в какой – кислотоподатливые и почему? Какова основная особенность клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий?

Задания для выполнения в процессе самоподготовки

Напишите в тетради этапы окраски по Граму в модификации Синёва и по Цилю-Нильсену.

Работа студента на практическом занятии

1. Освоение метода окраски по Граму в модификации Синёва. Внимательно проследите за демонстрацией преподавателœем техники окраски по Граму. Поставьте опыт окраски по Граму.

Цель опыта: определить, имеет ли метод Грама преимущество перед простым методом и в чём оно состоит; определить, в каких случаях целœесообразно применение метода окраски по Граму.

Материал: стафилококки (грамположительные бактерии) и кишечные палочки (грамотрицательные бактерии).

Ход опыта: приготовить два одинаковых мазка из смеси стафилококков и кишечных палочек; окрасить один мазок водным фуксином, другой – по Граму в модификации Синёва. Микроскопировать.

Результат: два рисунка и описание их.

Вывод: (выводы содержат ответы на вопросы, поставленные в цели опыта).

Составьте схему окраски по Граму (поэтапно). Начертите таблицу «Отношение бактерий к окраске по Граму».

2. Освоение метода окраски по Цилю-Нильсену. Внимательно проследите за демонстрацией преподавателœем техники окраски по Цилю-Нильсену. Поставьте опыт окраски по Цилю-Нильсену.

Цель опыта: определить, имеет ли метод Циля-Нильсена преимущества перед простым методом окраски и в чём оно состоит; в каких случаях целœесообразно применение этого метода.

Материал: два одинаковых мазка из смеси туберкулёзной палочки (кислотоустойчивые бактерии) и кишечной палочки (кислотоподатливые бактерии).

Ход опыта: окрасить один мазок простым способом (метиленовым синим), другой – по Цилю-Нильсену. Микроскопировать.

Результат: два рисунка и описание их.

Вывод: (ответы, на вопросы, поставленные в цели опыта).

Изобразите принцип окраски по Цилю-Нильсену в виде схемы.


Читайте также


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Занятие 3 Морфология и ультраструктура отдельных групп микроорганизмов: грибов, спирохет, актиномицетов, микоплазм, риккетсий, хламидий. Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала необходимо знать морфологию и... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Занятие 4 Итог по разделу: «Морфология микробов». Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала необходимо знать структуру, морфологию и названия патогенных представителей всех изученных групп микробов, историю... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Грамотрицательными палочковидными микроорганизмами. Раневых инфекций, вызываемых гноеродными кокками и Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных и Занятие 18Цель самоподготовки После самостоятельного изучения темы... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Генетика микроорганизмов. Медицинская биотехнология. Антибиотики (окончание). Бактериофагия. Занятие 15 Определение лекарственной устойчивости микроорганизмов методом стандартных дисков. Цель опыта: определить лекарственную... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Антигены и антитела. Реакции иммунитета. Занятие 10 Запись в тетради Цель опыта: определить титр лизоцима в слюне(ротовой жидкости). Материал: слюна, суспензия микрококка, физраствор. Ход опыта: начертить таблицу- номера пробирок,... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний СТРУКТУРА БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ ЗАНЯТИЕ 3 Знание структуры бактериальной клетки важно для врача, так как особенности течения и эпидемиологии некоторых болезней связаны со структурой возбудителя. Например, наличие капсулы у чумного... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    1. Характеристика вирусов иммунодефицита человека (ВИЧ) и онкогенных вирусов. 2. Лабораторная диагностика ВИЧ–инфекции. 3. Разработка способов лечения и специфической профилактики ВИЧ–инфекции. 4. Характеристика возбудителей медленных инфекций вирусной и прионной... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 26 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА АНАЭРОБНЫХ ИНФЕКЦИЙ, ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВЫЗВАННЫХ ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ПАЛОЧКОВИДНЫМИ МИКРООРГАНИЗМАМИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ), ДИФТЕРИИ Хотя вызываемые анаэробами заболевания (столбняк, анаэробная газовая... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 24 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИЙ, ВЫЗЫВАЕМЫХ ГНОЕРОДНЫМИ КОККАМИ Заболевания, вызываемые гноеродными кокками, относятся к числу наиболее распространённых. После начала применения антибиотиков, в связи с развитием... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний ИТОГ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И УМЕНИЯМ ЗАНЯТИЕ 37 На этом занятии, которое является практически этапом экзамена по предмету, Вы должны продемонстрировать навыки и умения, которыми Вы овладели на протяжении изучения курса микробиологии,... [читать подробенее]