Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Биотехнологии План изучения темы
просмотров - 417

Исходный уровень знаний

МОРФОЛОГИЯ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ГРИБОВ, СПИРОХЕТ, АКТИНОМИЦЕТОВ, МИКОПЛАЗМ, РИККЕТСИЙ, ХЛАМИДИЙ

ЗАНЯТИЕ 4

Среди перечисленных микробов имеются возбудители заболеваний, с которыми приходится сталкиваться врачу любой специальности: сифилис, лептоспироз, сыпной тиф, актиномикоз, грибковые поражения кожи и волос, кандидоз (нередко развивающийся как осложнение при лечении антибиотиками), микоплазменная пневмония, уретриты и многие другие. Врачу крайне важно знать морфологию возбудителœей, уметь определить их под микроскопом. Это не только крайне важно для полноценной теоретической подготовки врача, но важно и в практическом отношении, так как с различиями в структуре микробов связаны и особенности течения болезни, их различия по чувствительности к антимикробным препаратам, от чего зависит выбор химиотерапевтического препарата для лечения. Так, к примеру, к разным веществам чувствительны грибы и бактерии, микоплазмы и бактерии, актиномицеты и грибы, риккетсии и бактерии. Вместе с тем, крайне важно знать названия базовых патогенных представителœей каждой группы микробов и уметь грамотно написать их латинские названия.

Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студент должен знать морфологию и структуру грибов, актиномицетов, спирохет, микоплазм, риккетсий и хламидий, методы изучения этих групп микроорганизмов, уметь написать по–латыни названия патогенных представителœей перечисленных групп микробов.

Для усвоения материала данной темы крайне важно знать:

- структуру бактерий (для сравнения) – из предыдущих занятий;

- морфологию простейших (для сравнения) – из курса биологии.

Цель занятия

1. Отметить особенности строения и морфологии грибов, актиномицетов, спирохет, микоплазм, риккетсий и хламидий.

2. Познакомиться с методами изучения морфологии этих микроорганизмов.

1. Морфология грибов, классификация, значение в медицинœе.

2. Морфология актиномицетов, патогенные представители.

3. Морфология спирохет, классификация, структура, патогенные представители.

4. Морфология микоплазм, риккетсий, хламидий; патогенные представители.

После изучения темы студент должен уметь

1. Дифференцировать основные группы изучаемых микроорганизмов по особенностям их строения в готовых микропрепаратах.

Контрольные вопросы

Положение грибов среди микроорганизмов. Особенности строения. Способы размножения. Сравните биологическую роль спор грибов и спор бактерий. Структура клеток. Классификация грибов. Патогенные представители. Морфология нитчатых грибов. Значение их в патологии человека. Морфологические особенности дрожжей. Значение дрожжей в природе и в производстве. Морфологические особенности дрожжеподобных грибов. К какому роду относятся? Сходство их с дрожжами и отличия. Виды дрожжеподобных грибов, их роль в патологии человека. Какой вид чаще всœего вызывает заболевания? Способы изучения морфологии дрожжеподобных грибов. Дерматомицеты, их морфологические особенности; какие заболевания вызывают? Методы изучения морфологии. Опишите морфологию базовых видов дерматомицетов в поражённом волосœе. Актиномицеты – положение среди других микроорганизмов. Структура клетки, сходство с бактериями и отличия; способы размножения. Что образуют актиномицеты в пораженном органе? Каково строение этого образования? Значение актиномицетов в медицинской практике. Как называются заболевания, вызываемые актиномицетами? Патогенные представители. Морфология спирохет: положение спирохет среди микроорганизмов, их форма, структурные элементы, патогенные представители и нормальные обитатели организма человека. Методы изучения морфологии спирохет. Окраска по Романовскому-Гимза, её сущность, преимущества перед другими способами. Различия между тремя родами патогенных спирохет по морфологии и окраске по Романовскому-Гимза. Микоплазмы: их положение среди микроорганизмов, к какому классу относится, особенности морфологии и структуры, значение в патологии. Риккетсии: положение среди микроорганизмов; сходство с бактериями и вирусами. Морфологические типы риккетсий; способы окраски. Названия заболеваний, вызываемых риккетсиями, патогенные для человека представители. Хламидии: положение среди микроорганизмов, морфология, цикл размножения, патогенные представители.

Задания для выполнения в процессе самоподготовки

Напишите по–латыни названия патогенных представителœей микроскопических грибов, актиномицетов, спирохет, микоплазм, риккетсий, хламидий.

Работа студента на практическом занятии

1. Изучение морфологии микроскопических грибов. Приготовьте препарат из культуры дрожжеподобного гриба рода Candida, промикроскопируйте, найдите псевдомицелий, зарисуйте. Промикроскопируйте и зарисуйте препарат из культуры дрожжей в люминœесцентном и фазово-контрастном микроскопах. Изучите по таблицам и зарисуйте морфологию нитчатых грибов.

2. Изучение морфологии актиномицетов. Промикроскопируйте и зарисуйте препарат из чистой культуры актиномицета. Промикроскопируйте и зарисуйте препарат друзы в поражённом органе; опишите в дневнике, чем отличается строение актиномицета в чистой культуре и в органе, чем объясняются эти различия.

3. Изучение морфологии спирохет. Промикроскопируйте и зарисуйте препарат – мазок крови больного возвратным тифом, окрашенный по Романовскому-Гимза. Промикроскопируйте и зарисуйте препарат – бледная трепонема в отделяемом твёрдого шанкра и в чистой культуре; опишите в дневнике форму спирохеты и цвет при окраске по Романовскому–Гимза. Промикроскопируйте препарат живых лептоспир в тёмном поле зрения; опишите в дневнике характер завитков и характер движения лептоспир.

4. Изучение морфологии микоплазм. Посмотрите микроскопический препарат и таблицу, опишите в дневнике отличия в структуре клетки бактерий и микоплазм.

5. Изучение морфологии риккетсий. Промикроскопируйте и зарисуйте препарат из культуры Rickettsia provazekii. Сравните с таблицей, определите морфологические типы в мазке.

6. Изучение морфологии хламидий. Промикроскопируйте и зарисуйте препарат хламидий в клетке эпителия конъюнктивы, укажите стрелками элементарные и ретикулярные тельца.


Читайте также


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Занятие 3 Морфология и ультраструктура отдельных групп микроорганизмов: грибов, спирохет, актиномицетов, микоплазм, риккетсий, хламидий. Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала необходимо знать морфологию и... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Занятие 4 Итог по разделу: «Морфология микробов». Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала необходимо знать структуру, морфологию и названия патогенных представителей всех изученных групп микробов, историю... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Грамотрицательными палочковидными микроорганизмами. Раневых инфекций, вызываемых гноеродными кокками и Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных и Занятие 18Цель самоподготовки После самостоятельного изучения темы... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Генетика микроорганизмов. Медицинская биотехнология. Антибиотики (окончание). Бактериофагия. Занятие 15 Определение лекарственной устойчивости микроорганизмов методом стандартных дисков. Цель опыта: определить лекарственную... [читать подробенее]


  • - План изучения темы.

    Исходный уровень знаний. Антигены и антитела. Реакции иммунитета. Занятие 10 Запись в тетради Цель опыта: определить титр лизоцима в слюне(ротовой жидкости). Материал: слюна, суспензия микрококка, физраствор. Ход опыта: начертить таблицу- номера пробирок,... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний СТРУКТУРА БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ ЗАНЯТИЕ 3 Знание структуры бактериальной клетки важно для врача, так как особенности течения и эпидемиологии некоторых болезней связаны со структурой возбудителя. Например, наличие капсулы у чумного... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    1. Характеристика вирусов иммунодефицита человека (ВИЧ) и онкогенных вирусов. 2. Лабораторная диагностика ВИЧ–инфекции. 3. Разработка способов лечения и специфической профилактики ВИЧ–инфекции. 4. Характеристика возбудителей медленных инфекций вирусной и прионной... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 26 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА АНАЭРОБНЫХ ИНФЕКЦИЙ, ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВЫЗВАННЫХ ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ПАЛОЧКОВИДНЫМИ МИКРООРГАНИЗМАМИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ), ДИФТЕРИИ Хотя вызываемые анаэробами заболевания (столбняк, анаэробная газовая... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний ЗАНЯТИЕ 24 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИЙ, ВЫЗЫВАЕМЫХ ГНОЕРОДНЫМИ КОККАМИ Заболевания, вызываемые гноеродными кокками, относятся к числу наиболее распространённых. После начала применения антибиотиков, в связи с развитием... [читать подробенее]


  • - План изучения темы

    Исходный уровень знаний ИТОГ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И УМЕНИЯМ ЗАНЯТИЕ 37 На этом занятии, которое является практически этапом экзамена по предмету, Вы должны продемонстрировать навыки и умения, которыми Вы овладели на протяжении изучения курса микробиологии,... [читать подробенее]